На протяжении последних нескольких лет тема поставок российского газа в страны Евросоюза остается одной из наиболее значимых в европейской повестке дня. Немаловажную роль в этом играет проблема украинского транзита, которая в совокупности со стремлением США и их сателлитов потеснить на рынке ЕС углеводороды из России по сути является главным источником существующих противоречий.
За период, прошедший с момента государственного переворота в 2014 году, Киев превратил проблему экономического характера в политический инструмент антироссийской пропаганды. При этом нынешние украинские власти, как и предыдущее руководство страны, всецело возлагают вину за сложившуюся ситуацию на российскую сторону. В Киеве уже неоднократно заявляли, что именно Кремль перевел конфликт в плоскость политики, в то время как сама Украина якобы делает все, чтобы решить его на уровне хозяйствующих субъектов. Однако при ближайшем рассмотрении проблемы ситуация выглядит по-иному.
Известно, что нынешний спор украинского «Нафтогаза» и российского «Газпрома» тянется уже около десяти лет, а его причиной являются подписанные еще в 2009 году контракты о транзите и прямых поставках газа на Украину. В украинской столице неоднократно подчеркивали, что были вынуждены подписать эти соглашения под давлением, в результате чего местная экономика недосчиталась миллиардов долларов. Пришедшие в 2014 году к власти в Киеве политики из числа открытых русофобов потребовали пересмотра подписанных ранее договорённостей, а с 2015 года и вовсе вразрез с условиями контракта перестали покупать российский газ напрямую.
При этом простым обывателям было заявлено о закупке голубого топлива путем реверса из стран ЕС (например, Словакии), хотя на самом деле это тот же российский газ, но по цене гораздо выше той, которую может предложить «Газпром». Однако такие «мелочи» никоим образом не смущают киевские власти, которые попутно решили «компенсировать» свои потери за счет многомиллиардных претензий к российскому монополисту в Стокгольмском арбитраже.
Именно сюда были перенесены основные баталии между сторонами, каждая из которых вот уже несколько лет доказывает свою правоту. «Газпром» заявил о том, что Украина в предыдущие годы отказалась получать оговоренные в контракте объемы газа и не платила за них, несмотря на взятые на себя обязательства. Киев же пытается оспорить обязательность законтрактованных объемов, цену поставок и отдельно условия транзита.
После долгих споров в феврале 2018 года Стокгольмский арбитражный суд вынес компромиссное решение. С учетом взаимного зачета долгов и требований «Газпром» по вердикту суда оказался должен «Нафтогазу» $2,56 млрд. Примечательно в данном случае то, что ни тогда, ни сегодня российская сторона не признает данное решение и продолжает отстаивать свои права. В Киеве же, где вроде должны были удовлетвориться данным решением, почувствовали «запах крови» и продолжили предъявлять претензии со все растущим аппетитом.
В настоящее время суммы, которые «Нафтогаз» хотел бы получить от «Газпрома», и вовсе стали казаться абсурдными. Украина подала новый иск в арбитраж с требованием пересчитать низкий тариф за транспортировку российского газа, действовавший на протяжении последних лет. Теперь речь идет о претензиях на сумму около $12 млрд, которыми Киев якобы хочет покрыть часть убытков из-за «ожиданий о приостановке транзита».
При этом стоит отметить, что украинская компания за годы споров с «Газпромом» не только не получила «выигранных» в судах средств, но и сама потеряла больше. Согласно проведенным исследованиям, рассчитывая взыскать с российского монополиста сумму в $2,1 млрд («Газпром» внес $345 млн обеспечительных платежей в рамках спора с «Нафтогазом» в Великобритании), украинская сторона к 2019 году потратила на судебные тяжбы около $1,6 млрд. И это не учитывая иные экономические потери от сокращения транзита газа, закупки сырья по завешенны ценам в ЕС, а также будущие проблемы всей украинской экономики.
Об этом, к слову, было заявлено 13 ноября исполнительным директором «Нафтогаза» Юрием Витренко. По его словам, прекращение транзита российского газа по территории Украины может негативно отразиться на всей экономике страны и в 2020 году вместо запланированного роста на 3,3% она упадет до 0,7%. Однако, как показывают последние события, Киев готов идти на ухудшение уровня жизни простых украинцев ради своих политико-идеологических амбиций.
При этом Москва уже не первый раз призывает одуматься и прийти, наконец, к компромиссу. Можно напомнить, что о необходимости сохранения украинского транзита в Кремле говорили не раз. При этом указывалось, что все должно исходить не из политической, а из экономической целесообразности. Даже строительство газопровода «Северный поток - 2» в Москве подчеркнуто называли вынужденной акцией, связанной с непредсказуемостью политической ситуации на Украине. Недавно эту позицию вновь подтвердил президент РФ Владимир Путин, выступая на саммите БРИКС. Признавая высокие риски прекращения транзита газа через украинскую территорию с 1 января 2020 года, он в очередной раз отметил, что Россия готова заключить и транзитное соглашение, и по поставкам газа по сниженным на 20-25% ценам. Однако в ответ Москва получила известие о том, что «Нафтогаз» готовит новый иск и идти на уступки не готов.
Стоит отметить, что сегодня есть несколько глобальных противоречий между российской и украинской сторонами по вопросу транзита газа. Так, в Киеве считают, что контракт должен быть долгосрочным, основанным на европейских правовых механизмах и без каких-либо предварительных и дополнительных условий. При этом киевские власти почему-то «забывают», что Россия, как и Украина, не является членом ЕС, и заставить ее против своей воли работать по европейским принципам просто невозможно. Тем более требовать от «Газпрома», как это сегодня делают в Киеве, возможности получать газ на украинско-российской границе из Туркмении или от независимых производителей.
Последнее выглядит вообще удивительно, так как Россия на своей территории не присоединяется к европейской «Газовой директиве» и никто не может обязать «Газпром» предоставлять газопроводы для транзита чужого газа. Хотя в ситуации с Украиной Москва готова пойти и на такие уступки. Например, в РФ согласны с условиями проводимой у южного соседа процедуры анбандлинга, то есть создания отдельного от «Нафтогаза» оператора, который мог бы заключать контракт как с «Газпромом», так и с другой российской или европейской компанией. Однако в Москве, видя отношение к ранее достигнутым договоренностям и непрекращающиеся судебные тяжбы, не готовы заключать с Украиной долгосрочный контракт.
Кроме того, «Газпром», заявляя о своей готовности к подписанию транзитного договора на условиях, действующих в ЕС, ждет ответных уступок со стороны Киева. При этом в компании считают необходимым «начать все с чистого листа» и отказаться от взаимных претензий, прекратив все тяжбы по поводу контрактов. Именно последнее и не устраивает Украину, где по-прежнему считают, что российский монополист, а с ним и «страна-агрессор» должны Киеву десятки миллиардов долларов за то, что сами же украинские власти отказались выполнять несколько лет назад.
Более того, формально призывая подписать договор о транзите, Киев уже озвучил планируемый тариф, который выше, чем по действующему контракту: если в 2019 году за объем до 90 млрд кубометров «Газпром» должен был платить $2,65 за тысячу кубометров каждые 100 километров, то в 2020 году тариф может составить $3,2.
Сложившаяся ситуация, в которой Украина продолжает требовать от России все больше и больше, по мнению аналитиков, свидетельствует о том, что в Киеве уже практически «похоронили» свою газотранспортную систему (ГТС), оставив за ней лишь гипотетическую роль некого «газового моста между странами ЕС». Правда, каким образом это возможно будет сделать и есть ли у Украины такие технологии, в Киеве сегодня сказать не могут.
Позиция России в данном случае выглядит иной – Москва готова договариваться, так как у нее на это есть свои причины, не зависящие от политики. Например, две ветки «Северного потока» не могут в полной мере обеспечить безопасность поставок газа в ЕС в периоды пиковых изменений спроса. Строительство же «Турецкого потока», который должен, по сути, продублировать украинский транзит в страны Юго-Восточной Европы, сегодня также находится под постоянными ударами, которые сохраняют риски для «Газпрома».
Поэтому украинская ГТС и рассматривается в России как запасной вариант, необходимый для сохранения бесперебойных поставок газа в Европу в случае различного рода технических, юридических и иных инцидентов. Однако в Киеве играть такую роль в транзите российского сырья категорически не хотят, хотя и наверняка понимают, что ничего иного им предложено уже не будет. И это, по всей видимости, только повышает градус озлобленности украинских властей и снижает степень их договороспособности практически до нуля.
В итоге текущий газовый конфликт между «Газпромом» и «Нафтогазом» оказался сегодня практически в тупике. При этом причиной такой ситуации, чтобы ни говорили украинские политики, является позиция официального Киева, где всячески подчеркивают, что вопрос поставок и транзита российского газа уже давно стал политическим. Власти Украины, осознавая невозможность заставить РФ использовать свою ГТС, сегодня делают все, чтобы довести конфликт до абсурда и выставить виновником происходящего не столько «Газпром», сколько российское руководство.
В Киеве не смущаются экстраполировать ситуацию в газовом споре на все украинско-российские отношения, в том числе и в рамках урегулирования кризиса в Донбассе. К чему приведет такая политика украинской власти, догадаться несложно. Однако она вряд ли принесет мир и достаток простым украинцам.