2019 год стал прорывным для Организации по совместному развитию тюркской культуры и искусства, более известной по аббревиатуре ТЮРКСОЙ (от её названия в турецком языке Türk Kültür ve Sanatları Ortak Yönetimi). Во-первых, полноправным членом организации стал Узбекистан, а во-вторых, с ней подписала меморандум о сотрудничестве Венгрия, первая из стран Евросоюза, имеющая отношение к тюркскому миру. Не сочтите последнюю фразу глупостью: вплоть до конца XVIII века в состав Венгрии входила Кумано-Аланская автономия и потомки тюрок-куманов, известных на Руси как половцы, а в Великой Степи как кипчаки, никуда не подевались.
Что за «зверь» такой?
Разумеется, интеграционные процессы бывают не только экономическими, но и, как в случае с ТЮРКСОЙ, культурными. И то, что в 1993 году в Астане представители различных тюркских народов решили совместно возрождать и развивать культуру и искусство, можно лишь приветствовать.
В общем-то, так поступили не только государства, где большинство населения составляют тюркоязычные народы – Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Турция, Туркмения, Узбекистан. В качестве наблюдателей в состав организации вошли Гагаузия (входит в состав Молдавии) и частично признанный Северный Кипр, образовавшийся на этом острове в Средиземном море после межэтнического конфликта 1974 года, поддержанного, с одной стороны, Грецией, а с другой – Турцией. В процесс оказались вовлеченными и регионы России: Алтай, Башкортостан, Саха (Якутия), Татарстан, Тыва, Хакасия активно сотрудничали с ТЮРКСОЙ вплоть до 2015 года.
С 1996 года Организация по совместному развитию тюркской культуры и искусства приступила к официальному сотрудничеству с ЮНЕСКО, включая совместные консультации и взаимное представительство. А в 2009 году вошла в состав только что созданного Тюркского совета – геополитической организации тюркских государств.
Штаб-квартира ТЮРКСОЙ находится в Анкаре. Турция взяла на себя и основную нагрузку по финансированию данной организации, возглавляемой ныне бывшим министром культуры Казахстана Дюсеном Касеиновым. Как следует из названия, основной сферой деятельности объединения стал культурный обмен: гастрольные туры по территории тюркских государств творческих коллективов, этнографические и современные музыкальные фестивали, совместные пленэры художников и тому подобное. Ежегодно один из городов стран-членов ТЮРКСОЙ объявляется культурной столицей тюркского мира, а страна, где расположен этот город, принимает следующее заседание постоянного совета организации.
Не срослось?
Отношение российского руководства к ТЮРКСОЙ нельзя назвать однозначным и ровным. С одной стороны, Казань уже становилась «культурной столицей тюркского мира», несмотря на то что Татарстан являлся всего лишь наблюдателем в данной организации. С другой – после отказа Турции от извинений за сбитый российский штурмовик в 2015 году министр культуры РФ Владимир Мединский потребовал от российских автономий незамедлительного прекращения контактов с ТЮРКСОЙ.
Впрочем, инцидент с самолётом был всего лишь поводом для такого резкого демарша. Некоторые «культурные» инициативы, продвинутые не без влияния турецкой стороны, мягко говоря, вызывают недоумение. Такие, например, как переименование в Уфе улицы Фрунзе в улицу Валиди. Да, получивший в 1925 году турецкое гражданство башкир Ахмет-Заки Валиди действительно много занимался историей тюркских народов и даже был среди тех, кто учреждал «альтернативную коммунистам» Башкирию в 1918 году. Но все эти его достижения жирным крестом перечёркивает сотрудничество с гитлеровцами. В том числе в создании подразделений СС из числа бывших советских граждан-представителей тюркских народов. Не зря после 2015 года была закрыта и кафедра «ТЮРКСОЙ» в Башкирском пединституте.
Как утверждает генсек организации Дюсен Касеинов, «если Россия не будет с пониманием относиться к своим тюркским регионам, поддерживать их стремление развивать свою духовность, обращаться к культурным корням, если будет пытаться ограничить их участие в таких открытых миру международных организациях, как ТЮРКСОЙ, то получит радикализм».
Но, увы, упомянутый радикализм она получает и с участием ТЮРКСОЙ. После требования В. Мединского о свёртывании сотрудничества с этой организацией немедленно раздались возмущённые голоса татарских националистов о том, что российские тюркские народы «отрывают от тюркской культуры». В первую очередь от радикалов из Союза татарской молодёжи «Азатлык», «прославившейся» организацией пикетов «в честь сожжения какого-нибудь русского города – Москвы, Рязани, Суздаля, Владимира, Козельска».
В числе объединяющих тюркские народы факторов данная организация упоминает и религиозный. Именно поэтому Турция вкладывает огромные средства в обучение граждан бывших советских республик и российских автономий в медресе, расположенные на её территории. И именно их выпускники зачастую становятся проводниками исламских радикальных учений. Всего же за время существования ТЮРКСОЙ и по его линии турецкая сторона предоставила более 26 тысяч стипендий студентам из СНГ, обучающимся в Турции.
Как отмечают эксперты по безопасности, ныне к власти в центральноазиатских республиках уже начали приходить люди, обучавшиеся в Турции и пропитавшиеся именно турецкой точкой зрения на пантюркизм.
Насколько мягкая эта сила?
Даже если исключить фактор радикального исламизма, распространению которого, вольно или невольно, способствуют некоторые программы ТЮРКСОЙ, деятельность данной организации легко подпадает под определение «мягкой силы», технологий распространения внешнего влияния при помощи гуманитарных инициатив. Особенно если учесть стремление Турции не просто играть главенствующую роль в тюркском мире, а объединить тюрков Евразии в единое государство. Турецкое, разумеется. Для этого имеется и развитая сеть международных организаций, охватывающая различные сферы деятельности (помимо ТЮРКСОЙ, это Организация по развитию сотрудничества с тюркоязычными странами – ТИКА, Тюркский совет, Парламентская ассамблея (ТюркПА) в Баку, Тюркская академия в Нур-Султане), и мощная идеологическая база.
Первые дипломатические попытки объединения тюркоязычных государств в единое с центром в Анатолии предпринимались ещё в конце XIX века, но так и не увенчались успехом. Как и последующие, предпринятые в ходе Первой мировой войны. «Золотое время» для возрождения былого могущества и даже объединения в «тюркоязычную общность от Адриатического моря до Великой Китайской стены», как посчитали в Анкаре, началось после распада СССР. «Добро» на то, что теперь именно Турция будет «определять политическое будущее мусульманских республик СНГ», от Джорджа Буша-старшего получил Сулейман Демирель – премьер и президент Турции в 1960–1990-е годы. А сама она должна была «стать проводником интересов молодых мусульманских стран на Западе», оказывая материальную и финансовую помощь (средства на это, впрочем, выделялись Западом) тюркоязычным республикам бывшего Советского Союза.
Активно шла и обработка населения: вместо привычных этнических обозначений «узбек», «киргиз» или «татарин» турецкие СМИ стали употребляться такие слова, как «узбекский турок», «киргизский турок» или «татарский турок», а тюркские народы, проживающие за пределами Турецкой Республики, стали называть «внешними турками». В отношении Азербайджана уже давно действует лозунг «один народ – два государства». Только на долгий ли срок в Анкаре откладывают идею объединения «одного народа» в одно государство? Не потому ли Баку сохраняет сотрудничество с Москвой, чтобы сохранить свою независимость?
Наиболее откровенны турецкие политики в отношении нетюркского, но мусульманского «кусочка» соседней Грузии – Аджарии, по сути, уже превратившейся в «филиал» Турции. Как выразился Реджеп Эрдоган, «интересы современной Анкары совпадают с интересами Османской империи. Наши физические границы отличаются от границ в нашем сердце. Разве можно отличить Ризе от Батуми?».
Ещё более откровенно выражался глава Агентства тюркского сотрудничества и развития (ТIКА), внешнеполитического подразделения МИД Турции, отвечающего за связи с тюркскими республиками СНГ, Абдульхалюк Чей: «Турецкая Республика — преемница великой Османской империи, она должна создать союзное объединение с Азербайджаном, Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией и Туркменистаном даже ценой резкой конфронтации с Россией».
В этом плане «культурная» инициатива ряда постсоветских тюркских государств о переводе алфавита на латиницу по примеру Турции выглядит вполне закономерно в ряду прочих инициатив, реализуемых в рамках ТЮРКСОЙ. Всё происходит так, как и планировалось ещё в 1991 году: «наступление» по отрыву тюркских республик от России проводится по трём направлениям – экономическому (турецкие инвестиции), политическому (Тюркский совет, Парламентская ассамблея, ТIКА) и идеологическому (ТЮРКСОЙ, пантюркизм, религия).
***
Разумеется, культурные связи между тюркскими народами и государствами должны развиваться и крепнуть. Это бесспорно. Но при этом очень сложно не попасть в ловушку, заложенную при создании Организации по совместному развитию тюркской культуры и искусства. Ведь, например, взятый за образец при создании Тюркского совета принцип Британского Содружества при видимом равенстве его участников предусматривает наличие «старшей сестры». Кто подразумевается под таковой в содружестве тюркских государств, догадаться нетрудно. А ТЮРКСОЙ, как мы выяснили выше, всего лишь одна из структур, позволяющих «старшей сестре» заниматься отрывом тюркских республик от российского влияния ещё и на культурном «фронте».