12 сентября с. г. заместитель директора по вопросам Европы и Евразии Агентства США по международному развитию (USAID) Брок Бирман анонсировал новую стратегию по защите от «вмешательства Москвы», предусматривающую американскую экспертную и финансовую помощь Грузии, Украине и Молдавии в т. н. выстраивании защитных механизмов от манипулирования выборами извне. Тем самым Вашингтон продемонстрировал, что намерен оказывать еще более масштабную поддержку в борьбе с «пропагандой» Кремля через укрепление «свободных» СМИ и «гражданского общества» на постсоветском пространстве и создавать условия для ослабления энергозависимости от России.
После встречи с Б. Бирманом в Кишинёве 9 июля с. г. президент РМ Игорь Додон на своей странице в социальной сети Facebook дал высокую оценку «проектам USAID в Молдове в области СМИ, энергетики, инфраструктуры, гражданского общества и т. д.»
Примечательно, что Агентство США по международному развитию (USAID) было создано по распоряжению президента США в 1961 году и позиционирует себя на своем официальном сайте как «независимое агентство федерального правительства США. Отвечает за невоенную помощь США другим странам. Администратор агентства и его заместитель назначаются президентом США с согласия сената и действуют в координации с государственным секретарем США. Агентство работает более чем в 100 странах мира. На финансирование программ этой организации ежегодно выделяется около 1% федерального бюджета США».
Остались ли у кого-нибудь после знакомства с этой информацией сомнения в том, действительно ли USAID – неправительственная структура и в чьих интересах она действует?
Стоит напомнить, что в свое время на средства, выделенные USAID, осуществляла свою деятельность в качестве главного борца с законно избранным в 2009 году правительством Молдавии такая структура, как Hyde Park Organisation. Опять же примечательно, что перед госпереворотом на Украине под сурдинку т. н. майдана в Киеве координирующей структурой американского присутствия было посольство США, которое осуществляло свою деятельность через USAID.
Именно усилиями этого агентства удалось запустить процесс, направленный на полное изменение пророссийских настроений в регионах Украины. USAID также отвечало за координацию сотрудничества с украинскими представительствами Международного республиканского института (МРИ), Национального демократического института (НДИ), Фондом Сороса, значительно активизировавшими контакты с руководством «Батькивщины», «Свободы», «Фронта перемен», «Нашей Украины», УДАРа и прочих «националистическо»-олигархических структур с целью оказания помощи в подготовке их активистов еще за два года до майдана. И уже тогда пошли разговоры о готовящемся государственном перевороте.
Интересно, что это произошло в 2012 году, сразу же после того, как официальный представитель Госдепартамента США Виктория Нуланд заявила, что USAID прекращает работу в России. При этом представитель USAID-Russia Дэвид Крауд отметил, что «агентство поддерживает программы в России, которые будут продолжаться от двух до четырех лет», в то же время выразив уверенность, что агентство свою деятельность в РФ никогда окончательно не свернет, «поскольку эта деятельность отвечает интересам Соединенных Штатов Америки по распространению своей системы ценностей».
Сегодня, прикрываясь словесами о «поддержке демократии» и «кремлевской угрозе», USAID и прочие инструменты заокеанских стратегов осуществляют все более наглое, неприкрытое и прямое вмешательство во внутренние дела независимых государств. Формируют условия для становления подконтрольных Вашингтону режимов, параллельно ведя против России и любых конструктивных сил в постсоветских республиках (заинтересованных, естественно, в модернизации и развитии, а не дальнейшем переводе под внешнее управление и разграблении) с помощью «мягкой силы» (soft power) масштабную «сетевую войну». Последняя перетекает в поддержку, финансирование и разжигание войны реальной.
Наглядный пример – Грузия, где 18 октября USAID начало новую 4-летнюю программу, бюджет которой составит $14 млн. В реализации программы будут участвовать 9 международных и местных неправительственных организаций. По словам и. о. посла США в Грузии Элизабет Руд, новая программа представляет собой «помощь американского правительства» правящему режиму Грузии на выборный 2020-2021 год и состоит из нескольких проектов, цель которых – «усиление контроля и надзора за избирательными и политическими процессами».
Интересно, что в 2019 году сумма, выделенная Вашингтоном на «поддержку демократии» в Тбилиси, достигла $127 млн, превысив на $22 млн размеры финансирования, полученного Грузией в прошлом году. Согласно законопроекту об иностранных операциях в 2020 году, США планируют выделить Грузии $132 млн. При этом $40 млн Грузия получит из фонда финансирования иностранных вооруженных сил.
5 декабря USAID запустило новую 5-летнюю программу со схожими целями и на Украине. «USAID начинает новую программу поддержки гражданского общества, рассчитанную на пять лет и с бюджетом 10 млн. долларов», – заявил временный поверенный в делах США на Украине Вильям Тейлор, выступая на Форуме развития гражданского общества «Точка невозврата» в Киеве. По его словам, исполнителем программы является украинская организация «Единство» в консорциуме с Украинским центром независимых политических исследований и Центром демократии и верховенства права.
Достичь своих целей на постсоветском пространстве, сделав «точкой невозврата» как можно более масштабное военное столкновение с русскими как можно большего количества населения, находящегося под властью подконтрольных им режимов, американские специалисты стремятся, используя «власть информации и образов», власть смыслов. Иными словами, ядро «мягкой силы» в «сетевой войне» – нематериальность, информативность и подвижность.
Например, в Молдавии в течение 2018-2019 гг. USAID работало совместно с Демпартией над тем, как всеми силами помешать работе популярных среди населения русскоязычных СМИ, и параллельно занималось созданием новых прорумынской направленности, чтобы они помогли «убедить молдавский народ, в том числе тех, кто говорит по-русски, рассматривать Румынию, Европейский союз и НАТО в качестве предпочтительного варианта для развития Молдовы».
Главный смысл soft power – ее способность влиять на поведение людей, опосредованно заставляя их делать то, что в ином случае они никогда не сделали бы. Наглядный пример – массовые беспорядки в Казахстане разразившиеся после избрания К.-Ж. Токаева на пост президента, активными участниками которых были находящиеся на «довольствии» USAID (и Сороса) «Казахстанское международное бюро по правам человека», организация «Демократический выбор Казахстана» и фонд «Открытый диалог» (Варшава), принадлежащие «оппозиционеру» М. Аблязову, «Адил Соз» и «Медианет».
При этом именно проводники «мягкой силы» вроде официально отвечающего за «невоенную помощь» США другим странам USAID и иных, находящихся на содержании у американцев и прочих западных доброхотов структур, определяют, что есть «хорошо» или «справедливо», какой стране становиться изгоем, а какой – образцом демократической трансформации. И подвигают тем самым остальных участников политического процесса соглашаться с этой интерпретацией в обмен на поддержку со стороны субъекта soft power.
При этом широко используются механизмы «сетевой войны». Напомним, что этот термин относится к конфликту, связанному с информацией и означает действия по подрыву, разрушению либо видоизменению того, что население, являющееся целью, знает (или думает, что знает) о себе и окружающем мире. Сетевая война – это нереальная война в традиционном понимании этого слова. Со стороны атакующего субъекта это, прежде всего, попытка управления системой через ее хаотизацию – методологический принцип утверждения контрольно-управленческих функций над социумом.
Как правило, в данном случае в виде основного субъекта и оппонента государственных институтов выступают неправительственные организации т. н. третьего социального сектора (НПО или NGOs), отождествляющие себя с тем самым «гражданским обществом» и «свободными» СМИ, которым Вашингтон пообещал в озвученной в сентябре стратегии, о чем шла речь в самом начале, американскую экспертную и финансовую помощь.
Эти сетевые структуры, по мнению специалистов, – важнейший инструмент «мягкой силы», используемой для решения как минимум трех задач, причем в глобальном масштабе.
Первая – формирование новых смыслов, смыслов, задаваемых «оператором», «маяком». Если эту задачу удается решить, то никакое военное вмешательство не нужно. Поэтому Госдепартамент США не стесняется рекрутировать для подобной работы информ-коллаборантов прямо на сайтах посольств США. Например, в Кишинёве о наборе очередных групп молдавских журналистов для стажировки в Соединённых Штатах было объявлено еще в июле.
Вторая задача заключается в организации оперативного контроля над деятельностью групп и отдельных лиц. Например, в Грузии USAID, по словам администратора организации Марка Грина, «поддерживает инициативу по привлечению широкого круга лиц для выявления и отслеживания антизападной дезинформации; мы работаем с сотнями грузинских добровольцев в интернете».
Третья задача – создание механизма формирования и манипуляции поведением в конкретных ситуациях, а также привлечение к решению задач людей, которые этих задач не понимают и не должны понимать, но при этом будут делать то, что необходимо манипуляторам.
Конечная цель последних – не абстрактная «свобода» и демократия, подразумевающая реальную «власть большинства», а изменение существующей системы власти и перевод «освобожденного» социума под внешнее управление под надзором Вашингтона.
_________________________________
Фото: https://www.a-tv.md/