Прикаспийские страны медленно, но последовательно укрепляют региональное сотрудничество. И это несмотря на то, что далеко не все государства ратифицировали Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря.
11 августа в Туркменистане в национальной туристической зоне «Аваза» двери участникам распахнул первый Каспийский экономический форум (КЭФ). По данным организаторов этого мероприятия, в его работе приняли участие свыше 1500 иностранных гостей, среди которых 50 высокопоставленных политиков из 19 международных организаций. К слову, наряду с делегациями их пяти прикаспийских государств в Туркменистан прибыли делегации из сопредельных регионов – Кавказа и Центральной Азии. Подобный факт говорит о растущем влиянии Каспия на сопредельные регионы Евразии.
Россию, кроме премьер-министра Дмитрия Медведева, представлял президент Татарстана Рустам Минниханов. Наряду с правительственными делегациями пяти прикаспийских стран в работе форума приняли участие премьер-министр Узбекистана Абдулла Арипов и его коллега из Болгарии Бойко Борисов.
О статусе Каспия предельно ясно высказался Д. Медведев. «Волга и, соответственно, Каспий для нас – важнейшие части важнейшей артерии жизни нашего большого государства, именно поэтому мы уделяем этому столь значительное внимание», – отметил он на КЭФ.
Напомним, что идею Экономического форума первым озвучил президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов на саммите в Астрахани в 2014 году. Но окончательно решение о проведении бизнес-форума было принято в августе прошлого года в Актау, в рамках мероприятия по подписанию Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. Время пролетело незаметно и быстро, и вот в Туркменистан потянулись правительственные делегации, бизнес-круги прикаспийских государств.
Самые главные надежды на форум связаны с «реанимацией» регионального сотрудничества. Ещё в 2018 году, на саммите в Актау главы государств, эксперты отмечали, что потенциал Каспия не ограничивается только его энергетическими ресурсами. Это не просто «нефтегазовый Клондайк», но ещё и регион, где проживает население общей численностью более 20 млн. человек со своими потребностями и интересами. Поэтому вопросы долгосрочного развития требуют налаживания сотрудничества в экономике и торговле, экологии, сферах безопасности, образования.
Собственно, подписанная в 2018 году в Актау конвенция призвана была не только разграничить дно и море между пятью странами, но и наполнить региональное сотрудничество новым содержанием. Поэтому, как сказал глава МИД РФ Сергей Лавров, бизнес-форум призван придать «дополнительный импульс сотрудничеству в таких сферах, как торговля, инвестиции и туризм, что будет способствовать в том числе превращению Каспия в один из крупнейших мировых транспортно-транзитных узлов».
Для прикаспийского региона проблема носит актуальный характер, поскольку внутрирегиональные связи между странами остаются слабыми. Это несмотря на то, что минуло 27 лет с момента развала СССР и появления на берегах Каспия новых независимых государств. Однако интенсивное сотрудничество не заладилось. К примеру, объём взаимной торговли между Казахстаном и Туркменистаном в первом полугодии текущего года составил 68 млн. долларов, что не отвечает действительному потенциалу экономик двух государств. Слабое региональное сотрудничество имеет объяснение.
Нефть и газ хоть и остаются основными богатствами Каспийского региона, но одновременно с этим они сдерживают торговые и экономические отношения. Страны региона являются экспортёрами энергоресурсов. Нефть и газ им самим особо не нужны. Поэтому главными торговыми и экономическими партнёрами для них выступают не ближайшие соседи, а страны дальнего зарубежья – Европа и Китай. К тому же на внешних рынках прикаспийские государства являются конкурентами за рынки сбыта. Это бросается в глаза всякий раз, как только речь заходит о маршрутах поставки добываемых энергоресурсов. Выходит, нефть и газ позволяли прикаспийским странами поддерживать свой экономический рост, но никак не торговые и экономические связи между собой.
Ситуацию хорошо иллюстрирует взаимная торговля Азербайджана, Казахстана и Туркменистана. Несмотря на объем их экономик, показатели торговли существенно отстают. Нур-Султан и Баку, например, не раз ставили задачу довести взаимную торговлю до 500 млн. долларов. Сумма небольшая, но рубеж до сих пор не пройден. Хотя стоит отметить, что в последнее время наметились положительные перемены. Товарооборот между Казахстаном и Ираном имеет тенденцию роста. Впрочем, аналогичная картина прослеживается в других странах обширного региона.
Выход из положения есть. Но для этого прикаспийским странам следует диверсифицировать внешнюю торговлю и суверенные экономики. С тем, чтобы производить и закупать продукцию не в странах дальнего зарубежья, а внутри региона. Как сказал Дмитрий Медведев, необходимо «развитие несырьевых секторов, которые должны стать новыми точками роста в Каспийском регионе».
Справиться с такой задачей призван КЭФ, в работе которого приняли участие более 500 бизнес-структур из более чем 10 стран. Результат уже имеется. К примеру, фармацевтическая компания DolcePharm из Казахстана подписала соглашение на поставку одноразовых медицинских изделий на сумму 400 тыс. долларов.
Но всё-таки главным событием КЭФ стала встреча прибывших на форум правительственных делегаций. В первый же день они обсудили актуальные вопросы, касающиеся перспектив развития региона. В поле зрения оказалась транспортная инфраструктура. Каспий часто называют «нефтегазовым Клондайком». Однако в последние годы по мере реализации КНР программы «Один пояс, один путь» регион начинает восприниматься и как важная транспортная артерия Евразии.
«Транзитные перевозки сегодня – это большие деньги, за которые идёт жёсткая конкуренция», – напомнил Д. Медведев. В свою очередь туркменский лидер Гурбангулы Бердымухамедов снова вернулся к идее Каспийского регионального логистического центра. О ней он говорил ещё на саммите в Актау. По словам Г. Бердымухамедова, центр будет координировать деятельность стран с тем, чтобы повысить эффективность «использования новых транзитно-транспортных коридоров, соединяющих Азию с Европой».
Проблема есть, но она касается не только координации, но и выработки общей политики государств в сфере грузоперевозок, например тарифов. Кроме того, далеко не между всеми прикаспийскими странами имеется прямое авиасообщение. Если между четырьмя бывшими советскими республиками воздушные сообщения более или менее развиты, то Иран остаётся в стороне. Оптимально упрощать режим пересечения границ с тем, чтобы люди стали ближе друг к другу. Тем более что это благоприятно сказывается на росте взаимных инвестиций.
В принципе за последние годы транспортная инфраструктура региона развивалась динамично. Сегодня Каспийское море опоясано железнодорожными путями, а его основные порты прошли модернизацию, как следствие увеличилась их пропускная способность. Так, в первой половине 2018 года грузопоток в Каспийском регионе вырос на 39% к аналогичному показателю 2017 года. В общем и целом это не предел возможностей. В планах казахстанского правительства к 2020 году довести ежегодный грузооборот порта Актау до 22 млн тонн.
Кроме сказанного выше, на форуме глава Туркменистана также предложил создать инновационный город, аналог Кремниевой долины, только на берегу Каспия. «Здесь, в этой своеобразной лаборатории идей, учёные, специалисты фундаментальной и прикладной науки прикаспийских и других государств вместе будут работать над созданием нового технологического плана для Каспия», – сказал он.
Об инновационном развитии сегодня говорят повсеместно, не стал исключением и первый КЭФ. Но нужно ли строить ради этого город? Тем более что подобные идеи можно воплотить менее помпезно, но более рационально. К примеру, в конце 2018 года президент РАН Александр Сергеев и его казахстанский коллега Мурат Журинов предлагали наладить сотрудничество между Академиями наук прикаспийских государств. Даже хотели с этой инициативой выйти на руководство стран. Справедливости ради стоит отметить, что подобное сотрудничество уже имеется в рамках Шанхайской организации сотрудничества, и оно показывает свою эффективность.
Как бы там ни было, Каспийский экономический форум говорит о том, что «лёд тронулся». У региональной элиты возникло осознание важности сотрудничества прикаспийских стран. Однако не стоит ждать по этому поводу стремительных и радикальных изменений в жизни огромного региона. Многое ещё предстоит сделать, чтобы Каспий стал «морем дружбы» и процветания. Но в данном случае определяющим является не скорость перемен, а последовательность действий. И здесь КЭФ может оказать неоценимую услугу.
Хотя Конвенция о правовом статусе Каспийского моря закладывает крепкий фундамент под межгосударственное сотрудничество, между странами сохраняются противоречия. В частности, в вопросе транспортировки газа и нефти. Как отметил представитель National Gas Company (Иран) Бехруз Намдари: «Строительство газопровода с востока на запад Каспийского моря может нанести сильный ущерб экологии региона». Вместо этого он предлагает воспользоваться прибрежной инфраструктурой, а не прокладывать трубу по дну моря, как намеревалась туркменская сторона.
Схожей позиции придерживается и российские власти. По словам Д. Медведева, «все крупные проекты на Каспийском море должны проходить тщательную и беспристрастную экологическую экспертизу с участием специалистов всех прикаспийских стран». Очевидно, Иран и Россия «осаждают» Туркменистан с тем, чтобы он отказался от идеи проложить газопровод по дну моря. Но Ашхабад не спешит расстаться со своей затеей. В 2018 году в Актау Г. Бердымухамедов ещё раз напомнил о суверенном праве реализовывать подобные объекты на Каспии. Игра стоит свеч! Газопровод позволит Ашхабаду поставлять ежегодно до 39 млрд. кубометров голубого топлива в страны Евросоюза.
Как говорилось выше, открытие первого Каспийского бизнес-форума день в день совпало с первой годовщиной подписания Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. Потребовалось 22 года (переговоры стартовали в 1996 г. – Ред.), чтобы договориться о принципе разграничения моря и поставить точку в важном для региона документе. Естественно, что такое историческое событие не прошло мимо участников форума. Тем более что уважительный повод снова вспомнить о Конвенции имелся.
Дело в том, что за минувший год из пяти прикаспийских стран документ ратифицировали только три – Казахстан, Туркменистан и Азербайджан. Россия и Иран не прошли процедуру согласования Конвенции в национальных парламентах. Однако Москва уже в процессе. 30 июля Владимир Путин направил текст документа в Госдуму. Как сообщил на КЭФ премьер-министр Д. Медведев, «Россия намерена ратифицировать этот документ в самое ближайшее время».
Чего не скажешь об Иране. В Тегеране пока не приступали к ратификации Конвенции, на что есть объективные и субъективные причины. С одной стороны, напряжённая обстановка вокруг страны, сложившаяся после выхода США из «ядерной сделки». Тут властям не до Конвенции. С другой стороны, документ неоднозначно оценивается в политических кругах Ирана. Конвенция носит компромиссный характер, значит, сторонам приходится идти на уступки. Поэтому оппозиция в Тегеране часто задаётся вопросом: не слишком ли много уступок было сделано? Такие вопросы в парламенте могут вызвать нежелательную критику документа. Как считают специалисты, по этой причине Конвенцию держат под сукном.
Между тем «пауза», которую взял Иран, ставит под сомнение легитимность Конвенции. Как говорится в тексте документа, «настоящая Конвенция вступает в силу с даты получения Депозитарием пятой ратификационной грамоты». Это значит, что Иран заставляет себя ждать. Конвенция не может стать полноправным документом без ратификации пятой страной. Впрочем, в Тегеране понимают, что лучше жить с документом, в котором оговариваются вопросы безопасности и принципы сотрудничества на Каспии, чем без него. Поэтому есть надежды, что здравая логика возьмёт вверх над эмоциями.
А пока, как показали итоги первого Каспийского бизнес-форума, страны региона предпочитают смотреть вперёд, углублять сотрудничество, а не оглядываться назад. Собственно на такой позитивной ноте завершил свою работу КЭФ в Туркменистане. Перед этим глава российского правительства пригласил «всех в Астрахань, где мы (организаторы. – Ред.) планируем провести следующий, Второй, Каспийский экономический форум».