Глава госкомитета по развитию туризма Узбекистана Абдулазиз Аккулов в ходе первой туристической ярмарки стран СНГ в Самарканде сообщил, что страны Содружества поддержали выдвинутый Узбекистаном и Казахстаном проект введения общей визы Silk way для привлечения иностранных туристов.
Не секрет, что больше всех во введении «шелковых виз», общих для Средней Азии, заинтересован Узбекистан, который обладает самым богатым культурно-историческим наследием. Иностранных туристов привлекают его хорошо сохранившиеся средневековые города – Бухара, Самарканд, Хива, где расположена масса исторических памятников. По словам А. Аккулова, темпы роста туристического потока в РУз показывают самый высокий рост со времени распада СССР. В 2018 г. количество иностранных туристов в республике по сравнению с предыдущим 2017 г. выросло в два раза и составило до 5,3 млн. человек, а в январе-мае этого года увеличилось еще на треть. Власти Узбекистана рассматривают туризм как одну из наиболее перспективных отраслей экономики, стремясь увеличить масштабы туристического потока.
Между тем идея введения общих виз для стран Шелкового пути принадлежит не Узбекистану, а Казахстану. Еще в марте 2016 г. на шестой встрече министров стран Шелкового пути, состоявшейся в ходе туристической выставке в Берлине, представитель Казахстана рассказал о возможностях продвижения Шелкового пути в рамках подготовки к предстоящей всемирной выставке «Астана ЭКСПО –2017». На этой встрече Всемирная туристская организация официально запустила план действий по Шелковому пути на 2016-2017 годы и представила доклад «Тенденции в сфере путешествий по Шелковому пути», основанный на основе опроса 10 678 международных туристов. По итогам этого опроса выяснилось, что о Шелковом пути слышали восемь из десяти путешественников.
А 4 июня 2018 г. дочь первого президента Казахстана Н. Назарбаева председатель комитета по международным отношениям, обороне и безопасности сената Дарига Назарбаева на встрече с узбекскими парламентариями выдвинула идею создания азиатского аналога шенгенской зоны, которая позволила бы туристам посещать не одну, а сразу несколько стран. Общую визу для стран «азиатского Шенгена» Д. Назарбаева предложила по аналогии с проектом «Шелковый путь» именовать Silk viza. Основная цель ее введения – стимулирование туристических потоков между странами региона, которые на сегодняшний день сдерживаются необходимостью получения национальных виз и сложностями с пересечением границ.
В качестве ключевых условий создания единого визового пространства двух стран, ориентированного на привлечение иностранных туристов, Д. Назарбаева назвала создание благоприятного пограничного режима и использование информационных технологий. «Необходимо создать прозрачную, открытую и дружественную границу, тогда отношения во всех сферах выстроятся сами собой, – заявила она. – Для этого нужно унифицировать все таможенные процедуры. Ускорение невозможно без информатизации. Без современных информационных систем невозможно обеспечить контроль на границе».
Кроме того, «шелковые визы» должны способствовать общему улучшению межгосударственных отношений в регионе. Во многом появление идеи совпало с началом осуществления нового внешнеполитического курса президента Узбекистана Шавката Мирзиёева. Отказавшись от жесткой и конфронтационной политики своего предшественника Ислама Каримова, он сумел значительно улучшить отношения с большинством стран региона.
В это же время появляется и целый ряд интеграционных инициатив, призванных объединить страны региона без участия России. В их числе – выдвинутый американцами дипломатический формат «С5+1», объединяющий пять среднеазиатских государств и США, идея возрождения Центрально-Азиатского союза, а также предложение президента Туркмении Гурбангулы Бердымухамедова создать в качестве совещательного и консультативного органа Совет глав государств Центральной Азии.
В число 10 стран, которые чаще всего ассоциируются у туристов с Шелковым путем, вошли Китай, Монголия, Казахстан, Узбекистан, Иран, Турция, Туркменистан, Кыргызстан, Таджикистан и Азербайджан. Большинство из них полностью или частью своей территории принадлежат к Центральной Азии, которая является узловой точкой маршрута, связывающей собой его конечные пункты – Китай и Ближний Восток. Как выяснилось по результатам исследования, проведенного Всемирной туристской организацией, число тех, кто хотел бы путешествовать по этому маршруту, станет значительно больше, если у них появится возможность получать единую визу «шелковый путь». Поэтому Казахстан стремится привлечь к участию в этом проекта не только Узбекистан, но и другие среднеазиатские государства, также заинтересованные в увеличении туристического потока.
9-10 июля этого года в Самарканде состоялась первая туристическая ярмарка стран СНГ, в которой приняли участие туристические ведомства Узбекистана, Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. Участники заседания поддержали работу Узбекистана и Казахстана по созданию режима Silk way. Кроме того, Киргизия выступила с инициативой разработки проекта общего туристического визового пространства в рамках СНГ, а не только стран Шелкового пути. «Паспорт туриста СНГ» или «Виза СНГ» должны позволить гражданам стран Содружества путешествовать по его территории на льготных условиях. Правда, практический смысл этого предложения пока до конца не ясен, так как между большинством странами СНГ и так действует безвизовое пространство.
Существует и тюркский вариант введения «шелковой визы» под названием «Современный шелковый путь», который предполагает, что к Казахстану и Узбекистану должны присоединиться еще три тюркоязычные страны – Турция, Азербайджан и Киргизия. Инициатива расширения числа участников проекта Silk viza также принадлежит Казахстану. О его старте было объявлено в августе прошлого года по итогам четвертого заседания министров по туризму Тюркского совета, объединяющего тюркоязычные страны мира. Заместитель генерального секретаря Тюркского совета Омер Коджаман на итоговой пресс-конференции сообщил, что первый тур должен стартовать 31 августа 2018 г. в Казахстане и Киргизии, а его участники смогут принять участие в церемонии открытия III Всемирных игр кочевников. По итогам заседания был подписан протокол. Однако о дальнейшей судьбе проекта пока ничего не известно.
При всей привлекательности проекта введения общих «шелковых виз» для Средней Азии очевидно, что планы включения в него Китая, Турции, Ирана и других стран дальнего зарубежья вступают в определенное противоречие с правовыми нормами СНГ и ЕАЭС, где существует общее безвизовое пространство. Крайне необходимо тщательно взвесить все за и против. Ведь введение «шелковых виз» вполне может стать способом проникновения криминальных и экстремистских элементов, которые и так широко пользуются возможностями свободного передвижения по территории Содружества. Бороться с ними органам безопасности приходится уже на территории РФ.
В чем-то похожая ситуация сложилась между Россией и Белоруссией, которая в январе 2017 г. ввела безвизовый въезд для граждан 80 стран мира на срок не более пяти суток. В итоге с 7 февраля 2017 г. приказом директора ФСБ на территории граничащих с Белоруссией областей была восстановлена пограничная зона. Правда, свободу передвижения граждан обеих стран она не ограничивает, предусматривая лишь особый режим контроля физлиц и транспорта.
В Средней Азии положение усугубляется угрозами наркотрафика, терроризма и религиозного экстремизма, которые лишь усиливаются. В отличие от Белоруссии, государства этого региона граничат с крайне нестабильным Афганистаном, где ситуация также стремительно деградирует. Примечательно, что введение общих «шелковых виз» пока поддержали представители туристических ведомств, а отнюдь не государственных органов, ответственных за безопасность и внешнюю политику. В итоге проблемы, порождаемые идеей упрощения визового режима для привлечения туристов, могут создать на пути ее практической реализации труднопреодолимые препятствия.