Последний месяц года – время подводить определенные итоги, анализировать происшедшее и строить определенные прогнозы на будущее. В этом плане события уходящего, 2019 года в Молдове представляют богатый материал для изучения, выводов и прогнозов.
Вряд ли можно говорить о том, что сегодня политическая ситуация в Молдове предельно ясна и прогнозируема. Точно также нельзя утверждать, что произведен полный разворот к новой созидательной политике как внутри страны, так и в ее внешнеполитическом курсе.
Тем не менее прошедший, 2019 год, без сомнения, войдет в историю страны как год кардинальных перемен, как год, когда начались процессы освобождения от олигархического режима Плахотнюка и построения фактически нового государства.
Нет смысла пересказывать все события, которыми этот год оказался заполнен, достаточно только выделить основные моменты и обрисовать те тенденции, которые наметились в политической жизни страны и которые будут определять будущий облик молдавской государственности.
Первое. Парламентская коалиция между Партией социалистов и проевропейским блоком ACUM создавалась очень тяжело и очень долго. Фактически она была создана уже «на ленточке», в последний день отведенного для этого срока, что и дало повод Демократической партии предпринять попытку удержать власть в своих руках. Тем не менее коалиция была создана, что доказывает возможность объединения, казалось бы, непримиримых политических сил ради интересов страны и народа.
Второе. Распад парламентской коалиции и уход блока ACUM в оппозицию свидетельствует о том, что на данный момент ведущей политической силой в РМ является Партия социалистов, которая в этой ситуации смогла сформировать технократическое миноритарное правительство и принять на себя ответственность за его деятельность.
Третье. Впервые на постсоветском пространстве был достигнут полный консенсус между Россией, США и Евросоюзом по вопросу поддержки власти в Молдове, ее признания и взаимодействия с ее структурами.
Четвертое. Впервые за длительное время создан механизм взаимодействия на высоком уровне между законодательной властью, правительством и главой государства. На данном этапе это выражается в полном отсутствии каких-либо политических разногласий и высоком уровне взаимодействия. Примером такого взаимодействия может служить, например, то, что каждая рабочая неделя начинается с утреннего совещания главы государства, главы парламента и главы правительства.
Пятое. Впервые за долгие годы внешняя политика Молдовы начала исправлять искусственно созданный крен в сторону Запада. Сбалансированная внешняя политика стала принципом, претворяемым в жизнь нынешним руководством страны и в первую очередь – президентом Игорем Додоном. Это уже дало результат в виде нормализации отношений с Россией и ЕАЭС, что в свою очередь, благотворно сказывается на экономике страны.
Шестое. Процессы реформы юстиции и государственного аппарата, в которых и на сегодняшний день осталось немало чиновников, служивших олигархическому режиму, проходят не так быстро, как хотелось бы. Тем не менее эти процессы уже приняли необратимый характер, особенно после назначения нового генерального прокурора.
На данный момент можно утверждать не только то, что отныне политика в РМ будет осуществляться по нормальным, принятым в большинстве стран правилам и законам, но и сказать, что политическая деятельность, собственно, появилась в Молдове. Появилась, в отличие от совсем недавних времен, когда все в стране, по сути, зависело от воли одного человека – олигарха Плахотнюка. Примером того, что нормальная политика возвращается в Молдову, могут служить прошедшие осенью местные выборы. Это были, пожалуй, первые за последние 10 лет выборы, на которых не поднималась тема геополитических пристрастий, еще совсем недавно служивших безотказным средством разобщения электората.
Возможно, именно поэтому результаты этих местных выборов оказались столь успешными для Партии социалистов. Ее кандидат Ион Чебан победил на выборах мэра Кишинева, что за 30 лет независимости не удавалось ни одному кандидату от левых партий.
Что касается проевропейского блока ACUM, то участие его представителей в руководстве страны продемонстрировало их неготовность к этой миссии. Лидер одной из партий блока Майя Санду за пять месяцев нахождения на посту премьер-министра не смогла добиться каких-либо реальных результатов и практически спровоцировала вынесение правительству вотума недоверия.
После нее премьер-министром был утвержден Ион Кику, который занимал пост министра финансов в правительстве демократа Павла Филипа. Это обстоятельство дало повод для нападок на президента И. Додона, предложившего кандидатуру премьер-министра. Однако нет никаких оснований для того, чтобы воспринимать кандидатуру И. Кику как человека экс-олигарха. Нынешний премьер является технократом, управленцем высокого уровня и квалифицированным специалистом, который востребован в государственном управлении всегда и при любой власти.
Что ждет Молдову на будущий год? Нет никакого сомнения, что главным событием наступающего года станут президентские выборы. Очевидно, что действующий президент будет баллотироваться на второй срок. Не менее очевидно и то, что он является явным фаворитом. Об этом свидетельствует стабильное лидерство во всех опросах общественного мнения, регулярно проводимых в Молдове, согласно которым он является политиком с наивысшим уровнем доверия.
Очевидно, что правый фланг, в первую очередь в лице М. Санду, будет стремиться взять реванш, как за предыдущие президентские выборы, так и за те поражения, которые правые потерпели в уходящем году. Ни для кого не секрет, что Запад окажет им в этом полную поддержку.
Исход этого противостояния будет главной политической интригой вплоть до осени будущего года. Однако подавляющее большинство аналитиков не скрывают своего убеждения, что, если нынешняя власть в лице президента, спикера парламента и премьер-министра продолжит действовать в том же рабочем ключе, что и сейчас, шансы правой оппозиции победить на президентских выборах резко снизятся.
На будущий год намечена реализация целого ряда крупных инфраструктурных проектов в области дорожного строительства и авиасообщения, на которые Россия выразила согласие предоставить финансирование в виде кредитов на сумму до 300 млн. евро. Кроме того, продолжится принятие социальных законодательных инициатив, часть из которых была уже в этом году выдвинута президентом и утверждена парламентом.
Таким образом, есть все предпосылки утверждать, что уходящий год стал годом серьезных перемен в политической и социальной жизни Молдовы. Не меньше оснований имеется и для надежд, что год приходящий станет годом стабилизации политической ситуации и ее развития.