Святая гора Афон – уникальное место. В географическом смысле это гора под названием Афон. В политическом – полуостров в составе Греции, но на правах автономии. В церковном – это часть Константинопольского Патриархата. Но, безусловно, самое главное, что нужно сказать об Афоне, так это то, что он представляет собой многонациональную православную монашескую республику со своим парламентом, который называется Священный Кинод.
Основное занятие здешних граждан – молитва. Во времена процветания на Афоне насчитывалось более 300 монастырей, но сегодня их всего 20, еще 10 скитов, а также множество келий и калив, в которых подвизаются отшельники и знаменитые афонские старцы.
Без преувеличения, Афон – это духовный центр Православия, поэтому в нынешнее время церковного раздора, устроенного Константинопольским Патриархатом (Фанаром) на канонической территории Русской Православной Церкви – на Украине, и этот весьма далекий от политики монашеский мир определенные силы пытаются вовлечь в противостояние Фанара с Москвой, заставить афонитов признать раскольников из т.н. ПЦУ. При этом отметим, что большинство насельников святогорских монастырей до недавнего времени вообще не знали, где находится Украина.
Здание Священного Кинода
Свою позицию по ситуации, как Фанар «урегулировал» церковный раскол в этой стране, Священный Кинод обозначил очень четко: здесь ждут всеправославного решения по «украинскому вопросу». Однако от такого решения высокомерно отказывается Патриарх Варфоломей. Так, в ответ на послание Антиохийского Патриарха он ответил: «После того как четыре Православные Церкви беспричинно с церковной и богословской точки зрения отказались участвовать в деле Вселенского Священного Собора (Критский Собор. – Авт.), чему нет оправданий, и Ваша древняя Церковь была одной из них, Экуменический Патриархат имеет серьёзное основание воздержаться от такого собрания на общеправославном уровне, которое будет бесполезным, поскольку приведет к согласию только в том, что участники будут не согласны друг с другом».
По всей видимости, причина нынешних действий Экуменической Патриархии на украинском направлении – это банальная обида Варфоломея на то, что Московский Патриархат, как и Антиохийский, отказался участвовать в Критском Соборе, который Фанар, с присущей ему мегаломанией, объявил Вселенским.
И, без сомнения, данной ситуацией поспешили воспользоваться заокеанские вершители судеб планеты Земля. Бывший посол США на Украине времен евромайдана Джеффри Пайетт теперь представляет эту страну в Греции и очень интересуется Афоном. Даже съездил туда несколько раз. И чем, как не американским влиянием, можно объяснить демарш четырех афонских монастырей во время очередного заседания Священного Кинота, которое состоялось 4 марта.
Представители Великой Лавры, Иверона, Кутлумуша и Нового Эсфигмена обвинили Русский на Афоне Пантелеимонов монастырь в попытке распространения на Святой Горе панславизма, зилотизма и этнофилетизма. На самом же деле приписываемые Пантелеимонову монастырю грехи – это как раз то, чем на самом деле занимается сегодня именно Фанар, заявляя о некой особой роли греческого народа в истории Православия и о том, что без Константинополя (которого на самом деле давно нет на карте мира) Православие вообще невозможно. А сам Патриарх Варфоломей претендует на такое первенство в Православном мире, которого нет даже у папы римского.
Русский на Афоне Пантелеимонов монастырь
Однако вернемся к дискуссии, возникшей во время заседания Священного Кинота. Касалась она темы т.н. автокефалии Украинской церкви вообще и допустимости принятия в афонских монастырях раскольников из «Православной церкви Украины» в частности. Поводом для нее стало мнение выше обозначенных четырех монастырей горы Афон, которое было опубликовано церковным информационным агентством Romfea. В результате большинство монастырей и монахов – святогорцев выразили свое несогласие с крайне политизированной позицией представителей монастырей Великой Лавры, Иверского, Кутлумуша и Нового Эсфигмена.
Мало того, члены Кинота заявили о том, что эта позиция не имеет ничего общего с вселенским характером Святой горы и ее мирным, объединяющим и наднациональным духом. Некоторые монастыри выразили сожаление по поводу мнения, выраженного четырьмя монастырями и содержащего множество необоснованных обвинений в отношении русских монахов. Мнения эти не разделяются всеми отцами-святогорцами, а также не способствуют единству и не вносят позитивный вклад в реализацию решения Священного Кинота о сохранении умеренной позиции по «украинскому вопросу» и о недопущении использования Священного Кинота в политических целях, совершенно чуждых духовному характеру Святой горы Афон. Об этом говорится в публикации греческого ресурса Vima orthodoxias, русский перевод которого размещен на сайте «Православие.Ru».
Как мы уже сказали, монастыри Афона принадлежат Константинопольскому Патриархату, несмотря на то что расположены они на территории Греции, в которой есть своя Поместная Элладская Православная Церковь. И, по всей видимости, на Фанаре слово «принадлежат» понимают в буквальном смысле. Возможно, читатель обратил внимание на название монастыря Новый Эсфигмен. Его происхождение объясняется тем, что насельники «старого» Эсфигмена отказались поминать (иначе говоря, подчиняться) Патриарха Варфоломея по причинам отступления этого иерарха от канонов Православия. В результате появился новый монастырь с монахами, абсолютно лояльными высшему руководству.
Еще одной иллюстрацией методов воздействия Фанара служит ситуация, сложившаяся с игуменом Ватопедского монастыря Ефремом, которого вынудили к поездке в Киев на инаугурацию т.н. предстоятеля ПЦУ Епифания.
В случае отказа отцу Ефрему угрожали лишением сана, а монастырю – закрытием и расформированием. В результате пожилой и, мягко говоря, не очень здоровый человек с очередным инфарктом оказался в больнице. Но на инаугурацию раскольника все равно не попал – очевидно, так судил Сам Господь. Конечно же, не случайно выбор для этой провокации пал именно на отца Ефрема, известного своей любовью к России. Именно он, напомним, в 2011 г. провез величайшую святыню Афона – Пояс Пресвятой Богородицы практически по всем епархиям Русской Православной Церкви. Причем сама святыня тогда впервые покинула Святую гору. Напомним также, что игумен Ефрем – один из самых уважаемых монахов-святогорцев.
Игумен Ефрем
Сегодня становится очевидным, что Фанар пытается, что называется, достать Москву через Афон, провоцируя представителей лояльных монастырей на антирусские, можно сказать, ксенофобские действия. При этом в Константинопольском Патриархате не обращают внимания на то, что таким образом уничтожается сам дух Святой горы, дискредитируется его монашество и формируется анти-Афон…
Известны и слова Патриарха Варфоломея в отношении непримиримой позиции РПЦ по поводу т.н. автокефалии украинской Церкви: русским рано или поздно придется с этим смириться. То есть менять свое решение этот закосневший в гордыне иерарх, по всей видимости, не собирается. Но как раз сейчас появилась возможность сделать это без ущерба для его самомнения.
Выход из кризиса предложило Священноначалие УПЦ на заседании Священного Синода, состоявшегося 3 апреля в Киево-Печерской Лавре.
«Следует констатировать, что действия Константинопольского Патриархата в Украине нанесли большой ущерб украинскому Православию, а также стали угрозой для всеправославного единства. Считаем, что Константинопольский Патриархат и лично Патриарх Варфоломей должны признать свою ошибку и работать над ее исправлением», – говорится в заявлении Синода УПЦ, опубликованном на ее сайте. А «способом исправления этой ошибки мог бы быть отзыв томоса, призыв к раскольникам о покаянии в грехе раскола и созыв Всеправославного собрания для соборного решения украинского церковного вопроса».
Повод для такого, «обратного» хода Фанару сегодня дают сами раскольники из т.н. ПЦУ, активно занимаясь изменением устава, выданного им экуменическим Патриархатом. В авангарде, как всегда, расстрига Денисенко, не желающий расставаться ни с самовольно присвоенным патриаршим куколем, ни с единоличной властью в раскольничьей структуре.
Священный Синод Русской Православной Церкви, заседавший 4 апреля, выразил всемерную поддержку канонической Украинской Православной Церкви. В Журнал № 21 заседания Священного Синода РПЦ так и записано: «Поддержать Заявление Синода Украинской Православной Церкви от 3 апреля 2019 года, в котором констатируется, что «идея преодоления церковного раскола в Украине через предоставление Томоса об автокефалии неканоническим церковным группировкам («УПЦ КП» и «УАПЦ») оказалась ошибочной. Ни одна из Поместных Православных Церквей не признала этого незаконного деяния Константинопольского Патриархата, а значительная часть Поместных Церквей, в частности Антиохийская, Русская, Сербская, Кипрская, Албанская, Польская и Православная Церковь Чешских земель и Словакии, в различных формах уже выразили свое несогласие с решениями Константинопольского Патриархата. Поместные Церкви также заявили, что не признают новосозданную «Православную церковь Украины», не признают действительность хиротоний в этой структуре и запрещают своему духовенству иметь любое молитвенное общение и литургическое сослужение с ее представителями. Таким образом, не произошло рецепции, то есть восприятия мировым Православием этих действий Константинопольского Патриархата, который фактически попытался легализовать раскол. Соответственно, легализация раскола – это не тот путь, которым можно достичь церковного единства».
Прислушаются ли на Фанаре к голосу разума или станут вслед за анти-Афоном формировать антиПравославие?
________________________
Фото https://tsargrad.tv; http://www.patriarchia.ru