Российско-белорусские отношения, несмотря на близость двух стран, объединенных (правда, во многом декларативно) в Союзное государство и входящих в Евразийский союз, далеки от идеала. То на российский рынок хлынут креветки из «белорусского моря», то возникнут трения из-за поставок украинским военным, ведущим войну в Донбассе, дизтоплива, без которого танки карателей просто встанут, то Александр Лукашенко объявит, что ему такой союзник, как Россия, не очень-то и нужен.
Но есть и ещё один камень преткновения – транзит нефти, вокруг которого в начале 2019 года вспыхнул скандал.
Как жулики «Дружбу» испачкали
Ещё в конце 1964 года через территорию БССР и УССР был построен нефтепровод, призванный обеспечить поставки нефти из Волгоуральского нефтеносного района в страны Совета экономической взаимопомощи – Венгрию, ГДР, Польшу, Чехословакию, а также в Югославию. В белорусском Мозыре нефтепровод расходился двумя ветками, одна из которых шла к польской границе, а вторая, «прихватив» кусочек Западной Украины, в Южную Европу. Нефтепровод назвали «Дружба». После строительства в 1974 году второй очереди его пропускная способность увеличилась вдвое и по нему в страны «дальнего зарубежья» ежегодно экспортируется 66,5 млн тонн нефти. Вплоть до 2006 года из той же «трубы» получали сырьё Латвия и Литва.
В апреле нынешнего года вокруг «Дружбы» разгорелся международный скандал: вначале белорусские, а следом за ними польские, чешские и венгерские получатели заявили о «бракованной» нефти, поступающей из нефтепровода. Как выяснилось, перекачиваемое сырьё содержит огромную (против существующих нормативов) концентрацию вредных примесей – хлорорганических соединений. В результате транспортировку загрязнённой нефти в Белоруссии прекратили, отказываясь принимать её от российских поставщиков.
Экспертизы показали, что в нефтепроводе содержится до 170 тыс. тонн «брака», а полная очистка «трубы» может продлиться 6-8 месяцев, хотя уже 1 июля прокачка сырья по нефтепроводу возобновилась в полном объёме. Дополнительные трудности возникли из-за того, что в Белоруссии и России не хватило резервных мощностей для хранения загрязнённой нефти и её пришлось вывозить аж в Новороссийск, где планировалось разбавлять чистым сырьём до получения разрешённых стандартами норм содержания в нём хлорорганики.
Нашёлся и виновник происшествия: некая компания из Ульяновской области целенаправленно закачивала в пункте приёмки загрязнённую скважинную жидкость, а вместо неё изымала кондиционную нефть, которую перерабатывала на частном НПЗ. С детективной историей создания мошеннической схемы следователи разобрались. В Литве даже был задержан организатор этой аферы (который немедленно попросил у «маленькой, но очень гордой республики» политическое убежище), но ущерб от деятельности жуликов получился огромный.
Кстати, до сих пор окончательно не установленный: около 5 млн тонн некондиционной нефти скопилось только в Польше, загрязнено почти 600 тыс. тонн транспортировавшегося по «Дружбе» казахстанского сырья. И это не считая стоимости хранения «брака», расходов на очистку трубопровода и репутационных потерь России.
Убытки будут компенсированы
Свои потери от инцидента с «грязной нефтью» Белоруссия оценила в 70 млн долларов. Во всяком случае, именно такую компенсацию она запрашивает от России. Как заявил председатель концерна «Белнефтехим» Андрей Рыбаков, одним из вариантов этой компенсации может стать учёт потерь республики путём изменения тарифов на прокачку в следующем году. Транспортировщик нефти ОАО «Гомельтранснефть Дружба» планирует увеличить тариф на прокачку российской нефти по магистральным нефтепроводам республики в 2020 году на 16,6%.
Правда, ещё в августе Минск и Москва согласовали повышение тарифа на транспортировку российской нефти, а следом за этим белорусские власти утвердили повышение тарифа на неё на 3,7%, чтобы частично компенсировать недополученную из-за простоя «Дружбы» выручку «Гомельтранснефть Дружба». При этом совет директоров «Транснефти» утвердил максимальный размер компенсаций за загрязнение нефти в трубопроводе «Дружба» – $15 за баррель. Но для получения этих выплат необходимо было документально подтвердить понесённые убытки.
Вопрос о причинённом в ходе инцидента ущербе встал настолько остро, что, скорее всего, судьбу компенсации решат президенты двух наших стран. Так или иначе, поводом для пересмотра тарифов на 2020 год стал именно описанный выше инцидент.
Хочешь двугорбого верблюда – проси трёхгорбого?
Чем продиктованы столь радикальные требования белоруской стороны относительно суммы компенсации и роста тарифов, который будет использован для её покрытия? То ли выявились дополнительный нюансы, то ли, согласно поговорке, аппетит пришёл во время еды. Предложение «Гомельтранснефть Дружба» пришлось рассматривать даже Федеральной антимонопольной службе России, в которой отметили, что переговоры о компенсации будут продолжены. А если сторонам не удастся договориться до 15 января 2020 года, то РФ индексирует тарифы на 6,8%. То есть «в размере среднегодового индекса потребительских цен на 2020 год (3,8%), установленного параметрами прогноза социально-экономического развития РФ, увеличенного не более чем на 3%».
Усомниться в том, что поводом для заявленного ОАО «Гомельтранснефть Дружба» повышения тарифов на целых 16,6% против согласованных ранее 3,7% стали именно коммерческие убытки, заставляет позиция белорусского руководства. Ведь именно его устами в последние месяцы не единожды высказывались претензии к «небратскому поведению» России. В сентябре, выступая в Бресте, А. Лукашенко потребовал от РФ компенсации в виде низких цен на нефть и газ за аварию на Чернобыльской АЭС 1986 года, мотивируя тем, что от неё Белоруссия пострадала сильнее всех. Спустя месяц министр финансов РБ Максим Ермолович объявил, что республика потеряла за год 800 млн долларов из-за налогового манёвра российских компаний нефтяной сферы. А за шесть лет (с 2019 по 2024 г.) белорусская экономика недополучит из-за налогового манёвра около 10-11 млрд. долларов. И, естественно, поставил вопрос о компенсации «теряющихся» доходов. А 7 декабря во время встречи с В. Путиным в Сочи А. Лукашенко потребовал продавать Белоруссии энергоносители по внутрироссийским ценам.
Как видим, подход к «нефтяному» вопросу в Минске строится по принципу «не мытьём, так катаньем». А. Лукашенко требует (это без всяких околичностей прозвучало на его встрече с В. Путиным 7 декабря в Сочи) равных условий хозяйствования для российских и белорусских производственников. «Равные условия – больше ничего не надо. Мы не просим, как некоторые говорят, дешевый газ, дешевую нефть. Мы готовы и по $200 газ покупать, нефть покупать не по $63 за баррель, главное, чтобы равные были условия. Если наши предприятия покупают за $200, значит, и конкурирующие предприятия должны иметь такую же цену», – заявил он.
Правда, при этом белорусский лидер делает вид, что не понимает простой истины: движение должно быть двусторонним. Россия, видите ли, ведет себя «не по-братски». А как расценивать попытки РБ реэкспорта в РФ подсанкционной продукции из Европы, угрозы полностью лишить Россию доступа к «Дружбе», несогласие Минска с запретом реэкспорта нефтепродуктов из России на Украину, стремление вслед за той же Украиной «избавиться от российской нефтяной зависимости» путем закупки морских нефтяных терминалов в Прибалтике?
О том, что инцидент с загрязнением нефти в «Дружбе» будет использован белорусской стороной для давления на Россию, говорилось ещё в апреле этого года. «Минск хочет выжать из этой истории как можно больше. Задача-максимум – потребовать уступок от России по глобальным вопросам – по компенсации белорусским НПЗ убытка от налогового манёвра. Задача-минимум – выжать как можно больше денег в виде компенсаций», – предупреждал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. И, похоже, оказался прав.
Возможно, очередная, ожидающаяся до конца года встреча двух президентов поставит точку в возникшем споре. Но хотелось бы, чтобы он решился именно по доброй воле сторон, а не под давлением. А ещё лучше – как результат прорыва в вопросе полноценной интеграции двух стран в единое Союзное государство.