Соединенные Штаты Америки установили официальные дипломатические отношения с Республикой Арменией в 1991 году, как только она обрела независимость. Сразу же после открытия посольства США в Ереване в 1992 году было подписано двухстороннее межгосударственное соглашение о предоставлении Армении гуманитарной и экономической помощи.
Между тем программа гуманитарной помощи США Армении началась еще в декабре 1988 года, сразу после Спитакского землетрясения, унесшего жизни более 25 тысяч человек и оставившего без крова около 500 тысяч. Пострадавшей Армении помогали все республики Советского Союза и 74 зарубежные страны, в том числе и США. В дальнейшем по программе восстановления зоны землетрясения Агентства США по международному развитию (USAID) республике была оказана помощь в обеспечении постоянным жильем более 7 тысяч семей (около 30 тыс. человек). На эти средства было построено свыше 100 общественных зданий, включая школы и детские сады.
Программы агентства в 1992-1998 годах продолжали фокусироваться на гуманитарной помощи, в первую очередь продуктами питания, топливом, лекарствами и одеждой, чтобы, как заявляли в самом USAID, помочь Армении справиться с последствиями землетрясения, развала Советского Союза и войны в Нагорном Карабахе.
В 1998-2005 годах агентство в дополнение к продолжающимся программам гуманитарной и прямой помощи перешло к предоставлению технической и организационной поддержки, а также инициировало создание местных структур.
Но уже в 2005-2012 годах от прямой помощи USAID переходит к совместной разработке с армянской стороной долгосрочных программ и инициатив, направленных в первую очередь на «повышение экономической конкурентоспособности» Армении, качества и доступности социальных и медицинских услуг, на укрепление системы управления.
Мировой финансовый кризис, разразившийся в 2008 году, оказал негативное влияние на Армению и создал новые проблемы для ее развития. После нескольких лет двузначного роста ВВП экономика замедлилась в 2009 году на 14,4%, а уровень бедности увеличился с 27,6% в 2008 году до 35% в 2011 году. В этот период USAID вместе с местными партнерами, согласно официальной легенде, занималось преодолением последствий кризиса, поддержкой устойчивости экономики Армении и созданием краткосрочных рабочих мест для уязвимых групп населения в рамках небольших и чаще всего краткосрочных проектов по восстановлению инфраструктуры.
В 2013-2017 годах в связи с началом подготовки к новому электоральному циклу в стране и на фоне многочисленных акций протеста населения деятельность USAID в Армении в первую очередь была направлена на «содействие проведению более ответственных и представительных выборов», «оказание помощи политическим субъектам и институтам, чтобы создать конкурентную среду идей и политической поддержки избирателей», обеспечение «честных и прозрачных выборов». За этими благовидными формулировками трудно не увидеть стремления обеспечить собственное влияние на избирательный процесс. Более того, USAID заявило о готовности к сотрудничеству с правительством страны в целях оказания помощи по пересмотру Избирательного кодекса.
При этом не следует забывать о том, что USAID является агентством федерального правительства США, отвечающим за невоенную помощь Америки другим странам. Глава агентства и его заместитель назначаются президентом с согласия сената и действуют в координации с государственным секретарем США. Соответственно, при всей официальной гуманитарной направленности своей деятельности оно в первую очередь работает на интересы Вашингтона.
Делает это USAID по всему постсоветскому пространству. Но на армянском направлении у такой деятельности есть своя специфика. В соответствии с Объединенной региональной стратегией для Европы и Евразии, принятой Госдепартаментом США, правительство США способствует в первую очередь укреплению связей Армении с евроатлантическим сообществом. Кроме того, помогает Еревану преодолеть «нездоровую зависимость от какого-либо одного экономического партнера», трубопровода, политической партии или источника информации через укрепление собственного суверенитета, безопасности и независимости страны. Конечно, в американском понимании всех этих понятий.
Под этим углом зрения составлен список экономических, политических и социальных реформ, проведению которых USAID готово содействовать и финансировать. Выглядит он весьма внушительно: здесь и местное самоуправление, включая помощь в создании устойчивой системы по оказанию муниципальных услуг, и пенсионная реформа – USAID является ключевым партнером правительства РА по разработке новой пенсионной системы, и социальная интеграция инвалидов. Никуда не делась традиционная «борьба с коррупцией» и создание «благоприятной среды» для НПО – хотя, казалось бы, куда уж «благоприятнее».
Тем не менее USAID обязуется активно поддерживать масштабные правовые изменения и укрепления механизмов, повышающих финансовую и организационную жизнеспособность неправительственных организаций Армении. Это налоговая, таможенная реформы, формирование конкурентной политики и бизнес-среды в тесном взаимодействии с министерствами и ведомствами, а также региональное развитие.
Агентство последовательно ведет работу, направленную на продвижение децентрализации политического устройства кавказской страны. На власти страны оказывается давление в целях дальнейшей либерализации политической жизни страны, усиления гражданского контроля за деятельностью правительства, не исключая силовые структуры. Наконец, USAID поддерживает меры правительства РА по включению домашнего насилия в нормативно-правовую базу, что уже привело к острому гражданскому конфликту в связи с предполагаемой ратификацией Стамбульской конвенции.
При этом, чем больше в программы USAID вовлекается сама Армения, тем больше сокращается ежегодная помощь по линии агентства. Так, если в 2001 году она составляла 78,6 млн долл. привлеченных спонсорских средств, то в 2016 году – всего лишь 15 млн долл. Примечательно, что в 2001 году наибольшее финансирование получил кластер «Управление» – 36 млн долл. и «Другое» – 30 млн долл., в то время как «Здоровье и население» – 4,3 млн, «Экономика» – 2,6 млн, «Инфраструктура» – 2 млн долл. В общей сложности с 1992 по 2018 г. на деятельность USАID в Армении американскими властями было выделено более 1 млрд долларов.
На 2018-2019 годы помощь Армении была заложена в бюджет USAID в размерах 20 и 10 млн долл. соответственно, но сейчас регулярно поступает информация о дополнительном финансировании различных программ. Это достаточно явно контрастирует с тем, что в 2016-2017 годах неоднократно заявлялось о возможном сворачивании деятельности агентства. После прихода к власти в мае 2018 года Н. Пашиняна эти планы были кардинально пересмотрены.
В завершающемся году наибольшую активность USAID проявило по таким направлениям, как гражданское общество, борьба с туберкулезом, децентрализация, производительность частного сектора, поддержка образовательных программ, либерализация рынка и энергетической сферы – с финансированием каждой от 626 тыс. долл. до 2,5 млн долл. По кластерам финансирование распределилось таким образом: «Экономическое развитие» – 2,6 млн долл., «Инфраструктура» – 2,3 млн, «Управление» – 2,2 млн. В общей сложности поддерживается около 30 проектов на национальном и местном уровнях по всей стране. Проводятся тренинги, реализуются образовательные программы, готовятся законодательные акты, создающие еще более благоприятные условия для деятельности НПО и других общественных структур.
В противовес участию Армении в евразийских интеграционных процессах властям страны навязываются экономические реформы по американскому образцу. Так, в декабре 2018 г. USAID приступило к реализации проекта по либерализации рынка и торговле электроэнергией (MLET), предусматривающего оказание Еревану содействия в диверсификации источников производства электроэнергии в целях сокращения потребления российского газа. Пока власти Армении отбиваются, понимая катастрофические последствия неизбежного в случае его принятия повышения цен на газ и закрытия атомной электростанции в Мецаморе. Однако объятия партнёров обещают быть цепкими, ибо США исходят из того, что членство Армении в СНГ, ЕАЭС и ОДКБ не является препятствием для достижения поставленных целей по дистанцированию Еревана от РФ.
* * *
Если Россия запретила деятельность USAID на своей территории в октябре 2012 года из-за того, что оно, по заявлению МИД РФ, «пыталось влиять на политические процессы в России через распределение грантов», то масштабы деятельности агентства в Армении, наоборот, позволяют сделать вывод о его плотном включении в исполнительную и законодательную власть страны. А если не забывать и о программах Европейского союза, то речь идёт о скоординированном управлении со стороны Запада гражданским обществом южнокавказской страны, являющимся «кузницей кадров» для органов исполнительной, законодательной и судебной власти.
Не приходится сомневаться в том, что приоритетной задачей агентства является формирование в Армении политической системы, отвечающей интересам США.