В противовес участию Армении в евразийских интеграционных процессах - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 16.11.2024 |

В противовес участию Армении в евразийских интеграционных процессах

Соединенные Штаты Америки установили официальные дипломатические отношения с Республикой Арменией в 1991 году, как только она обрела независимость. Сразу же после открытия посольства США в Ереване в 1992 году было подписано двухстороннее межгосударственное соглашение о предоставлении Армении гуманитарной и экономической помощи.

Между тем программа гуманитарной помощи США Армении началась еще в декабре 1988 года, сразу после Спитакского землетрясения, унесшего жизни более 25 тысяч человек и оставившего без крова около 500 тысяч. Пострадавшей Армении помогали все республики Советского Союза и 74 зарубежные страны, в том числе и США. В дальнейшем по программе восстановления зоны землетрясения Агентства США по международному развитию (USAID) республике была оказана помощь в обеспечении постоянным жильем более 7 тысяч семей (около 30 тыс. человек). На эти средства было построено свыше 100 общественных зданий, включая школы и детские сады.

Программы агентства в 1992-1998 годах продолжали фокусироваться на гуманитарной помощи, в первую очередь продуктами питания, топливом, лекарствами и одеждой, чтобы, как заявляли в самом USAID, помочь Армении справиться с последствиями землетрясения, развала Советского Союза и войны в Нагорном Карабахе.

В 1998-2005 годах агентство в дополнение к продолжающимся программам гуманитарной и прямой помощи перешло к предоставлению технической и организационной поддержки, а также инициировало создание местных структур.

Но уже в 2005-2012 годах от прямой помощи USAID переходит к совместной разработке с армянской стороной долгосрочных программ и инициатив, направленных в первую очередь на «повышение экономической конкурентоспособности» Армении, качества и доступности социальных и медицинских услуг, на укрепление системы управления.

Мировой финансовый кризис, разразившийся в 2008 году, оказал негативное влияние на Армению и создал новые проблемы для ее развития. После нескольких лет двузначного роста ВВП экономика замедлилась в 2009 году на 14,4%, а уровень бедности увеличился с 27,6% в 2008 году до 35% в 2011 году. В этот период USAID вместе с местными партнерами, согласно официальной легенде, занималось преодолением последствий кризиса, поддержкой устойчивости экономики Армении и созданием краткосрочных рабочих мест для уязвимых групп населения в рамках небольших и чаще всего краткосрочных проектов по восстановлению инфраструктуры.

В 2013-2017 годах в связи с началом подготовки к новому электоральному циклу в стране и на фоне многочисленных акций протеста населения деятельность USAID в Армении в первую очередь была направлена на «содействие проведению более ответственных и представительных выборов», «оказание помощи политическим субъектам и институтам, чтобы создать конкурентную среду идей и политической поддержки избирателей», обеспечение «честных и прозрачных выборов». За этими благовидными формулировками трудно не увидеть стремления обеспечить собственное влияние на избирательный процесс. Более того, USAID заявило о готовности к сотрудничеству с правительством страны в целях оказания помощи по пересмотру Избирательного кодекса.

При этом не следует забывать о том, что USAID является агентством федерального правительства США, отвечающим за невоенную помощь Америки другим странам. Глава агентства и его заместитель назначаются президентом с согласия сената и действуют в координации с государственным секретарем США. Соответственно, при всей официальной гуманитарной направленности своей деятельности оно в первую очередь работает на интересы Вашингтона.

Делает это USAID по всему постсоветскому пространству. Но на армянском направлении у такой деятельности есть своя специфика. В соответствии с Объединенной региональной стратегией для Европы и Евразии, принятой Госдепартаментом США, правительство США способствует в первую очередь укреплению связей Армении с евроатлантическим сообществом. Кроме того, помогает Еревану преодолеть «нездоровую зависимость от какого-либо одного экономического партнера», трубопровода, политической партии или источника информации через укрепление собственного суверенитета, безопасности и независимости страны. Конечно, в американском понимании всех этих понятий.

Под этим углом зрения составлен список экономических, политических и социальных реформ, проведению которых USAID готово содействовать и финансировать. Выглядит он весьма внушительно: здесь и местное самоуправление, включая помощь в создании устойчивой системы по оказанию муниципальных услуг, и пенсионная реформа – USAID является ключевым партнером правительства РА по разработке новой пенсионной системы, и социальная интеграция инвалидов. Никуда не делась традиционная «борьба с коррупцией» и создание «благоприятной среды» для НПО – хотя, казалось бы, куда уж «благоприятнее».

Тем не менее USAID обязуется активно поддерживать масштабные правовые изменения и укрепления механизмов, повышающих финансовую и организационную жизнеспособность неправительственных организаций Армении. Это налоговая, таможенная реформы, формирование конкурентной политики и бизнес-среды в тесном взаимодействии с министерствами и ведомствами, а также региональное развитие.

Агентство последовательно ведет работу, направленную на продвижение децентрализации политического устройства кавказской страны. На власти страны оказывается давление в целях дальнейшей либерализации политической жизни страны, усиления гражданского контроля за деятельностью правительства, не исключая силовые структуры. Наконец, USAID поддерживает меры правительства РА по включению домашнего насилия в нормативно-правовую базу, что уже привело к острому гражданскому конфликту в связи с предполагаемой ратификацией Стамбульской конвенции.

При этом, чем больше в программы USAID вовлекается сама Армения, тем больше сокращается ежегодная помощь по линии агентства. Так, если в 2001 году она составляла 78,6 млн долл. привлеченных спонсорских средств, то в 2016 году – всего лишь 15 млн долл. Примечательно, что в 2001 году наибольшее финансирование получил кластер «Управление» – 36 млн долл. и «Другое» – 30 млн долл., в то время как «Здоровье и население» – 4,3 млн, «Экономика» – 2,6 млн, «Инфраструктура» – 2 млн долл. В общей сложности с 1992 по 2018 г. на деятельность USАID в Армении американскими властями было выделено более 1 млрд долларов.

На 2018-2019 годы помощь Армении была заложена в бюджет USAID в размерах 20 и 10 млн долл. соответственно, но сейчас регулярно поступает информация о дополнительном финансировании различных программ. Это достаточно явно контрастирует с тем, что в 2016-2017 годах неоднократно заявлялось о возможном сворачивании деятельности агентства. После прихода к власти в мае 2018 года Н. Пашиняна эти планы были кардинально пересмотрены.

В завершающемся году наибольшую активность USAID проявило по таким направлениям, как гражданское общество, борьба с туберкулезом, децентрализация, производительность частного сектора, поддержка образовательных программ, либерализация рынка и энергетической сферы – с финансированием каждой от 626 тыс. долл. до 2,5 млн долл. По кластерам финансирование распределилось таким образом: «Экономическое развитие» – 2,6 млн долл., «Инфраструктура» – 2,3 млн, «Управление» – 2,2 млн. В общей сложности поддерживается около 30 проектов на национальном и местном уровнях по всей стране. Проводятся тренинги, реализуются образовательные программы, готовятся законодательные акты, создающие еще более благоприятные условия для деятельности НПО и других общественных структур.

В противовес участию Армении в евразийских интеграционных процессах властям страны навязываются экономические реформы по американскому образцу. Так, в декабре 2018 г. USAID приступило к реализации проекта по либерализации рынка и торговле электроэнергией (MLET), предусматривающего оказание Еревану содействия в диверсификации источников производства электроэнергии в целях сокращения потребления российского газа. Пока власти Армении отбиваются, понимая катастрофические последствия неизбежного в случае его принятия повышения цен на газ и закрытия атомной электростанции в Мецаморе. Однако объятия партнёров обещают быть цепкими, ибо США исходят из того, что членство Армении в СНГ, ЕАЭС и ОДКБ не является препятствием для достижения поставленных целей по дистанцированию Еревана от РФ.

* * *

Если Россия запретила деятельность USAID на своей территории в октябре 2012 года из-за того, что оно, по заявлению МИД РФ, «пыталось влиять на политические процессы в России через распределение грантов», то масштабы деятельности агентства в Армении, наоборот, позволяют сделать вывод о его плотном включении в исполнительную и законодательную власть страны. А если не забывать и о программах Европейского союза, то речь идёт о скоординированном управлении со стороны Запада гражданским обществом южнокавказской страны, являющимся «кузницей кадров» для органов исполнительной, законодательной и судебной власти.

Не приходится сомневаться в том, что приоритетной задачей агентства является формирование в Армении политической системы, отвечающей интересам США.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
4557
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика