О сходстве политических комбинаций с шахматными партиями говорится давно. И в шахматах, и в политике необходимо просчитывать возможные действия и обстоятельства на несколько ходов вперед, и побеждает, как правило, тот, кто способен сделать эти расчеты на большее число ходов. Немаловажно и то время, которое как шахматисты, так и политики затрачивают на обдумывание своих ходов.
Подлинный политический блиц был разыгран в Молдове за последнюю неделю. Первый ход в этой партии 6 ноября сделала премьер-министр Майя Санду, которая уже 12 ноября получила приставку «экс-». Но – по порядку!
Круговорот событий начался с того, что министр юстиции Стамате аннулировала результаты конкурса на должность генерального прокурора. Сделано это было по прямому указанию М. Санду. Согласно договоренности в парламентской коалиции, назначение генерального прокурора должно было пройти по новому, совместно разработанному регламенту. Этот регламент предусматривал проведение конкурса среди кандидатов на должность с последующим утверждением результатов. Аннулирование итогов конкурса связывают с тем, что в четверку претендентов, из которых Высший совет прокуроров должен был выбрать победителя, не прошел Штефан Глигор, чья кандидатура усиленно лоббировалась М. Санду.
Под предлогом того, что один из членов комиссии выставил неадекватные оценки, конкурс аннулировали. При этом Санду взяла ответственность правительства за внесение поправок в закон «О прокуратуре», согласно которым она единоличным решением предложила две кандидатуры на должность генерального прокурора. В случае отсутствия реакция парламента на данное решение в течение 72 часов эти поправки вступали в силу. И хотя данное решение находилось в конституционном поле, это означало назначение на должность генерального прокурора не независимого лица, а прямой креатуры премьер-министра.
Это может показаться странным, но в молдавской политике пост генерального прокурора является ключевым и в чем-то более важным, чем другие, казалось бы, более высокие в государственной иерархии должности. Не случайно именно Генеральная прокуратура стала главным инструментом для экс-олигарха Плахотнюка в процессе захвата государства. Именно поэтому отстранение от должности бывшего генпрокурора Харунжена так затянулось. Именно поэтому так долго обсуждался и принимался регламент назначения нового генпрокурора.
С решением М. Санду никак не могли согласиться партнеры по коалиции – Партия социалистов. Правительству было предложено отказаться от принятого решения, но, когда стало ясно, что Санду решила твердо настаивать на своем, депутаты-социалисты инициировали в парламенте вотум недоверия, который и был принят во вторник, 12 ноября, фракциями социалистов и Демократической партии.
Необходимо отметить, что активное участие в попытках примирить партнеров по коалиции предпринял глава государства Игорь Додон. Но и его авторитет не смог заставить М. Санду отказаться от своего решения. Довод президента, что назначение генерального прокурора премьер-министром, которая в то же время возглавляет одну из политических партий, является политическим назначением и ни о какой независимости в этих обстоятельствах говорить нельзя, не была воспринята адекватно. В адрес президента и Партии социалистов было выдвинуто обвинение в нежелании проводить реформу юстиции и намерении приватизировать должность генерального прокурора.
Есть много оснований полагать, что политический кризис, спровоцированный премьер-министром, был устроен именно ради отставки. За пять месяцев «работы» правительство Санду не смогло реально изменить к лучшему социально-экономическую обстановку в стране. Блок ACUM продемонстрировал неспособность и неготовность к управленческой деятельности и политическую незрелость, которая вылилась в проигрыше другого лидера блока – Андрея Нэстасе – выборов мэра Кишинева, на которых победил социалист Ион Чебан. Поэтому отставка правительства Санду, с одной стороны, избавляет ее от ответственности за бездарно потраченные пять месяцев, а с другой – придает ей виктимизацию, которая может быть использована на будущих выборах.
При этом уже после отставки правительства, когда президент провел консультации и предложил утвердить новое правительство коалицией ПСРМ-ACUM, представители правых поставили невыполнимое условие – премьер-министром снова должна была стать Майя Санду.
Кстати, расчеты блока ACUM на досрочные выборы не оправдались – в срок менее чем 48 часов социалисты сформировали и утвердили новое правительство во главе с Ионом Кику. Правительство было утверждено голосами 62 депутатов из 101 с участием фракции Демократической партии. Это правительство стало миноритарным, утвержденным без создания парламентской коалиции. Депутаты ДП проголосовали, исходя из своих интересов: демократы сейчас явно не готовы к досрочным парламентским выборам.
Новый Кабмин получил поддержку парламента
Утвержденное в четверг правительство И. Кику кардинально отличается от предыдущего. О многом говорит тот факт, что министрами в нем стал целый ряд бывших советников президента РМ. Советник по экономике Ион Кику возглавил правительство. Советник по безопасности генерал Виктор Гайчук стал министром обороны, этот пост он занимал и ранее, в начале 2000-х годов. Аурел Чокой, занимавший пост советника по внешней политике, возглавил дипломатическое ведомство, а советник по культуре и образованию Корнелиу Попович стал министром культуры и образования.
Таким образом, под контролем президента и поддерживающей его Партии социалистов оказались парламент, спикером которого является председатель ПСРМ Зинаида Гречаный, правительство и столичная мэрия. При этом ни у главы государства, ни у Партии социалистов нет никаких признаков самоуспокоенности – очевидно, что без парламентского большинства будет нелегко. Голосование Демократической партии за отставку правительства М. Санду и утверждение правительства И. Кику было ситуативным, и ни о каком сотрудничестве, а тем более о коалиции социалистов и демократов речь не идет.
В то же время присутствует понимание огромной ответственности за социально-экономическое положение в стране в очень непростой ситуации. Пока внешние партнеры Россия, ЕС и США готовы сотрудничать с новым правительством. Как долго оно продержится? Наиболее вероятным развитием событий станет проведение в будущем году парламентских выборов одновременно с президентскими, и очевидно, что основные претенденты уже начали подготовку к ним.
_________________________
Фото: https://ru.sputnik.md/