Инвестиционный дождь в Центральной Азии: ожидаются обильные всходы (II) - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 23.10.2024 |

Инвестиционный дождь в Центральной Азии: ожидаются обильные всходы (II)

Часть I

Интеграция в Большую Евразию

Значительную роль в развитии инвестиционного сотрудничества в Центральной Азии играют интеграционные проекты: ЕАЭС и «Один пояс – один путь».

На 1 января 2019 г. инвестиционный портфель Евразийского банка развития (ЕАБР) составил $3,935 млрд. и включает 97 проектов. Как отмечает заместитель председателя правления ЕАБР А. Исенов, большинство проектов направлены на усиление интеграции стран-участниц. В Казахстане реализуется 38 проектов портфеля банка на сумму $1,36 млрд. Среди них – возобновляемая энергетика, стыковка российской оптоволоконной линии с казахстанской для транзита трафика в Туркменистан и Узбекистан, Экибастузская ГРЭС-2, которая будет поставлять электроэнергию на Южный Урал, Алтай и в Сибирь.

В мае 2015 г. было принято решение о сопряжении ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути. В связи с этим в октябре 2018 г. ЕАБР и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) договорились о взаимодействии по финансированию инфраструктурных проектов, прежде всего в сфере транспорта, устойчивого развития, городского хозяйства и энергетики.

В рамках евразийских интеграционных процессов осуществляется, в частности, транспортное сотрудничество. При содействии Китая в Центральной Азии появилось 26 транспортных маршрутов общей протяженностью около 20 тыс. км. За пять лет с момента провозглашения инициативы «Один пояс – один путь» Китай инвестировал $70 млрд. в страны, через которые проходят торговые коридоры. По итогам 2018 г. количество грузовых поездов между Китаем и Европой выросло на 73% по сравнению с 2017 г., а доля перевозок по территории России, Белоруссии и Казахстана составила 73%.

Китайский мегапроект вполне совпадает с договоренностями России и центральноазиатских государств по развитию транспортных коридоров «Западная Европа – Западный Китай», «Север-Юг» и т.д. В 2014 г. на китайско-казахстанской границе за $400 млн был построен сухой порт Хоргос – Восточные ворота, ставший первой точкой входа нового торгового пути на территорию ЕАЭС. В октябре 2007 г. завершен совместный проект России и Казахстана по строительству моста через приграничную реку Кигач на участке Астрахань – Атырау. А в июне 2019 г. премьер-министр России Д. Медведев утвердил планы строительства платной дороги «Меридиан», которая соединит территории Казахстана и Белоруссии.

В Узбекистане за годы независимости построено более 2500 км и реабилитировано свыше 1170 км железных дорог, построено и реконструировано 30 вокзалов. В свою очередь, российская компания «Новапорт Холдинг» подписала соглашения о реконструкции аэропортов Самарканд, Наманган и Ургенч, а Министерством экономики и промышленности РУз заключен меморандум о сотрудничестве в области создания цифровых транспортных систем с российской компанией «РТ-Инвест Транспортные Системы». Рассматривается возможность реализации международного проекта с участием Узбекистана, России, Казахстана, Афганистана и Пакистана по строительству железной дороги Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар.

Министерство транспорта и РЖД заключили меморандум с Киргизией, который предполагает участие РЖД в развитии железных дорог республики. Стороны планируют соединить железнодорожные линии северных и южных регионов КР и обеспечить сообщение с соседними странами. Развитие железнодорожной сети страны будет осуществляться совместно с Китаем и Узбекистаном. Предварительная стоимость реализации совместных инфраструктурных проектов России и Киргизии оценивается в $5-7 млрд на строительство железных дорог внутри страны и соединение Киргизии с Узбекистаном и Китаем.

В свою очередь, АБИИ профинансировал строительство муниципальной дороги в Душанбе, а также реализацию проекта строительства транспортных развязок, проекта модернизации шоссе Душанбе – Узбекистан.

В Узбекистане кредит АБИИ будет направлен среди прочего на строительство автомобильных дорог в Бухарской области. А в октябре 2019 г. АБИИ выделил Ташкенту кредит в размере $156 млн. на реконструкцию очередного участка автомобильной международной магистрали А-380, которая связывает страны Центральной Азии с Россией, Кавказом и странами Восточной и Центральной Европы.

Автодорога А-380 на участке  Гузар–Бухара–Нукус–Бейнеу до и после реконструкции

Безусловно, существует и масса финансируемых Китаем проектов по развитию производства, логистики, энергетики и высоких технологий, что в сумме с российскими инвестициями даст синергетический эффект и «сошьет» центральноевразийское пространство множеством кооперационных нитей, дав импульс развитию Центральной Азии в целом.

Создание Евразийского союза уже приносит свои плоды. Инвестиционное сотрудничество между странами объединения растет. Так, в казахстанской экономике в 2019 г. появились инвестиции из Армении, а сама Астана профинансировала экономики стран Союза на сумму $442,6 млн. Среди наиболее значимых проектов Белоруссии в Казахстане стоит отметить сборку самосвалов БелАЗ в Карагандинской обл. Всего в стране работает 40 предприятий с белорусским капиталом и 8 совместных сборочных производств.

Лучшее, конечно, впереди

Несмотря на бурный рост сотрудничества и хорошую динамику, в вопросе инвестиций существуют и системные проблемы.

Прежде всего, требует больших усилий координация инициатив в рамках различных интеграционных мегапроектов. На данный момент сопряжение ЕАЭС и Шелкового пути носит, скорее, политически декларативный характер, не особо преломляясь в практическую координацию проектов. Они существуют в значительной степени отдельно друг от друга, а подчас и конкурируют между собой.

Во-вторых, необходимо провести «инвентаризацию» промышленного, инфраструктурного, экономического и ресурсного потенциала стран Центральной Азии с тем, чтобы определить наиболее «интеграционные» точки приложения усилий. Примером разбалансированности инициатив могут служить споры о маршруте и технических характеристиках железной дороги Китай–Киргизия–Узбекистан или повисшая в воздухе проблема создания центральноазиатского энергетического кольца.

В-третьих, в самих государствах Центральной Азии не гармонизирована регуляторная среда. Различия в таможенных требованиях, нормах санитарного, фитосанитарного и ветеринарного контроля не позволяют рассматривать регион как единое целое. Еще более запутана международная договорно-правовая база. Казахстан и Киргизия входят в ЕАЭС и ШОС, а также координируют программы национального развития с инициативой «Один пояс – один путь». Узбекистан, будучи членом ШОС, лишь планирует подписать договор о зоне свободной торговли с ЕАЭС в 2021 г., а Таджикистан рассматривает возможность вступления в объединение. Это в некоторой мере затрудняет реализацию многосторонних инвестиционных и интеграционных инициатив.

Тем не менее как объемы и перечень инвестиционных проектов, так и высокий уровень диалога между партнерами говорят о стратегическом и долгосрочном характере инвестиционного сотрудничества, а также о его взаимовыгодном характере.

________________________

Фото: http://www.uzavtoyul.uz/ru/

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
8440
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика