
Не успела менее десяти дней назад Национальная Академия наук Белоруссии ответить в письменной форме белорусским националистам о безосновательности их требования считать польского бунтовщика Тадеуша Костюшко национальным героем белорусского народа, как уже диаметрально поменяла своё мнение.
Белорусские националисты, напомним, требуют назвать одну из улиц белорусской столицы именем этого поляка.
Зампредседателя президиума Академии наук Сергей Чижик, тот самый, который совсем недавно говорил, что Костюшко – герой для поляков и американцев, но не для белорусов, что называется, переобулся в воздухе: «Было не совсем правильно написано в нашем ответе, что Костюшко не национальный герой Белоруссии. Тадеуш Костюшко – это выдающийся политический деятель Польши, США и Белоруссии…Он жил и работал на территории нашей страны. Когда будет решаться вопрос относительно улицы, историки ещё немного поспорят и, я думаю, придут к нормальным выводам».
Что для С. Чижика является нормальным выводом, теперь догадаться несложно. Ведь десять дней назад Костюшко не был для него национальным героем, а сегодня таковым стал.
В Белоруссии, к счастью, не все такие «гибкие» в своих представлениях об истории, и им не надо много рассказывать, как здесь «жил и работал» Костюшко. Возглавив мятеж 1794 г., сей «выдающийся государственный деятель» грезил превращением Белоруссии и белорусов в территориальный и этнический придаток Речи Посполитой «от моря до моря». Костюшко строил в воздухе настолько нереальные проекты возрождения былого могущества польской державы, что Наполеон, которому не откажешь в политической прозорливости, назвал его самовлюблённым дураком.
Зачем Белоруссии самовлюблённый дурак в роли национального героя? Ответ лежит на поверхности: чтобы у прозападно настроенного крыла белорусского политикума был под рукой идеологический инструментарий для ведения русофобской пропаганды. Польша, которая считает Костюшко польским, а не белорусским героем, тратит большие деньги на популяризацию его образа. Известные силы в Белоруссии, назвав Костюшко национальным героем, могут хорошо сэкономить на пропаганде (всё оплатят поляки).
Имя Костюшко всегда идёт в паре с именем непобедимого русского полководца Александра Васильевича Суворова. Суворов разбил банды Костюшко вдрызг. В том, что это были банды, сомнений нет. Суворов отдал своим войскам приказ бить лишь противника с оружием в руках, а обывателя не трогать, «при переходе деревень ни малейшего разорения не делать». Костюшко же не брезговал загонять белорусских крестьян в свои банды под угрозой повешения. Костюшковские боевики с особой ненавистью относились к православному духовенству. В своём польско-католическом исступлении Костюшко и иже с ним видели в православии экзистенциального врага.
Факт рождения Костюшко на территории Белоруссии не делает его белорусом, как и его двуличное именование себя литвином с отсылкой к Великому княжеству Литовскому (ВКЛ), частью которого была Белоруссия до объединения ВКЛ с Польшей в 1596 г., в результате которого на карте мира появилось государство под названием Речь Посполитая. В 1930-х гг. любил прикидываться литвином польский диктатор Юзеф Пилсудский, прикрываясь фактом своего рождения на территории Литвы, которая некогда тоже была частью ВКЛ. Свою любовь к белорусам Пилсудский проявил сполна: закрыл все школы с белорусским языком обучения, разрушил многие православные храмы, запустил маховик безжалостной полонизации.
То, что совершил Пилсудский в 1930-х, Костюшко мечтал сделать в 1794 г. Если бы Суворов не разгромил заносчивого шляхтича, сегодня не было бы ни Белоруссии, ни белорусов. Национальная Академия наук РБ, не выдержав давления националистов, как видим, теперь считает иначе.
Наш корр.