Средиземноморский газ – «топливо» для конфронтации? - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 08.11.2024 |

Средиземноморский газ – «топливо» для конфронтации?

Ближневосточная проблематика, как и много лет назад, представляется ряду аналитиков одной из наиболее важных в современной международной повестке дня. Неразрешенность многовековых конфликтов, этнические противоречия, а также переплетение интересов глобальных игроков делают Ближний Восток регионом, игнорировать который Россия, стремящаяся вернуть себе статус мировой державы, не может. Особенно сейчас, когда геополитические интересы Москвы в регионе стали тесным образом переплетаться с вопросами экономического характера.

В данном случае речь идет о появлении в Средиземном море новых крупных запасов углеводородов. Сегодня в борьбу за месторождения уже включились Турция, Греция, Кипр, Израиль, Ливан и Египет, а на кону оказались интересы крупнейших мировых нефтегазовых гигантов. И, как считают эксперты, сложившаяся ситуация рано или поздно приведет к изменению баланса на мировом энергетическом рынке, что, несомненно, окажет влияние и на Россию.

Стоит напомнить, что на шельфе Восточного Средиземноморья крупные нефтегазовые залежи стали обнаруживать с 2009 года. Так, за два года Израиль нашел здесь два газовых месторождения Тамар и Левиафан (с общими запасами в 900 млрд кубометров), а затем в особой экономической зоне Кипра была открыта Афродита (запасы оценивают в 127 млрд кубометров). Позже, в 2015 году, на шельфе Египта было обнаружено месторождение Зохр, площадь которого составляет 231 кв. км, а геологические запасы превышают 850 млрд кубометров. К слову, именно это открытие привлекло непосредственное внимание России, которая в 2017 году в лице «Роснефти» приобрела у итальянской Eni S.p.A. 30% в концессионном соглашении на разработку данного месторождения.

Плавучий кран на израильском месторождении Левиафан в Средиземном море

К сожалению, как показали события последних лет, находки новых залежей газа в Средиземноморье не только не принесли региону процветание, но и способствовали нарастанию здесь напряжённости. Дело в том, что главными контрагентами по вопросу разработок нефтегазовых месторождений оказались Турция и Кипр, которые формально претендуют на все запасы в восточной части Средиземного моря. Так, Республика Кипр в 2011 году начала нефтегазовое бурение на шельфе, в то время как Анкара была категорически против, считая, что таким образом нарушаются интересы подконтрольной ей Турецкой республики Северного Кипра. Поэтому турецкие власти решили не только отправить на месторождения свои геологоразведочные судна, но и несколько раз препятствовали вхождению кораблей итальянской компании ENI в зону проведения буровых работ.

Более того, президент Турции Реджеп Эрдоган и вовсе заявил, что его страна намерена продолжить разведку залежей, если понадобится, под защитой вооруженных сил. Такая позиция Анкары вполне объяснима, ведь власти Турции уже не первый год вынашивают идею превратить страну в своеобразный газовый хаб для Европы и не остановятся ни перед чем на пути ее воплощения в жизнь.

Подобные проекты Турции, стремящейся стать основным посредником в торговле энергоресурсами в регионе, встречают сопротивление не только у ее соседей, но и со стороны Евросоюза и США. Например, после того как в начале марта Анкара провела в Средиземном, Эгейском и Черном морях военно-морские учения с участием 102 кораблей, западные страны однозначно высказались против действий турецких властей, призвав их «уважать суверенные права Кипра в его исключительной экономической зоне и воздержаться от любых подобных незаконных действий».

В ответ в Анкаре пошли на довольно неожиданный для многих шаг, обратившись за поддержкой к России. В Москве с готовностью включились в разрешение нефтегазовой проблемы, формально оставаясь нейтральной стороной. Так, в июле стало известно, что российские нефтяные компании уже в самое ближайшее время могут начать совместные с Турцией геологоразведочные работы на шельфе Восточного Средиземноморья. Одновременно, в СМИ появилась информация о том, что Анкара намерена при помощи С-400 закрыть не только границу с Сирией, но и контролировать небо над Кипром, чтобы иметь возможность вести разработку газа на шельфе острова. Все это, по мнению аналитиков, указывает на то, что Россия давно была готова подключиться к решению спора о средиземноморском газе, так как он в той или иной степени затрагивает российские интересы.

В данном случае следует отметить, что заинтересованность в контроле над новыми нефтегазовыми месторождениями в Средиземном море сразу же после их открытия проявили в Европейском союзе, где всеми силами стремятся ослабить свою зависимость от российского газа. Еврокомиссия уже одобрила проект Восточно-Средиземноморского газопровода (East Med), который должен соединить Израиль и Кипр с Грецией и другими странами Южной Европы. Общая протяженность новой газотранспортной магистрали может составить около 2 тысяч километров, а ежегодная мощность – 12 млрд кубометров (для сравнения – способность «Северного потока - 2» составляет 55 млрд кубометров в год).

Примечательно то, что этот проект поддерживают США, которые в последние годы делают все возможное, чтобы заполонить европейский рынок своим сжиженным газом. Однако, по всей видимости, в своем стремлении снизить роль России как поставщика углеводородов в ЕС Вашингтон готов на определенном этапе пожертвовать собственными интересами, тем более что остановить российскую газовую экспансию в виде «Северного потока - 2» США так и не смогли.

Правда, сегодня все еще не понятно, будет ли построен East Med или нет, так как ЕС выделил деньги лишь на разработку проекта, но до настоящего времени она так и не была окончена и существуют лишь предварительные расчеты. Предполагается, что проект будет реализован к 2025 году, однако точные и конкретные сроки сегодня эксперты назвать не решаются. При этом главными проблемами в данном случае являются стоимость строительства и его окупаемость. Так, в настоящее время инвесторов, готовых вложить в проект около $7,4 млрд, все еще официально нет. Кроме того, как показывают расчеты, стоимость газа со средиземноморских месторождений в любом случае будет выше, чем у российского голубого топлива. По предварительным оценкам, цена углеводородов из месторождений в Израиле только после доставки в Грецию окажется $213-284 за тысячу кубометров. Для примера: средняя цена природного газа на рынке в Европе во втором квартале с. г. составляла около $153,5 за тысячу кубометров.

Приведенные выше цифры, как считают эксперты, сегодня не позволяют говорить о том, что появление новой газотранспортной магистрали из Израиля и Кипра в ЕС представляет серьезную угрозу интересам России. Тем более что само по себе строительство, как и добыча газа в Средиземном море, уже принесли множество дипломатических проблем странам региона и в дальнейшем будут только тормозить развитие как разработку месторождений, так и возможный экспорт газа на европейский рынок. Поставки же голубого топлива в Египет или на Кипр, которые за счет появившихся у них новых запасов газа могут обеспечить себя углеводородами на десятилетия вперед, Россию интересуют мало.

При этом, как уже указывалось выше, это не означает, что Москва решит абстрагироваться от ситуации в Средиземном море. Это связано с тем, что у России в ближневосточном регионе есть глобальные стратегические задачи, среди которых вопросы энергетического порядка являются лишь инструментами для их реализации, а не самоцелью. Например, поддерживаемый США проект East Med, который может нанести удар по экономическим интересам Турции, позволяет Москве сблизиться с Анкарой, которая сегодня стремится играть как можно более самостоятельную роль на Ближнем Востоке. Это, в свою очередь, повышает шансы России стать основным посредником в решении конфликта между Турцией и Кипром, а значит, и принять непосредственное участие в разработке нефтегазовых месторождений в Средиземном море и, как следствие, защитить здесь свои экономические интересы.

Кроме того, нельзя забывать и о том, что Средиземноморский регион всегда являлся точкой преломления интересов ведущих мировых держав. Это то место, закрепившись на котором, можно оказывать влияние не только на Ближний Восток, но и Северную Африку, а также Черноморско-Азовский бассейн. Более того, укрепление позиций Москвы в данном регионе позволит, пускай и не напрямую, но все же влиять на поставки в страны ЕС энергоресурсов, альтернативные российским. В конечном счете все это, а также возросшая после сирийского кризиса роль России на Ближнем Востоке так или иначе будут способствовать укреплению российских позиций не только на региональном, но и на мировом уровнях.

____________________________

Фото: https://ria.ru/20190614/1555541972.html

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3006
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика