В том, что содержание основного закона Грузии основной политический спектр страны беспокоит очень мало, население страны и костяк избирателей этого политического спектра убедились давно. Тем более что каждая новая политическая сила после прихода к власти обращается к идее изменить Конституцию и перекраивает ее на свой лад и по собственному вкусу, ориентируя ее на узкопартийные интересы и цели. Тем не менее на этот раз пестрый спектр грузинской оппозиции выступил единым фронтом именно из-за Конституции, точнее из-за обещанных, но не внесенных в нее очередных поправок.
Хотя в действительности поправки и обещанная возможность попадания в парламент Грузии следующего созыва большинства сколько-нибудь устоявшихся на политической арене страны партий были лишь формальным поводом для выражения протеста. А корни этого протеста крылись гораздо глубже: в неутолимой жажде возвращения к власти одной конкретной политической силы, которая преследовала далеко идущие цели – накалить ситуацию до кондиции новой цветной или бархатной, а возможно, и кроваво-красной революции.
Протест вызревал и готовился давно. Еще когда в Тбилиси по приглашению грузинской же стороны приехал депутат Госдумы России Сергей Гаврилов, который как председатель Межпарламентской ассамблеи православия должен был провести здесь очередную сессию этой организации. «Единое национальное движение» вначале слабо возмутилось появлением в грузинской столице депутата из страны-«оккупанта», а потом перешло к радикальным действиям и в буквальном смысле слова оскорбило Гаврилова и принудило его в срочном порядке покинуть территорию страны.
Пребывание российского парламентария в Тбилиси было лишь поводом, который соратники экс-президента Михаила Саакашвили собирались использовать для нагнетания протеста и доведения ситуации до революции. Они никак не могут забыть того успеха, которого смогли добиться своими акциями протеста в 2003 году, сбросив президента Эдуарда Шеварднадзе, а затем завладев всеми ветвями и ответвлениями власти в стране. На долгие девять с лишним лет.
Таких поводов «Национальное движение» со всеми его дочерне-сыновьими организациями, крупными и мелкими партиями-сателлитами за все 7 лет нахождения в оппозиции отыскивало немало. Но акции протеста на революционный масштаб никак не тянули. Не дотянула до переворота и так называемая «ночь Гаврилова», когда попытка захвата здания парламента Грузии штурмом с помощью накачанных мужчин была пресечена ответной жесткой операцией полиции и спецназа. Акции протеста после этой ночи разгона митинга не прекратились. Они продолжались все лето и перешли на осень, но постепенно затухали, угасали, ужимались до считаных единиц протестующих, которые по привычке собирались у здания парламента и что-то громко вещали с импровизированных трибун. На них уже никто никакого внимания не обращал. Поняв, что темой «Гаврилова» и российской «оккупации» отставки главы МВД Георгия Гахарии и другими требованиями ничего не добьешься, организаторы акций решили их прекратить.
Интересно, что после «ночи Гаврилова» на первый план на этих ежедневных митингах у здания парламента выступали уже не лидеры основной оппозиции, а некие молодые (и не очень молодые) люди, малоизвестные народу, представляющиеся гражданскими активистами лица. На самом же деле это взращенные в недрах «Национального движения» кадры, которые в том числе едут на встречи с лидером партии М. Саакашвили за рубеж, где, вероятно, получают от него очередные наставления относительно тактики дальнейших действий. Кадры встреч с участием этих «гражданских активистов» на своей странице в соцсети Facebook нередко размещал сам Саакашвили. Иначе откуда бы знать народу об этих встречах и их участниках.
Мы недаром упоминаем события июня-сентября, потому что именно на волне того «импровизированного протеста» лидер ныне правящей партии «Грузинская мечта» Бидзина Иванишвили и выступил с инициативой внесения очередных изменений – в Конституцию и избирательное законодательство. Изменений, которые должны были окончательно узаконить в стране пропорциональную избирательную систему. Согласно обещанию Б. Иванишвили, парламентские выборы 2020 года должны были пройти по этой новой, пропорциональной системе и с нулевым избирательным барьером. Это означало, что любая партия имела шансы на получение хотя бы одного мандата в парламенте.
Такая перспектива воодушевила оппозицию, особенно ту ее часть, которая за последние годы ни на одних выборах установленного избирательного барьера не преодолела. Но оказалось, что обещания нынешняя власть по установившейся при ее правлении привычке опять не выполнила. Точнее, преподнесла это невыполнение как результат протеста, возникшего внутри правящей команды. Против перехода на пропорциональную систему выступили мажоритарии, которым вовсе не хотелось терять возможности попадания в будущий парламент. В итоге разработанный правящим большинством проект поправок в Конституцию необходимого «конституционного» количества голосов не набрал и был провален.
Так что же случилось 14 июня и в последующие дни? Грузинский оппозиционный спектр, казалось бы, такой противоречивый и разношерстный, на этот раз объединился против обманувшей его ожидания правящей «Грузинской мечты» и, доставив соратников и сторонников со всех уголков страны, устроил у здания парламента акцию протеста. Митингующие по традиции перекрыли проспект Руставели и установили на нем палатки, где по очереди ночевали активисты оппозиции, дабы помешать возобновлению движения и не дать властям загасить искры протеста.
Штурмовать парламент на этот раз, помня о последствиях событий 20 июня, они не решались, но изобрели новый способ борьбы – навесили замки на все входы в законодательный орган. И пикетировали здание парламента со всех сторон, так что пришедшие 18 ноября утром «на работу» депутаты парламентского большинства попасть в здание не смогли. Соответственно, сорвались запланированные на утро и день 18 ноября заседание комитета и бюро.
По ходу событий и параллельно обострению обстановки на проспекте Руставели МВД Грузии сделало несколько заявлений и предупредило организаторов и участников акции, что те выходят за рамки свободы выражения мнения и нарушают статью 9 закона «О собраниях и манифестациях», которая запрещает действия, препятствующие работе парламента. С утра 18 ноября на прилегающих к центральному проспекту столицы и окружающих главный законодательный орган улицах были мобилизованы усиленные подразделения полиции, затем появился спецназ, а на площади Республики припарковались водометы и пожарные машины.
Оппозиция и ее сторонники не отступали, активисты утверждали, что никуда с места на этот раз не сдвинутся и под струей водомета не отступят. Лидеры оппозиции вступали в перебранку с сотрудниками правоохранительных органов, а бывший кандидат в президенты от «Национального движения» Григол Вашадзе в присутствии журналистов и соратников по партии нанес одному из спецназовцев словесное и физическое оскорбление, которое ему сошло с рук.
Операция по расчистке проспекта Руставели, освобождению проезжей части от искусственных заграждений и снятию замков с дверей и ворот парламента началась во второй половине дня и завершилась достаточно быстро. Вслед за полицией на проспекте появились работники службы очистки, которые убрали мусор и палатки и открыли движение транспорта. Депутаты парламентского большинства сумели войти в здание парламента и провести заседание бюро.
Чтобы оттеснить протестующих, силовики использовали щиты и дубинки, а также применили водометы и слезоточивый газ
Очередная революция, устроить которую, отправив в отставку правительство «Грузинской мечты» и ее лидера Бидзину Иванишвили, грозилась объединившаяся оппозиция, и на этот раз не удалась. Но надежды оппозиция не теряет и обещает продолжить борьбу «до победного конца», о чем на брифинге 19 ноября сообщил журналистам один из лидеров «Объединенной оппозиции» Георгий Вашадзе (однофамилец оскорбившего спецназовцев кандидата в президенты). По информации Георгия Вашадзе, акции с требованием пропорциональных выборов продолжатся и оппозиция добьется удовлетворения своего требования, потому что, по его же определению, «правда на стороне оппозиции».
Грузинский независимый эксперт Заал Анджапаридзе считает, что после очередного разгона митинга оппозиции в Грузии установилось хрупкое равновесие, которое может нарушиться, если власть допустит фатальную ошибку или оппозиция заставит правящую партию допустить такую ошибку. А исходя из почерка и характера деятельности «Национального движения», эксперт не исключает, что в дальнейшем оппозиция вступит в противостояние с правоохранительными органами, в результате чего может пролиться кровь, появятся пострадавшие и жертвы.
По мнению З. Анджапаридзе, правящая партия пошла на определенный риск, передумав вносить изменения в избирательное законодательство, так как в случае уступок опасалась потерять доверие и поддержку собственных избирателей. Вопрос в том, насколько оправданна такая позиция.
«Власти Грузии решили не идти на уступки, просчитав все за и против, проведя консультации не только внутри страны, но и за ее пределами, и приняли решение, что не будут менять Конституцию и избирательный кодекс, как это было обещано после известных событий (имеются в виду события 20-21 июня в Тбилиси. – Авт.). Власти пошли на определенный риск, но, видимо, они считают риск оправданным, так как пойти на попятный, по их мнению, означало для них потерять поддержку своих избирателей. Но, согласно теории конфликта, непримиримая позиция одной стороны очерчивает рамки непримиримого поведения другой стороны. Митинги на этом не прекратятся. Насколько масштабными будут последующие акции? Первая акция, которая должна была собрать большое количество людей, подтвердила, что вопрос, по какой системе будут проведены очередные парламентские выборы, для избирателей неактуален. И последние исследования IRI наглядно это подтвердили (эти исследования были опубликованы 19 ноября, и главными проблемами большинство респондентов назвало безработицу, инфляцию и нищету. – Авт.)», – пояснил З. Анджапаридзе.
По его мнению, немногочисленность сторонников оппозиции объясняется еще и тем, что главным организатором и инициатором протеста выступает опорочившая себя в глазах населения партия «Национальное движение» с ее многочисленными ответвлениями. «Все воочию увидели, что, несмотря на присутствие на митингах представителей 22 партий, в авангарде протеста стояли «Национальное движение» и «Европейская Грузия», к которым большинство населения положительного отношения не проявляет. Кроме того, различные молодежные движения, которые проявляют особую активность в последний период, как выясняется, также были взращены в недрах «Национального движения». Именно поэтому общенациональный протест не удался, и поддержка оказалась не той, на которую организаторы акций рассчитывали», – заявил Заал Анджапаридзе.
Заведомо проигрышной назвал эксперт и идею блокировки парламента, отметив, что эти действия оппозиции вызвали осуждение на Западе, где уважение к закону возведено «чуть ли не в ранг религии». По его же прогнозу, акции протеста будут продолжены, а масштабы этих акций будут зависеть от дальнейших действий властей.
За последние 28 лет Грузия пережила не одну революцию, не одно потрясение, гражданские войны, конфликты, потеряла в результате национального противостояния либо межнациональных розней тысячи сограждан, сотни тысяч людей были вынуждены покинуть родные места и обрели статус беженцев. Народ от этих потрясений очень устал и жаждет мирной и обеспеченной жизни. Но грузинские политики все никак не урегулируют между собой внутригосударственные политические разногласия и продолжают упорную борьбу за власть, очередным проявлением которой и стали события последних дней перед зданием главного законодательного органа Грузии.
_____________________________
Фото: https://www.rbc.ru/