Это не шутка, хотя похоже на анекдот. На полном серьезе и.о. председателя Госэкоинспекции Украины Егор Фирсов на своей странице в Facebook написал следующее: «Ситуация не является критической, но рекомендую отказаться от купания в море. Нашими специалистами установлено превышение содержания в эпицентре происшествия нефтепродуктов в 157 раз. Инспектора сейчас работают на месте и продолжают мониторинг загрязнения». И отметил: «К сожалению, пока, из-за шторма сделать можно немного – вдоль берега растянули сорбирующие боны. Как только шторм утихнет, боны установят вокруг аварийного буксира, чтобы избежать распространения пятен горюче-смазочных материалов в море. Получив доступ к судну, специалисты смогут провести обследование и установить более точные показатели загрязнения».
Напомним обстоятельства происшедшего: в ночь на 22 ноября штормовой ветер сорвал с якоря в акватории порта «Южный» небольшой танкер «Делфи» под флагом Молдовы. Корабль сел на мель примерно в километре от пляжа «Дельфин». Однако, по словам и.о. начальника администрации Одесского порта, экипаж сначала отказывался от какой-либо помощи, как и от подачи сигнала SOS, который дает возможность начать аварийно-спасательные операции. Оказалось, что причиной таких действий экипажа был приказ владельца судна. Моряков даже эвакуировать пришлось принудительно.
Принудительная эвакуация членов экипажа танкера «Делфи»
Выяснилось, что у танкера с конца 2018 года отсутствуют какие-либо судовые документы. Установлено, что танкер находился на якоре в районе порта «Южный» с мая 2019 года. Его судовладелец – из Великобритании, а порт приписки – румынская Констанца. Причем танкер, принадлежащий компании из Бирмингема, находился в нейтральных водах, но не подавал заявок на вход в Одесский или Южненский морские порты. Т.е. это, скорее всего, – «серый» танкер, занимавшийся контрабандой нефтепродуктов.
Эти самые нефтепродукты и вытекают теперь вблизи одного из самых популярных одесских пляжей. И, судя по заявлениям и.о. председателя Госэкоинспекции, даже приблизительного понимания, как ликвидировать бедствие, пока нет. Можно смело утверждать, что те обитатели прибрежной зоны, которые пережили летние заморы, теперь погибнут от загрязнения нефтепродуктами.
Тем временем спасатели организовали операцию по принудительной эвакуации членов экипажа. Оказалось, что он состоит из трех человек – капитан, старший механик и матрос. И все они граждане Украины. В условиях непрекращающегося шторма водолазы вынуждены были вытаскивать моряков с терпящего бедствие танкера вплавь. Двое из трех членов экипажа были госпитализированы с острым переохлаждением в состоянии средней тяжести. Самый младший из моряков 22-летний житель г. Измаила от госпитализации и даже медицинского осмотра письменно отказался.
Невиданное в новейшей истории города кораблекрушение привлекло немало зевак. В субботу 23 ноября на подъезде к пляжу «Дельфин» образовалась пробка из машин. Любопытные массово пришли на танкер посмотреть и себя на его фоне сфотографировать. Причем с собой приводили не только друзей, но и детей, и даже животных. Несмотря на более чем холодный морской ветер и продолжающийся шторм.
Авария танкера привлекла повышенное внимание зевак, а не специалистов
А пока украинские экологи собирают пробы загрязненной воды и думают о том, что делать дальше, депутат Госдумы от Крыма Андрей Козенко заявил ТАСС: «Безусловно, пострадает флора и фауна. Что касается вероятности распространения нефтепродуктов на акваторию в районе Крыма, уверен: у России достаточно возможностей для того, чтобы не допустить подобного сценария».
Наш корр.