Сооронбай Жээнбеков 25 декабря дал пресс-конференцию, на которой подвел итоги года и ответил на вопросы журналистов. Мероприятие поставило рекорд по времени, продлившись более трёх часов.
Президент вначале попросил дать ему время для рассказа о сделанном за те два года, которые он находится у власти. Главным образом он акцентировал внимание на росте экономики, увеличении зарплат учителей (в этом году их повысили на 30%), а также борьбе с коррупцией (которую, по его словам, скоро должны искоренить) и успехах во внешней политике.
С. Жээнбеков несколько раз упомянул об успешном сотрудничестве с Россией и соседями. «Взаимоотношения с соседними странами значительно улучшились. Проведены плодотворные переговоры с Казахстаном, Узбекистаном и Таджикистаном. Тесно сотрудничаем со стратегическим союзником – Россией», – отметил он. Подчеркнув при этом, что отношение к кыргызским мигрантам в РФ очень хорошее.
После столь оптимистических заявлений журналисты стали задавать вопросы на более острые темы. Самый ожидаемый был вопрос о коррупционном скандале, связанном с именем экс-замглавы Таможенной службы Раимбека Матраимова, и о журналистском расследовании вывода из Кыргызстана сотен миллионов долларов.
И тут стоит обратить внимание на изменение риторики президента. Если раньше глава государства косвенно защищал Матраимова и в подобных случаях отвечал: «Дайте факты, что он коррупционер», то теперь заявил, что да, он – богатый человек и таких на таможне сотни человек. То есть сделал намёк, что экс-чиновник по прозвищу Раим-миллион, возможно, разбогател не совсем законным путём. Теперь стоит ожидать реакции от Генпрокуратуры, был ли это посыл к ней или просто отговорка для журналистов.
Также С. Жээнбеков посчитал, что суммы исков, которые семья Матраимовых подала на три СМИ, сильно завышены и заявил, что всегда будет защищать свободу слова в стране. Кыргызстан ведь давно занимает первое место в регионе по всевозможным рейтингам свободы (президент, в частности, напомнил про 83-е месте в мировом рейтинге свободы слова), что всегда считалось одним из главных достижений «островка демократии» в Центральной Азии.
Политическая оттепель
Во внутренней политике за последние три года имя С. Жээнбекова тесно связано с двумя политическими тяжеловесами – Алмазбеком Атамбаевым и Омурбеком Бабановым. Оба сейчас находятся под следствием.
Говоря об Атамбаеве, президент сам напомнил о том, что они были давними соратниками и вместе пережили трудные годы. «Мы были соратниками, и мне не безразлична его судьба. В 2010 году были вместе – я в Оше, он был здесь, и вместе боролись с режимами, которыми был недоволен народ. С тех пор когда я стал президентом, то я ничего не сказал в его адрес, несмотря на количество нападок… В конце он привел и меня, и себя в тупик. Надо было решать этот вопрос вдвоем», – посетовал президент.
Томящийся в СИЗО ГКНБ А. Атамбаев ждёт начала суда, его обвиняют по 15 пунктам УК и ему грозит пожизненное заключение. Но, по-видимому, на уровне личных отношений Жээнбеков не забыл долгие годы их совместной партнёрской деятельности, ведь именно экс-президент по своей инициативе назначил его своим преемником и сделал всё чтобы он, а не Бабанов занял пост президента.
Журналисты спросили и об оппозиционере О. Бабанове, которого С. Жээнбеков во время предвыборной кампании прямо обвинял в коррупции. Сейчас его риторика сильно смягчилась. «Бабанов – человек, который был в большой политике и большом бизнесе. Недавно, когда я был в командировке, он провел съезд партии «Республика» и передал лидерство своему другу Мирлану Жээнчороеву. Омурбек Токтогулович был моим основным соперником в предвыборной гонке за президентское кресло. После он уезжал из страны, объяснял, почему покинул республику. Это даже связывали с моим именем. Сейчас расследуется уголовное дело, и у Бабанова есть возможность оправдаться, доказать невиновность. Вопросы ему будет задавать следствие», – сказал президент.
Если Бабанов всё-таки сможет оправдаться по предъявленным ему обвинениям, то его партия сможет вновь избраться в парламент. Далее он может снова попытаться стать президентом, на этот раз шансов у него будет побольше, т. к. других ярких фигур республиканского масштаба в Кыргызстане за это время не появилось. Наоборот, многие обвалили своей рейтинг из-за войны друг с другом.
Создать атмосферу доверия
Политолог Эдиль Осмонбетов в интервью «Ритму Евразии» прокомментировал пресс-конференцию президента и главные посылы, которые Жээнбеков адресовал в 2020 год.
– Президент не избежал острых вопросов, в том числе по актуальным внутриполитическим темам, – говорит Э. Осмонбетов. – По времени не уложились даже в отведённые три часа, т. к. было много журналистов, в том числе зарубежных. Это говорит о большом интересе к внешней и внутренней политике страны.
Если говорить о главном посыле, который хотел донести до всех президент, то у меня сложилось впечатление, что Жээнбеков хочет создать в стране атмосферу доверия и консенсуса между разными политическими силами, у которых разные интересы.
Президент также подробно прокомментировал внешнюю политику, заявив, что Кыргызстан за последние годы достиг геополитического баланса, страна улучшила отношения с соседними странами. Он подчеркнул правильность выбора вступления КР в ЕАЭС.
Есть ещё один важный момент на который хотелось бы обратить внимание. Борьба с коррупцией идёт на системном уровне, и президент не намерен останавливаться. Все нынешние уголовные дела будут доведены до конца.
– Жээнбеков дольше всех отвечал на вопрос про Матраимова, получается, он заранее подготовился к этому острому вопросу?
– Думаю, что нет. Жээнбеков и его пресс-служба предварительно готовились, конечно, собирали информацию по обсуждаемым в обществе темам, так поступил бы любой глава государства перед таким мероприятием. Но трудно подготовиться ко всем потенциально возможным вопросам.
Думаю, что на пресс-конференции было немало неожиданных вопросов. Вообще журналистам надо было задавать собственно вопросы, а не заниматься комментированием, рассказывая президенту о каких-то вещах, на это терялось много времени.
– Президент также сказал, что он не может заставить своего брата не принимать участие в следующих парламентских выборах. Значит ли это, что Асылбек Жээнбеков теперь точно будет в них участвовать?
– Сам Сооронбай Жээнбеков по этому поводу чётко ответил. Во-первых, это конституционное право гражданина Кыргызстана – избираться и быть избранным. Здесь он не должен отвечать за своего брата, он – глава государства. И ещё рано говорить, какими будут партийные списки и другие предвыборные расклады.
Там же был вопрос и про других потенциальных кандидатов и политические партии в целом. Только суд может ограничить в избирательном праве, если на это есть основания.
– Президент и про коррупцию много говорил, как вы оцениваете его изменившуюся риторику в отношении Матраимова? Теперь за него могут взяться всерьёз?
– Видите ли, в чём вопрос. Одно дело, когда есть общественное мнение, когда кто-то что-то думает или даже проводит журналистское расследование. Совсем другое дело, когда нужно идти в суд. Для этого правоохранительным органам нужно собрать факты коррупции, которые прокурор может предоставить в суде.
Здесь видны определённые политтехнологи и политическая борьба, которые чётко видны перед предстоящими выборами.
– Как вы оцениваете заявление Жээнбекова, что ему достаточно одного срока и больше быть президентом он не намерен. Выходит, он не будет менять Конституцию, чтобы остаться на второй срок, чего опасается оппозиция?
– Я думаю, не будет, потому что с самого своего избрания Жээнбеков всегда заявлял, что одного президентского срока для него достаточно. Кыргызстан ведь стремится к парламентской форме правления, это было давно заявлено, и всё к этому идёт.
__________________________________
Фото: http://kabar.kg/