Бывший министр сообщения Латвии Анрийс Матисс в интервью журналистам признал, что антироссийская риторика латвийских властей наносит ущерб латвийской экономике.
По его мнению, провоцирование излишнего напряжения в отношениях с Россией привело к сокращению транзита российских грузов через латвийскую территорию. На вопрос о том, сможет ли Латвия вернуть российский транзит, Матисс ответил: «Теоретически всё возможно, но практически в ближайшие годы я вижу только ухудшение ситуации… У Латвии нет границы с Китаем, Казахстаном или Узбекистаном, где тоже грузы есть. Не вижу возможностей заменить ушедший транзит».
Рига присоединилась к антироссийским санкциям США и ЕС, что сразу же отразилось на экономических показателях.
Например, в морских портах, где в 2018 г. наблюдался рост перевалки грузов, в 2019 г. ощутили падение на 10,5%.
Антироссийские санкции Рига поддержала в угоду Вашингтону. Американцы на этой неделе отплатили латвийцам – ввели санкции против мэра портового Вентспилса Айварса Лембергса и ряда связанных с ним предприятий, в т.ч.
Вентспилского порта. Будущее этого предприятия теперь под вопросом.
Лембергс открыто критиковал антироссийские шаги Риги и призывал к экономическому сотрудничеству с Москвой.
По указке из США правление Вентспилского порта будет заменено. Матисс считает, что это усугубит проблему сокращения транзита: «Мы уже видим, что Россия приняла решение о значительном сокращении транзита через латвийские порты, в том числе Ригу и Вентспилс. А тут ещё такие ситуации, как сейчас. Латвия может потерять большой объём транзита, что может непосредственно отразиться на ВВП. Снизятся доходы».
Когда-то через Рижский свободный порт шёл транзит российского угля (31,7% от всех грузов). Теперь же перевалка угля упала на 28,4%. До санкций по латвийской железной дороге были перевезены 77% всего транзита, большинство грузов – из России. Полная остановка российского транзита лишит работы 50 тыс. латвийцев. Сумма потенциального ущерба составит, по словам Матисса, €1,6 млрд.
Ранее под давлением США латвийские власти перетрясли банковский сектор, вытеснив из страны иностранный капитал, прежде всего, российский. «Как мы закрыли банковский сектор, так мы закроем и транзит. Может быть, мы можем делать что-то другое, но я не вижу, чтобы правительство что-то предлагало», - обречённо резюмирует бывший министр.
Наш корр.