Большая Евразия из геополитической идеи постепенно превращается в реальный проект, наполненный не только амбициозными планами, но и масштабной практической деятельностью. Это, в свою очередь, способствует все большему признанию евразийского проекта на мировой арене и росту авторитета евразийских структур. Свидетельством тому стал недавно прошедший в Пекине второй саммит «Один пояс – один путь».
Все флаги в гости к нам
Как отметил председатель КНР Си Цзиньпин, форум этого года «стал намного масштабнее и содержательнее первого, он привлек больше стран и принес больше результатов». Действительно, масштабы мероприятия поражают воображение.
В нынешнем форуме приняли участие главы государств и правительств 37 стран, 360 министров, около 5 тыс. гостей, представляющих 150 стран и 90 международных организаций, включая Генсека ООН и главу МВФ. Помимо общих встреч, состоялись 12 подфорумов и конференция предпринимателей, а общая сумма подписанных международных договоров достигла 67 млрд. долл. Проект «Один пояс – один путь» охватывает территорию, на которой проживает 63% населения планеты. Общий объем импорта и экспорта товаров между Китаем и странами «Пояса и пути» в 2018 г. достиг 1,3 трлн. долл.
О важности для Китая проекта, который является частью Конституции страны, свидетельствует и размер инвестиций, вкладываемый в развитие мегаинициативы. Один лишь Китайский банк развития (CDB) начиная с 2013 года предоставил финансирование на сумму свыше 190 млрд. долл. для реализации более 600 инфраструктурных проектов. Кроме того, действуют фонд «Шелковый путь» с первоначальным капиталом в 10 млрд. долл., который Пекин готов увеличить до 40 млрд., инвестиционный фонд «Один пояс – один путь» с капиталом 3,2 млрд. долл., который будет увеличен в 2020 г. до 16 млрд. Вовлечен в инвестирование и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций с уставным капиталом в 100 млрд. долл. Общий же инвестиционный потенциал Китая достигает 1 трлн. долл. в сравнении с 60 млрд., которые готовы вложить в сохранение своей гегемонии США.
По информации генерального консула КНР в Алматы Чжан Вэя, «на данный момент более чем 150 стран и международных организаций подписали с Китаем соглашение о сотрудничестве в рамках совместной реализации «Пояса и пути». Идет сопряжение инициативы с программами развития и сотрудничества ООН, АСЕАН, АС, ЕС, ЕАЭС и других международных и региональных организаций, а также с национальной стратегией развития разных стран». В частности, в ближайшее время вступит в силу соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и Китаем.
Преимуществами китайского проекта активно пользуются и страны евразийского пространства. Так, во время форума Китай и Казахстан подписали план сотрудничества в индустриально-инвестиционной сфере, «Правила процедур объединенной рабочей группы по транспортировкам маршрута Китай–Европа», «Меморандум о сотрудничестве финансового контроля и управления» и другие документы о сотрудничестве. Кроме того, Китайский государственный комитет по развитию и реформам, фонд «Шелковый путь», Международная финансовая компания, Китайский государственный банк развития, Экспортно-импортный банк Китая подписали с соответствующими ведомствами Казахстана перечень проектов по инвестированию и финансированию.
Как отмечает посол Белоруссии в Китае К. Рудый, РБ является одной из стран, получающих наибольшую выгоду от сотрудничества в рамках «Шелкового пути»: «Мы начинали с инфраструктурных проектов. Реализовали почти 30 проектов. У нас есть совместный китайско-белорусский проект – индустриальный парк «Великий камень». За последние шесть лет мы в 30 раз увеличили количество контейнеров, которые проходят из Китая через Беларусь в Европу». В индустриальном парке «Великий камень» насчитывается 43 предприятия, но в ближайшее время планируется довести их число до 60, а до конца следующего года – до 100.
Киргизия, в свою очередь, сделала ставки на кредиты и привлекла 1,5 млрд. долл., в частности на строительство подстанции ЛЭП «Датка-Кемин», модернизацию ТЭЦ города Бишкека и строительство альтернативной трассы Север-Юг.
Россия и «Шелковый путь»
Как отметил Владимир Путин, прибывший на форум в качестве одного из почетных гостей, «российская сторона неоднократно подчеркивала, что инициатива председателя КНР «Один пояс – один путь» перекликается с российской идеей создания большого евразийского партнерства, которое именно и предполагает «интеграцию интеграций», то есть тесное сопряжение идущих в Евразии различных двусторонних и многосторонних интеграционных процессов».
Информируя о развитии Евразийского союза, лидер России подчеркнул, что все страны-участницы поддерживают сопряжение ЕврАзЭС и инициативы «Один пояс – один путь», которые «имеют общие корни, основываются на понятных всем принципах и ценностях: естественном стремлении народов жить в мире и согласии, иметь свободный доступ к достижениям современной науки и инновационного развития, при этом сохраняя свою культурную и духовную самобытность».
Заседание круглого стола международного форума «Один пояс – один путь». Пекин, 27 апреля 2019 г.
Что же касается участия РФ в реализации проектов «Шелкового пути», президент информировал о национальных программах, направленных на развитие инфраструктуры. Речь идет о национальном проекте «Безопасные и качественные автодороги» до 2024 года с финансированием в 80 млрд. долл., комплексной программе строительства магистральной инфраструктуры с бюджетом в 130 млрд. долл. Кроме того, Россия ведет модернизацию БАМа и Транссиба, развивает Северный морской путь, который может использоваться для транспортировки китайских товаров в Европу, поддерживает создание транспортного коридора Север-Юг.
Но не дорогами едиными. Одним из приоритетов сотрудничества в рамках сопряжения евразийских проектов российский президент считает формирование общей энергетической инфраструктуры. На конечной стадии находится строительство газопроводов «Сила Сибири», «Северный поток - 2», «Турецкий поток». С участием китайских партнеров создается инфраструктура по добыче и экспорту сжиженного газа. «В прошлом году поставки российского СПГ за рубеж увеличились более чем на 70 процентов – до почти 27 миллиардов кубических метров. В ближайшие двадцать лет рассчитываем довести данный показатель до 100 миллиардов кубических метров. Будут построены новые заводы на севере России: «Ямал СПГ», «Арктик СПГ». Рассматривается возможность расширения «Сахалина-2», – подчеркнул В. Путин. В строительстве «Арктик СПГ» примут участие китайские фирмы, которые приобрели 20% акций проекта.
Как отмечает посол Китая в РФ Ли Хуэй, быстрыми темпами растет объем российско-китайской торговли, который в 2018 г. достиг 107,06 млрд. долл. По его словам, «подписан ряд соглашений о сотрудничестве в ядерной сфере, успешно осуществляется совместная разработка широкофюзеляжного пассажирского самолета. Стабильно продвигается вперед реализация проектов транспортной инфраструктуры, таких как первый трансграничный железнодорожный мост и первый трансграничный автомобильный мост, международные транспортные коридоры Приморье-1 и Приморье-2, экономический коридор Китай – Монголия – Россия, железнодорожные рейсы Китай – Европа и т.д. Между многими городами двух стран открылись прямые авиарейсы».
Альтерглобализация и взаимопомощь
Успех проекта «Один пояс – один путь» в частности и процессов евразийской интеграции в целом объясняется совершенно отличными от западного колониализма принципами.
Как отметил В. Путин, Китай проводит свою внешнеполитическую повестку «достаточно цивилизованно, мягко и таким образом, что предлагаемые решения для общего развития соответствуют интересам подавляющего большинства участников международного общения, если не всех». В качестве примера внимания к своим партнерам российский лидер привел улучшение структуры российского экспорта в Китай.
Во-первых, основополагающим принципом евразийских инициатив является уважение к суверенитету, традициям и национальным интересам друг друга. Крупнейший инвестор Китай, как и его партнеры по евразийской интеграции, никого не «учит жить», не навязывает тип власти и чуждые народам ценности. Более того, в силу своей гибкости и принципа «интеграции интеграций» никто не требует разрыва союзнических отношений с традиционными партнерами, в отличие от того же ЕС, ввергнувшего своими капризами Украину в гражданскую войну.
Во-вторых, как ни парадоксально, именно Россия, Китай, Иран и другие государства Евразии оказались защитниками принципов свободной торговли ВТО и незыблемости норм международного права. Как отметил В. Путин, «важно выработать эффективный ответ на риски фрагментации глобального политического, экономического и технологического пространства, на рост протекционизма, наиболее опасной формой которого являются часто используемые в настоящее время нелегитимные, предпринимаемые в обход Совета Безопасности ООН односторонние ограничения или, хуже того, торговые войны». «Необходимо отказаться о замкнутости и эксклюзивных клубов по интересам», – вторит ему глава КНР Си Цзиньпин.
В-третьих, евразийская интеграция направлена на преодоление бедности, обеспечение устойчивого развития, уравнивание экономического потенциала стран-участниц, взаимодополняемость регионов, создание рабочих мест, технологический рывок, повышение уровня образования и развитие человеческого капитала.
Начавшись как проект по созданию транспортных сетей, «Шелковый путь» постепенно преобразовался в своеобразный стратегический союз, члены которого не ограничиваются лишь проблемами торговли и перевозок. На сегодняшний день евразийское партнерство концентрируется на инвестиционном и промышленном сотрудничестве, создании инфраструктурных проектов, единого энергетического пространства, цифровизации, экологии, развитии технологий, гуманитарном диалоге и т.д.
Все – за, одна Баба-яга против
Темпы развития евразийской интеграции, практически всеобщее одобрение предложенной Россией и Китаем интеграционной повестки и масштабы происходящего вызывают настоящую истерику в Вашингтоне. Считая Китай своим основным противником, США развязали против него торговую войну.
Не дает покоя заокеанским «партнерам» и «Один пояс – один путь». Как отмечает аналитическое агентство Stratfor, «ключевой целью США на 2019 год является противодействие китайской инициативе «Один пояс – один путь». Оценивая итоги саммита, программный директор организации Asia-Pacific Security Program в американском Центре за новую американскую безопасность Д. Климан пишет: «Лидерам США будет заманчиво сосредоточиться исключительно на усилении растущей международной озабоченности по поводу недостатков китайских инфраструктурных проектов».
В свою очередь, Совет по международным делам США ревнует Италию к Китаю, предостерегая, что «решение Италии сигнализирует о том, что в скором времени единый фронт, выступающий против очередного проекта Китая, распадется на части». Речь идет о подписании Римом и Пекином 29 контрактов на общую сумму в 2,8 млрд. долл., которые пойдут на развитие портовой инфраструктуры Триеста, Генуи и Палермо.
Но своих европейских союзников Вашингтону явно не удержать в узде. Во время мартовского визита Си Цзиньпина во Францию состоялся его диалог с участием глав Германии, Франции и Еврокомиссии о развитии отношений с Китаем. По мнению профессора Женевского института международных отношений и развития Сян Ланьсиня, «ЕС не только защищает свои экономические интересы, но также нацеливается на выработку столь необходимой «стратегической автономности», что, кстати, предусмотрено «Глобальной стратегией» ЕС от 2016 года и франко-германским Елисейским договором, продлённым 22 января 2019 года». Этому же может послужить и «стратегическая перезагрузка в отношениях с Россией, чего так боятся антироссийские «ястребы» в Вашингтоне». Помимо Италии, подписантами партнерства в рамках «Шелкового пути» являются также Греция, Австрия, Люксембург. А Пекинский саммит посетил президент Швейцарии У. Маурер.
Не потому ли The National Interest уже предлагает «простить» России Крым и заключить с ней временный антикитайский пакт?
Впрочем, собака лает, а караван идет. И вряд ли что-нибудь или кто-нибудь сможет остановить мощную поступь евразийской интеграции.
___________________________
Фото http://www.kremlin.ru/