Ближневосточная проблематика, как и много лет назад, представляется ряду аналитиков одной из наиболее важных в современной международной повестке дня. Неразрешенность многовековых конфликтов, этнические противоречия, а также переплетение интересов глобальных игроков делают Ближний Восток регионом, игнорировать который Россия, стремящаяся вернуть себе статус мировой державы, не может. Особенно сейчас, когда геополитические интересы Москвы в регионе стали тесным образом переплетаться с вопросами экономического характера.
В данном случае речь идет о появлении в Средиземном море новых крупных запасов углеводородов. Сегодня в борьбу за месторождения уже включились Турция, Греция, Кипр, Израиль, Ливан и Египет, а на кону оказались интересы крупнейших мировых нефтегазовых гигантов. И, как считают эксперты, сложившаяся ситуация рано или поздно приведет к изменению баланса на мировом энергетическом рынке, что, несомненно, окажет влияние и на Россию.
Стоит напомнить, что на шельфе Восточного Средиземноморья крупные нефтегазовые залежи стали обнаруживать с 2009 года. Так, за два года Израиль нашел здесь два газовых месторождения Тамар и Левиафан (с общими запасами в 900 млрд кубометров), а затем в особой экономической зоне Кипра была открыта Афродита (запасы оценивают в 127 млрд кубометров). Позже, в 2015 году, на шельфе Египта было обнаружено месторождение Зохр, площадь которого составляет 231 кв. км, а геологические запасы превышают 850 млрд кубометров. К слову, именно это открытие привлекло непосредственное внимание России, которая в 2017 году в лице «Роснефти» приобрела у итальянской Eni S.p.A. 30% в концессионном соглашении на разработку данного месторождения.
Плавучий кран на израильском месторождении Левиафан в Средиземном море
К сожалению, как показали события последних лет, находки новых залежей газа в Средиземноморье не только не принесли региону процветание, но и способствовали нарастанию здесь напряжённости. Дело в том, что главными контрагентами по вопросу разработок нефтегазовых месторождений оказались Турция и Кипр, которые формально претендуют на все запасы в восточной части Средиземного моря. Так, Республика Кипр в 2011 году начала нефтегазовое бурение на шельфе, в то время как Анкара была категорически против, считая, что таким образом нарушаются интересы подконтрольной ей Турецкой республики Северного Кипра. Поэтому турецкие власти решили не только отправить на месторождения свои геологоразведочные судна, но и несколько раз препятствовали вхождению кораблей итальянской компании ENI в зону проведения буровых работ.
Более того, президент Турции Реджеп Эрдоган и вовсе заявил, что его страна намерена продолжить разведку залежей, если понадобится, под защитой вооруженных сил. Такая позиция Анкары вполне объяснима, ведь власти Турции уже не первый год вынашивают идею превратить страну в своеобразный газовый хаб для Европы и не остановятся ни перед чем на пути ее воплощения в жизнь.
Подобные проекты Турции, стремящейся стать основным посредником в торговле энергоресурсами в регионе, встречают сопротивление не только у ее соседей, но и со стороны Евросоюза и США. Например, после того как в начале марта Анкара провела в Средиземном, Эгейском и Черном морях военно-морские учения с участием 102 кораблей, западные страны однозначно высказались против действий турецких властей, призвав их «уважать суверенные права Кипра в его исключительной экономической зоне и воздержаться от любых подобных незаконных действий».
В ответ в Анкаре пошли на довольно неожиданный для многих шаг, обратившись за поддержкой к России. В Москве с готовностью включились в разрешение нефтегазовой проблемы, формально оставаясь нейтральной стороной. Так, в июле стало известно, что российские нефтяные компании уже в самое ближайшее время могут начать совместные с Турцией геологоразведочные работы на шельфе Восточного Средиземноморья. Одновременно, в СМИ появилась информация о том, что Анкара намерена при помощи С-400 закрыть не только границу с Сирией, но и контролировать небо над Кипром, чтобы иметь возможность вести разработку газа на шельфе острова. Все это, по мнению аналитиков, указывает на то, что Россия давно была готова подключиться к решению спора о средиземноморском газе, так как он в той или иной степени затрагивает российские интересы.
В данном случае следует отметить, что заинтересованность в контроле над новыми нефтегазовыми месторождениями в Средиземном море сразу же после их открытия проявили в Европейском союзе, где всеми силами стремятся ослабить свою зависимость от российского газа. Еврокомиссия уже одобрила проект Восточно-Средиземноморского газопровода (East Med), который должен соединить Израиль и Кипр с Грецией и другими странами Южной Европы. Общая протяженность новой газотранспортной магистрали может составить около 2 тысяч километров, а ежегодная мощность – 12 млрд кубометров (для сравнения – способность «Северного потока - 2» составляет 55 млрд кубометров в год).
Примечательно то, что этот проект поддерживают США, которые в последние годы делают все возможное, чтобы заполонить европейский рынок своим сжиженным газом. Однако, по всей видимости, в своем стремлении снизить роль России как поставщика углеводородов в ЕС Вашингтон готов на определенном этапе пожертвовать собственными интересами, тем более что остановить российскую газовую экспансию в виде «Северного потока - 2» США так и не смогли.
Правда, сегодня все еще не понятно, будет ли построен East Med или нет, так как ЕС выделил деньги лишь на разработку проекта, но до настоящего времени она так и не была окончена и существуют лишь предварительные расчеты. Предполагается, что проект будет реализован к 2025 году, однако точные и конкретные сроки сегодня эксперты назвать не решаются. При этом главными проблемами в данном случае являются стоимость строительства и его окупаемость. Так, в настоящее время инвесторов, готовых вложить в проект около $7,4 млрд, все еще официально нет. Кроме того, как показывают расчеты, стоимость газа со средиземноморских месторождений в любом случае будет выше, чем у российского голубого топлива. По предварительным оценкам, цена углеводородов из месторождений в Израиле только после доставки в Грецию окажется $213-284 за тысячу кубометров. Для примера: средняя цена природного газа на рынке в Европе во втором квартале с. г. составляла около $153,5 за тысячу кубометров.
Приведенные выше цифры, как считают эксперты, сегодня не позволяют говорить о том, что появление новой газотранспортной магистрали из Израиля и Кипра в ЕС представляет серьезную угрозу интересам России. Тем более что само по себе строительство, как и добыча газа в Средиземном море, уже принесли множество дипломатических проблем странам региона и в дальнейшем будут только тормозить развитие как разработку месторождений, так и возможный экспорт газа на европейский рынок. Поставки же голубого топлива в Египет или на Кипр, которые за счет появившихся у них новых запасов газа могут обеспечить себя углеводородами на десятилетия вперед, Россию интересуют мало.
При этом, как уже указывалось выше, это не означает, что Москва решит абстрагироваться от ситуации в Средиземном море. Это связано с тем, что у России в ближневосточном регионе есть глобальные стратегические задачи, среди которых вопросы энергетического порядка являются лишь инструментами для их реализации, а не самоцелью. Например, поддерживаемый США проект East Med, который может нанести удар по экономическим интересам Турции, позволяет Москве сблизиться с Анкарой, которая сегодня стремится играть как можно более самостоятельную роль на Ближнем Востоке. Это, в свою очередь, повышает шансы России стать основным посредником в решении конфликта между Турцией и Кипром, а значит, и принять непосредственное участие в разработке нефтегазовых месторождений в Средиземном море и, как следствие, защитить здесь свои экономические интересы.
Кроме того, нельзя забывать и о том, что Средиземноморский регион всегда являлся точкой преломления интересов ведущих мировых держав. Это то место, закрепившись на котором, можно оказывать влияние не только на Ближний Восток, но и Северную Африку, а также Черноморско-Азовский бассейн. Более того, укрепление позиций Москвы в данном регионе позволит, пускай и не напрямую, но все же влиять на поставки в страны ЕС энергоресурсов, альтернативные российским. В конечном счете все это, а также возросшая после сирийского кризиса роль России на Ближнем Востоке так или иначе будут способствовать укреплению российских позиций не только на региональном, но и на мировом уровнях.
____________________________
Фото: https://ria.ru/20190614/1555541972.html