Расширение интеграционного пространства Евразии: фактор Южной Осетии - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 08.09.2024 |

Расширение интеграционного пространства Евразии: фактор Южной Осетии

Растущий политико-экономический интерес к сотрудничеству с Республикой Южная Осетия проявляют целый ряд стран Ближнего Востока, прежде всего Сирия и Иран. Причем уже проработаны или уже стартуют проекты по развитию торговли и инвестиционных взаимных вложений с этими странами. Такие тренды представляются весьма значимыми с учетом известной геополитической роли не только союзнических взаимоотношений России с РЮО, но и всё более активного политико-экономического взаимодействия РФ с Сирией и Ираном.

Так, в ходе участия РЮО в начале сентября с. г. в 61-й Международной дамасской ярмарке товаров и услуг (республика впервые была приглашена к участию в столь авторитетном международном форуме) состоялось подписание соглашения об открытии торговых домов Сирии и Южной Осетии. Как сообщил вице-премьер Южной Осетии – министр экономического развития Геннадий Бекоев, «точную дату их открытия я пока не могу назвать, но если не к концу этого года, то в начале следующего года проект будет запущен. Павильоны этих домов также будут использоваться в качестве выставочных товарных площадок обеих стран».

Вице-премьер добавил, что у Сирии товарный ассортимент большой, проблем, какой ассортимент выставить в Южной Осетии, не будет; его же республика пока может предложить высокоцелебную минеральную воду. Есть также некоторые наработки в сфере экспорта из РЮО переработанной хвойной и буковой древесины, пшеничной муки, лекарственного сырья, редкоземельных полуфабрикатов. Предстоящее открытие торговых домов – это первый шаг в практической реализации двустороннего взаимодействия.

Вице-премьер – министр экономического развития РЮО Г. Бекоев и министр экономики и внешней торговли САР М. Самер аль-Халиль подписали в Дамаске соглашение об открытии торговых домов

При этом сирийскими партнерами – руководителями производственных предприятий, инвестиционных свободных зон и промышленных парков выражена просьба посетить РЮО, чтобы уточнить сферы не только торгового, но и инвестиционного сотрудничества. По словам Г. Бекоева, в Сирии в настоящее время запускают, например, фармацевтические производства «и можно будет проработать вопрос сотрудничества и в этой сфере». Плюс к тому РЮО, как показали встречи на этой ярмарке, может предложить свою помощь в строительстве и восстановлении ряда хозяйственных объектов в Сирии.

Динамику двусторонних отношений готова поддержать и сирийская сторона. Как заявил на Ялтинском международном экономическом форуме (18 апреля с. г.) Мухаммад Самер аль-Халиль, министр экономики и внешней торговли Сирии, для развития сирийско-южноосетинских отношений и в целом для преодоления экономической блокады Сирии есть три важных примера, «которые мы должны использовать: это содружество Сирии с Крымом, между Крымом и Южной Осетией и между Сирией и Абхазией».

       

Аналогичные тренды проявляются между РЮО и Ираном. Президент Южной Осетии Анатолий Бибилов в своем недавнем интервью иранским СМИ подчеркнул, что взаимоотношения постепенно налаживаются, что приведет в том числе к официальному признанию Ираном РЮО: «Я считаю, что к этому мы вместе придём». Характерно, что иранская сторона не опровергла такое мнение главы Южной Осетии. Потому что «такие шаги предприняты в Иране и РЮО, и они продолжатся», уточнил А. Бибилов.

Кстати, в РЮО и Северной Осетии-Алании за последние 4 года проведены совместно с иранской стороной три экспертных симпозиума по развитию культурных и хозяйственных связей Южной Осетии и РФ, в том числе Северной Осетии с Ираном. Причем эти форумы – составная часть инициированного Россией международного неправительственного информационно-гуманитарного проекта (с 2013 г.) «Ближний Восток – Северный Кавказ: культурная политика в деле укрепления межнационального мира и межрелигиозного согласия».

Характерно, что в Тегеране, похоже, планируют укреплять партнерство с РФ и ее союзниками посредством в том числе означенного проекта. В связи с чем характерна точка зрения Р. Гаглойти, директора НИИ Южной Осетии, являющегося, помимо всего прочего, основным аналитическим центром для руководства РЮО: «Немаловажную роль имеет мнение посла Ирана в РФ М. Санаи (высказанное в 2015 г. – Ред.) о том, что Иран «намерен налаживать с Осетией экономические, научные и культурные связи». Поскольку, по словам М. Санаи, «Осетия – сильный элемент в обеспечении безопасности на Кавказе и будет играть серьезную роль в наших взаимоотношениях с Россией». А участившиеся встречи югоосетинской и иранской сторон «говорят о начале большого сотрудничества обеих стран».

В рамках такого курса Тегерана, последним, по данным Г. Гаглойти (и ряда других источников), поддерживается проект железной дороги Алагир–Цхинвал примерно в 150 км (между Северной и Южной Осетией), разработанный в МПС СССР еще в конце 1930-х и неоднократно «повторенный» в дальнейшем. По многим экспертным оценкам, эта артерия позволит, например, осваивать крупные запасы руд стратегических цветных металлов и редкоземельных элементов в Северной и особенно в Южной Осетии, минимум вдвое увеличит товарно-экспортный потенциал РЮО. Не говоря уже о значимости этой артерии для взаимодействия РФ с РЮО в рамках их военно-политического союза.

Но реализации проекта всегда препятствовало руководство Грузии, не заинтересованное в ускоренном социально-экономическом развитии Юго-Осетии, автономной до 1991 г. от Тбилиси, как и в активном развитии ее связей с российской Северо-Осетинской АССР.

 Как уточняет глава НИИ Южной Осетии, на ирано-осетинских неправительственных форумах, проводимых с участием иранского посла в РФ, речь идет, в частности, о важности строительства железной дороги Алагир–Цхинвал, обеспечивающей в том числе кратчайший выход на Армению и далее на Иран. А договор о строительстве данной магистрали был, напомним, подписан между Северной Осетией и Северокавказской железной дорогой (РФ) еще в конце 2008 г., но пока не реализуется.

 «Я неоднократно поднимал вопрос строительства этой дороги, ее значения не только в экономическом, но и военно-политическом плане,– уточняет Р. Гаглойти. – Дело даже не в непредсказуемости Грузии, а, прежде всего, в волевом решении руководства России, в том числе ее военного ведомства. И, конечно же, во всё большей политико-экономической заинтересованности в решении этого вопроса в Северной и Южной Осетии».

В последнее время, похоже, просматриваются практические подвижки в сооружении стальной магистрали Алагир–Цхинвал. Как отмечает Михаил Чернов, руководитель упомянутого выше проекта «Ближний Восток – Северный Кавказ: культурная политика в деле укрепления межнационального мира и межрелигиозного согласия», строительство горных железных дорог в России и на постсоветском пространстве – это «как раз из разряда “долго запрягают, но быстро едут”. Учитывая усилия РЖД по развитию логистических возможностей станции Алагир (с 2017 г. – Ред.), перспективы строительства дороги становятся всё менее туманными. Согласно последним проработкам (2017-2018 гг. – Ред.), железнодорожная линия должна пройти через южноосетинские Квайсинские рудники или вблизи них, где богатые запасы разнообразных руд цветных металлов и редкоземельных элементов».

 Словом, Южная Осетия всё активнее вовлекается в процесс политико-экономического расширения интеграционного пространства Евразии. Что свидетельствует в том числе о растущей значимости РЮО для России, Сирии и Ирана в этом стратегическом процессе.

________________________

Фото: https://regnum.ru/news/economy/2045618.html; https://rso-government.org/

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2021
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика