Крупные логистические центры на границе – путь к укреплению позиций в ЦА - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 23.10.2024 |

Крупные логистические центры на границе – путь к укреплению позиций в ЦА

За последнее десятилетие страны Центральной Азии сделали многое для того, чтобы повысить свой статус не только в рамках региона, но и на всем Евразийском континенте. Особый прогресс в данном направлении наблюдается у Казахстана, руководство которого продолжает политику усиления своей региональной значимости. При этом в Нур-Султане прекрасно понимают сохраняющуюся опасность своей экономике со стороны Китая, продолжающего экономическую и финансовую экспансию по всему миру. Не случайно казахстанское руководство сегодня делает все возможное, чтобы укрепить свои позиции в регионе, в том числе и за счет наращивания приграничных связей со своими соседями.

Отдельное место в данном случае занимают отношения Казахстана с Кыргызстаном и Узбекистаном. Сегодня известно, что КР является вторым торговым партнером Казахстана среди республик Центральной Азии, а двусторонний товарооборот стран с 2015 по 2018 год вырос на 30% и составил в 2018 году около $900 млн. При этом одним из главных направлений казахско-кыргызского сотрудничества является не просто торговля, но и участие республик в создании транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для продвижения как своих, так и китайских товаров в Центрально-Азиатском регионе и дальше – на рынки Евразийского экономического союза  и Евросоюза.

В этой связи как для Нур-Султана, так и Бишкека крайне выгодным является недавнее предложение казахского лидера Касым-Жомарта Токаева о создании на казахстанско-кыргызской границе крупного логистического центра по оформлению и обработке товаров. По официальной информации, данный узел будет «стимулировать экспортно-импортные операции Казахстана», а также «значительно облегчит административные процедуры и перемещение товаров по территории двух стран».

Формально такая трактовка цели создания логистического центра казахстанского лидера укладывается в русло сотрудничества двух стран последних лет. Например, можно напомнить, что еще в июле главы правительств Аскар Мамин и Мухаммедкалый Абылгазиев договорились о либерализации пропускного режима для кыргызских грузоперевозчиков, направляющихся в третьи страны транзитом через Казахстан. Кроме того, Нур-Султан и Бишкек согласовали создание новых пропускных пунктов на своих границах, попутно заявив о возможности реконструкции уже существующих.

Так, сегодня существует семь действующих автомобильных пограничных пунктов между Казахстаном и Кыргызстаном, пять из которых находятся на дорогах республиканского значения («Кордай», «Карасу», «Сыпатай батыр», «Айша биби», «Кеген»), а два – местного («Аухатты», «Сортобе»). Планируется, что будет проведена работа по возобновлению функционирования пунктов пропуска «Бес агаш» и «Капка» с кыргызской стороны, а также сменится режим пунктов «Кегень», «Каркыра» – опять же с кыргызской. При этом стоит отметить, что такое пристальное внимание властей республик к пропускным пунктам и границе совершенно неслучайно, так как эта проблема напрямую влияет на решение иных, более сложных вопросов двухсторонних отношений.

Необходимо напомнить, что между Казахстаном и Кыргызстаном за последние годы вспыхивало немало конфликтов, связанных с реэкспортом китайских товаров. Это привело к тому, что в 2017 году на несколько месяцев в рамках борьбы с «серым импортом» казахские власти были вынуждены усилить контроль за транзитом грузов через свою границу, что стало причиной транспортного коллапса на пропускных пунктах.

В последующем стороны нашли консенсус, однако проблема реэкспорта никуда не исчезла. Создание же крупного логистического центра на границе, как считают аналитики, поможет не только уменьшить различного рода административные процедуры при оформлении товара, но и повысит контроль за их транзитом со стороны Казахстана. Кроме того, в случае успешной реализации одного проекта строительства подобные логистические центры могут появиться и на всех пропускных пунктах казахско-кыргызской границы, тем самым усилив двухсторонний контроль над перемещением китайских товаров.

В последующем на основе объединения информации, поступающей со всех центров вдоль границы, страны смогут наладить обмен данными внешней торговли еще на этапе проведения таможенных операций, что снизит опасность контрабанды и «серого импорта» в обоих направлениях. Поэтому сделанное Токаевым предложение о создании логистического центра в случае его реализации, несомненно будет способствовать улучшению ситуации не только на казахстанско-кыргызской границе, но и в торговом сотрудничестве республик в целом.

Схожая ситуация наблюдется и в казахстанско-узбекских отношениях, которые активизировались с 2017 года после посещения Казахстана лидером Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым. Именно тогда прозвучали приоритетные темы сотрудничества двух стран, среди которых особое место было отведено транспорту и логистике, а также активизации взаимной торговли. После этого началось ускорение приграничного сотрудничества, и уже в мае 2018 года в Шымкенте был проведен первый Деловой совет Узбекистан–Казахстан. В конечном счете все это привело к увеличению объемов двусторонней торговли в прошлом году более чем на 50% – до $3 млрд.

При этом на торговый оборот между РК и РУз сегодня уже приходится половина внутренней торговли стран Центральной Азии. Учитывая происходящее, стороны заявили о необходимости нарастить совместную торговлю до $5 млрд, чему, по мнению глав государств, должно содействовать создание Международного центра торгово-экономического сотрудничества «Центральная Азия».

       

Пожалуй, именно этот проект рассматривается властями двух стран в качестве одного из основополагающих в развитии двухстороннего сотрудничества в будущем. Идея создания центра существует уже не первый год, а меморандум о взаимопонимании по вопросу о его создании был подписан еще в апреле текущего года. В октябре стало известно, что стороны провели несколько встреч рабочих групп и подобрали пять мест для расположения центра. Как отмечалось вице-министром торговли и интеграции Казахстана Кайратом Торебаевым, стороны надеются, что его создание не просто «улучшит логистические услуги и наладит приграничную кооперацию бизнеса», но и «внедрит новый формат мелкооптовой и розничной торговли на границе между Казахстаном и Узбекистаном». Более того, что также немаловажно, при создании центра планируется открыть и новый пункт перехода на казахстанско-узбекской границе «с комплексной системой ускоренного досмотра физических лиц и пропуском товаров и грузов».

Реализация вышеуказанного проекта важна еще и потому, что она будет способствовать дальнейшему развитию центральноазиатского транспортно-транзитного коридора Север-Юг, который является одной из артерий, питающих торговлю двух стран. Напомним, межправительственное соглашение о его создании было подписано Россией, Индией и Ираном еще в сентябре 2000 года. Позже к проекту подключились Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Оман и Сирия, что превратило его из трехстороннего в многоформатный. При этом восточная ветвь коридора напрямую затрагивает интересы Казахстана и Узбекистана за счет прямого железнодорожного сообщения двух стран с Туркменистаном и дальнейшим выходом на железнодорожную сеть Ирана. Более того, сегодня данный транспортный путь стал неотделимой частью более масштабного проекта КНР «Один пояс – один путь», участвовать в котором стремятся все страны Центрально-Азиатского региона. Поэтому и создание Международного центра торгово-экономического сотрудничества «Центральная Азия» видится его инициаторам не только как составляющая казахстанско-узбекского торгового сотрудничества, но и как часть вышеуказанных проектов.

В конечном счете последние действия Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана свидетельствует о том, что данные страны намерены ускоренными темпами вливаться в процесс создания транспортных потоков как внутри азиатского региона, так и в направлении рынков ЕАЭС и Евросоюза. При этом, исходя из происходящего, главенствующую роль в данном процессе все больше начинает играть Казахстан, который постепенно превращается в один из основных центров притяжения в Центральной Азии. И вполне вероятно, что именно действия Нур-Султана станут тем катализатором, который позволит преодолеть кризис так называемого регионализма и поспособствует формированию полноценной кооперации стран с прицелом на последующую их экономическую интеграцию.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
4933
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика