Президент Приднестровья Вадим Красносельский заявил «НГ», что требование Кишинева снять КПП на границе с Молдавией Тирасполь не выполнит. По его словам, «это государственная граница Приднестровской Молдавской республики (непризнанной. – «НГ»), и она не снимается». Красносельский сказал это в ответ на предложение президента Молдавии Игоря Додона обсудить вопрос снятия КПП с Красносельским на очередной встрече осенью. Додон также отметил, что в следующем году можно будет говорить об окончательном политическом урегулировании приднестровской проблемы. Тираспольский лидер ответил, что об объединении с Молдавией говорить не намерен, и подтвердил курс Приднестровья на независимость.
Громкое обсуждение вызвала в Кишиневе речь главы МИД РФ Сергея Лаврова на молодежном форуме «Территория смыслов». Молдавские СМИ обратили внимание на заявление, в котором Лавров назвал самопровозглашенную республику «частью Молдовы».
Отвечая на вопрос студентки из Приднестровья, Сергей Лавров подчеркнул, что Российская Федерация не признавала Приднестровье и продолжает считать его составной частью Республики Молдова (РМ), пусть и на определенных условиях, передает bloknot-moldova.md
По сообщению молдавских журналистов, «Первый приднестровский» телеканал хотя и включил в свою телесетку сюжет о беседе Лаврова с молодежью, но вырезал многое, оставив слова о «политике малых шагов».
«Россия – участница переговорного процесса в формате «5+2», который призван урегулировать этот конфликт на основе принципов, согласованных много лет назад. Эти принципы – особый статус в составе Республики Молдова при условии, что Молдова сохранит свой суверенитет, то есть не будет поглощена как государство и останется нейтральной, то есть не будет вступать в военно-политические блоки», – заявил Лавров. Он напомнил, что «в последний момент, буквально за несколько часов до церемонии подписания, из Брюсселя наши коллеги по Евросоюзу запретили тогдашнему президенту Молдовы Владимиру Воронину подписывать этот документ». И «меморандум Козака» не был подписан.
Дальше Лавров упомянул о политике малых шагов, заметив, что на основе этого принципа работает переговорный механизм «5+2» (Молдавия, Приднестровье – стороны, Россия, Украина, ОБСЕ – посредники, ЕС И США – наблюдатели).
На вопрос о данной передаче приднестровского телеканала Вадим Красносельский сказал «НГ», что «у журналистов свои подходы». Что касается его лично, то он сюжет, о котором идет речь, не смотрел. Между тем сюжет закончился упоминанием о будущей встрече в Братиславе, которая пройдет в октябре в формате «5+2».
Тем временем президент Молдавии Игорь Додон заявил, что рассчитывает в ближайшее время (осенью) обсудить со своим приднестровским коллегой Вадимом Красносельским накопившиеся актуальные вопросы двусторонней повестки в рамках переговоров по решению конфликта на Днестре. В первую очередь это темы банковской сферы и свободы передвижения граждан. «На данный момент, что касается Приднестровья, мы сконцентрированы на решении текущих проблем, с которыми сталкиваются граждане», – заявил Додон.
В части ограничения свободы передвижения молдавский лидер отметил, что из Приднестровья люди приезжают на правый берег без каких-либо проблем и проверок паспортов. Аналогичного подхода он ждет и от Тирасполя. По словам Игоря Додона, снятие приднестровской стороной контрольно-пропускных пунктов (КПП) «достаточно реалистично».
Ранее молдавская сторона в рамках Объединенной контрольной комиссии (ОКК), контролирующей зону безопасности (район бывших боевых действий) на Днестре, распространила обращение, в котором указывалось, что в случае изменения инфраструктуры в пункте пропуска «Бендеры» Кишинев рассмотрит возможность перекрытия транспортного сообщения через данный КПП.
Тогда угрозы Молдавии перекрыть главную транспортную артерию, соединяющую Кишинев и Тирасполь, сопредседатель ОКК от Приднестровья Олег Беляков назвал опасными и недопустимыми. «Нарушения прав человека даже на тех территориях, которые пока не признаны, невозможны. Это решение ООН, и в этой части права людей должны быть соблюдены. Перекрывать дороги, создавать помехи для передвижения людей категорически запрещает и соглашение 1992 года», – сказал Беляков журналистам. По его словам, приднестровская сторона, в свою очередь, никаких санкций и ограничений не вводит. «Если есть какие-то элементы контроля, то такие же есть и на молдавской стороне. Поэтому нам удивительно, когда эти тезисы звучат в Объединенной контрольной комиссии», – отметил сопредседатель ОКК от Приднестровья.
Теперь о КПП вновь заговорили. Президент Додон пообещал обсудить данный вопрос с Вадимом Красносельским. Однако приднестровский лидер заметил «НГ», что «КПП установлены на границе Приднестровской Молдавской республики с Молдовой». «Это граница, там несут службу приднестровские пограничники, а граница не снимается», – констатировал лидер непризнанной республики.
Вадим Красносельский отреагировал еще на одно предложение Игоря Додона: о создании предпосылок по возобновлению в 2020 году переговоров по окончательному политическому урегулированию приднестровской проблемы. Напомним, что переговоры сейчас ведутся по теме «политики малых шагов», направленных на улучшение жизни людей с двух берегов Днестра. Но о возможном статусе Приднестровья речь не ведется из-за Тирасполя. То есть «политическая переговорная корзинка» на переговорах не открывается. Но молдавские власти хотят это сделать уже в ближайшее время, причем попросив помощи у РФ, ЕС и США – тех партнеров, которые, по словам президента РМ, поддержали действующую сегодня в РМ правящую коалицию. Однако глава приднестровской администрации категорически отверг переговоры по поводу статуса. Он отметил, что «Приднестровье руководствуется референдумом от 2006 года, на котором более 90% местных жителей проголосовали за независимость от Молдавии с перспективой дальнейшей интеграции с Россией». «Наша позиция не меняется. И зависит она от воли народа Приднестровья. Если когда-нибудь потребуется уточнить позицию, мы проведем референдум», – сказал Красносельский. Относительно слов Сергея Лаврова о Приднестровье он пояснил, что глава МИД РФ сказал то, что говорил и раньше. «И отношения с Москвой у нас такие же, как и прежде, ничего не изменилось», – заверил Красносельский.
Между тем премьер-министр РМ Майя Санду в интервью ТАСС отметила, что для решения непростой приднестровской проблемы «надо начать наводить порядок».
Светлана Гамова, по материалам: Независимая Газета