Молдова: год перемен - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 17.11.2024 |

Молдова: год перемен

Последний месяц года – время подводить определенные итоги, анализировать происшедшее и строить определенные прогнозы на будущее. В этом плане события уходящего, 2019 года в Молдове представляют богатый материал для изучения, выводов и прогнозов.

Вряд ли можно говорить о том, что сегодня политическая ситуация в Молдове предельно ясна и прогнозируема. Точно также нельзя утверждать, что произведен полный разворот к новой созидательной политике как внутри страны, так и в ее внешнеполитическом курсе.

Тем не менее прошедший, 2019 год, без сомнения, войдет в историю страны как год кардинальных перемен, как год, когда начались процессы освобождения от олигархического режима Плахотнюка и построения фактически нового государства.

Нет смысла пересказывать все события, которыми этот год оказался заполнен, достаточно только выделить основные моменты и обрисовать те тенденции, которые наметились в политической жизни страны и которые будут определять будущий облик молдавской государственности.

Первое. Парламентская коалиция между Партией социалистов и проевропейским блоком ACUM создавалась очень тяжело и очень долго. Фактически она была создана уже «на ленточке», в последний день отведенного для этого срока, что и дало повод Демократической партии предпринять попытку удержать власть в своих руках. Тем не менее коалиция была создана, что доказывает возможность объединения, казалось бы, непримиримых политических сил ради интересов страны и народа.

Второе. Распад парламентской коалиции и уход блока ACUM в оппозицию свидетельствует о том, что на данный момент ведущей политической силой в РМ является Партия социалистов, которая в этой ситуации смогла сформировать технократическое миноритарное правительство и принять на себя ответственность за его деятельность.

Третье. Впервые на постсоветском пространстве был достигнут полный консенсус между Россией, США и Евросоюзом по вопросу поддержки власти в Молдове,  ее признания и взаимодействия с ее структурами.

Четвертое. Впервые за длительное время создан механизм взаимодействия на высоком уровне между законодательной властью, правительством и главой государства. На данном этапе это выражается в полном отсутствии каких-либо политических разногласий и высоком уровне взаимодействия. Примером такого взаимодействия может служить, например, то, что каждая рабочая неделя начинается с утреннего совещания главы государства, главы парламента и главы правительства.

       

Пятое. Впервые за долгие годы внешняя политика Молдовы начала исправлять искусственно созданный крен в сторону Запада. Сбалансированная внешняя политика стала принципом, претворяемым в жизнь нынешним руководством страны и в первую очередь – президентом Игорем Додоном. Это уже дало результат в виде нормализации отношений с Россией и ЕАЭС, что в свою очередь, благотворно сказывается на экономике страны.

Шестое. Процессы реформы юстиции и государственного аппарата, в которых и на сегодняшний день осталось немало чиновников, служивших олигархическому режиму, проходят не так быстро, как хотелось бы. Тем не менее эти процессы уже приняли необратимый характер, особенно после назначения нового генерального прокурора.

На данный момент можно утверждать не только то, что отныне политика в РМ будет осуществляться по нормальным, принятым в большинстве стран правилам и законам, но и сказать, что политическая деятельность, собственно, появилась в Молдове. Появилась, в отличие от совсем недавних времен, когда все в стране, по сути, зависело от воли одного человека – олигарха Плахотнюка. Примером того, что нормальная политика возвращается в Молдову, могут служить прошедшие осенью местные выборы. Это были, пожалуй, первые за последние 10 лет выборы, на которых не поднималась тема геополитических пристрастий, еще совсем недавно служивших безотказным средством разобщения электората.

Возможно, именно поэтому результаты этих местных выборов оказались столь успешными для Партии социалистов. Ее кандидат Ион Чебан победил на выборах мэра Кишинева, что за 30 лет независимости не удавалось ни одному кандидату от левых партий.

Что касается проевропейского блока ACUM, то участие его представителей в руководстве страны продемонстрировало их неготовность к этой миссии. Лидер одной из партий блока Майя Санду за пять месяцев нахождения на посту премьер-министра не смогла добиться каких-либо реальных результатов и практически спровоцировала вынесение правительству вотума недоверия.

После нее премьер-министром был утвержден Ион Кику, который занимал пост министра финансов в правительстве демократа Павла Филипа. Это обстоятельство дало повод для нападок на президента И. Додона, предложившего кандидатуру премьер-министра. Однако нет никаких оснований для того, чтобы воспринимать кандидатуру И. Кику как человека экс-олигарха. Нынешний премьер является технократом, управленцем высокого уровня и квалифицированным специалистом, который востребован в государственном управлении всегда и при любой власти.

Что ждет Молдову на будущий год? Нет никакого сомнения, что главным событием наступающего года станут президентские выборы.  Очевидно, что действующий президент будет баллотироваться на второй срок. Не менее очевидно и то, что он является явным фаворитом. Об этом свидетельствует стабильное лидерство во всех опросах общественного мнения, регулярно проводимых в Молдове, согласно которым он является политиком с наивысшим уровнем доверия.    

Очевидно, что правый фланг, в первую очередь в лице М. Санду, будет стремиться взять реванш, как за предыдущие президентские выборы, так и за те поражения, которые правые потерпели в уходящем году. Ни для кого не секрет, что Запад окажет им в этом полную поддержку.

Исход этого противостояния будет главной политической интригой вплоть до осени будущего года. Однако подавляющее большинство аналитиков не скрывают своего убеждения, что, если нынешняя власть в лице президента, спикера парламента и премьер-министра продолжит действовать в том же рабочем ключе, что и сейчас, шансы правой оппозиции победить на президентских выборах резко снизятся.

На будущий год намечена реализация целого ряда крупных инфраструктурных проектов в области дорожного строительства и авиасообщения, на которые Россия выразила согласие предоставить финансирование в виде кредитов на сумму до 300 млн. евро. Кроме того, продолжится принятие социальных законодательных инициатив, часть из которых была уже в этом году выдвинута президентом и утверждена парламентом.

Таким образом, есть все предпосылки утверждать, что уходящий год стал годом серьезных перемен в политической и социальной жизни Молдовы. Не меньше оснований имеется и для надежд, что год приходящий станет годом стабилизации политической ситуации и ее развития.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
5438
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика