Прошедший год стал прорывным в развитии интеграционных процессов в ЕАЭС. Причем речь идет именно о качественных параметрах, что повышает привлекательность евразийской интеграции как для нынешних членов ЕАЭС, так и потенциальных участников. Это особенно радостно констатировать, ведь 2019-й завершил первую пятилетку Евразийского экономического союза: договор об интеграционном объединении, напомним, вступил в силу 1 января 2015 г.
Достаточно сказать, что, во-первых, взаимная торговля между странами Союза – даже исключая Россию – за 11 месяцев 2019-го возросла в целом на 15%, что, разумеется, связано и с устранением ряда торговых ограничений внутри ЕАЭС. А во-вторых, торговля стран ЕАЭС со странами – реальными и потенциальными участниками обоюдных зон свободной торговли Вьетнамом, Сингапуром, Ираном, Сербией, Чили, Монголией – увеличилась в совокупности примерно на столько же.
Заметим в этой связи, что в 2019-м подписаны соглашения о ЗСТ Евразийского союза с Сингапуром, Ираном, Сербией. Что, помимо других взаимных выгод, облегчает выход на зарубежные рынки именно готовой промышленной продукции стран Союза. На 2020-2022 гг. намечены аналогичные соглашения с КНР, Чили, Перу, Мексикой, Монголией.
Тем временем осенний саммит ЕАЭС в Ереване предписал уточнить общеблоковые программы по цифровизации экономики и совместному развитию транзитных коридоров. Причем первое, будучи нацеленным на рост конкурентоспособности национальных экономик, включает в том числе ускоренные разработку и внедрение коллективного технологического обеспечения цифровизации. Что стратегически сократит зависимость стран ЕАЭС, пока еще высокую, от «дальнего» импорта в этой сфере.
А второе – это сведение к минимуму конкуренции между странами Союза в освоении евроазиатских транзитных грузопотоков, включая унификацию национальных правил/стандартов в этом сегменте. Такой интеграционный вектор важен в контексте не только географической взаимозависимости транспортных систем всех стран бывшего СССР, но и в связи с растущей конкуренцией с ЕАЭС со стороны других стран Евразии по освоению этих грузопотоков.
Немаловажно и то, что в последнем квартале 2019 г. страны ЕАЭС договорились – после 8 лет трудных переговоров – о формировании единой системы прослеживаемости товаров ((включающей их унифицированную маркировку), обращающихся внутри ЕАЭС. И в том числе поступающих по импорту в Евразийский союз. Актуальность этого комплексного вопроса, считавшегося едва ли не камнем преткновения в Союзе, обусловлена весомыми объемами зарубежного реэкспорта в Россию как наиболее крупный рынок в ЕАЭС-регионе через другие страны Союза. Разумеется, это весьма прибыльный бизнес для «профильных» компаний, а то и для государств. Но положение сложилось, действительно, нетерпимое: по имеющимся данным, незаконный реэкспорт через ЕАЭС-регион в Россию, особенно товаров массового спроса, уже почти сопоставим с официальными объемами торговли РФ с другими странами Союза.
Настойчивость российской стороны в решении этого вопроса способствовала вышеупомянутому решению, нацеленному на коллективный, притом тщательный мониторинг товарообращения внутри ЕАЭС. Последний, напомним, существует во всех таможенно-экономических блоках практически со времени их создания.
Интеграционные тренды укрепил состоявшийся в октябре минувшего года саммит глав государств СНГ в Ашхабаде. Здесь впервые в экс-СССР принято решение о стимулировании интеграционных внутри- и межотраслевых цепочек между всеми странами Содружества. Притом с прицелом, прежде всего, на импортозамещение в высокотехнологичных отраслях и инфраструктуре. Как отметил в этой связи Владимир Путин, означенное решение «предусматривает меры для поощрения связей между предприятиями, реализации отраслевых направлений сотрудничества и так далее. Речь идёт в особенности о высоких технологиях, наращивании совместной транспортной инфраструктуры, телекоммуникационных сетей, инновационного развития, энергетики. Всё это стратегически важно для всех стран СНГ».
Там же была одобрена Программа сотрудничества государств – участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2020-2022 гг. Отметим, что упомянутое решение по контртеррористической программе впервые объединяет почти весь регион Содружества (пока кроме Украины) в противодействии террористическим и смежным угрозам.
А под занавес года были существенно расширены обозначенные и смежные интеграционные тренды: речь идет о согласованной к концу 2019 г. системе проверки качества импортируемой продукции. В этом контексте нельзя не напомнить о роли решений, принятых в декабре на Санкт-Петербургском саммите Высшего Евразийского экономического совета с участием министров Евразийской экономической комиссии. Здесь, можно сказать, в унисон было заявлено, что уже в ближайшее время, предварительно к концу 1-го квартала 2020 г., нужно решить вопросы устранения взаимных ограничений и изъятий из режима свободной торговли между странами ЕАЭС, существенно сдерживающих интеграционные процессы.
Пока в Союзе действует свыше 30 товарных «изъянов». Хотя их число сокращается (таких ограничений было свыше 40 в начале 2010-х), но в итоговом коммюнике форума отмечено, что надо ускорить работу по обеспечению равноправия в экономическом взаимодействии в рамках не только ЕАЭС, но и зоны свободной торговли в СНГ. В ней, напомним, участвуют все страны ЕАЭС.
Кстати, первый шаг в этом направлении уже сделан: правительство России в конце декабря 2019 г. продлило до 30 июня 2020 г. включительно нулевую пошлину на ввоз в РФ овощей, фруктов и вина из Молдавии – ее основных экспортных товаров. Такое решение, согласованное с ЕЭК, тем более важно потому, что Молдавия, участвуя в зоне свободной торговли СНГ, имеет статус наблюдателя в ЕАЭС и заинтересована в дальнейшем экономическом сближении с Союзом.
Одобрено также предложение президента Армении Никола Пашиняна о том, чтобы каждая из стран Союза взяла кураторство по одному из крупных интеграционных проектов.
Среди важнейших документов того же раунда – Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся в ЕАЭС. Оно разрабатывалось с 2014 г., так как надо было привести к единому знаменателю особенности этого обеспечения в странах Союза. В соответствии с этим документом, трудящиеся впредь будут получать пенсию не только за время работы у себя на родине, но и с временной добавкой периода работы в других странах ЕАЭС. При этом каждое государство ЕАЭС будет платить пенсию по своему законодательству. В эти правила включено большинство видов пенсий и приравненных к ним соцпособий.
Кроме того, утвержден план (разрабатывался с 2017 г.) приоритетных мероприятий по подготовке ЕАЭС к 2025 г. к введению общего электроэнергетического рынка. Он проговаривает практически все параметры формирования и межгосударственного регулирования рынка «электромощностей» и взаимопоставок электроэнергии внутри ЕАЭС, а также ее доступа в третьи страны на основе равноправной хозяйственной конкуренции между производителями/поставщиками электричества.
Плюс к тому правительствам стран ЕАЭС поручено активизировать работу по обеспечению функционирования единого рынка услуг. Пока с 2015 г. он действует в 53 секторах (это примерно 60% рынка), потому в ближайшее время будут подготовлены согласованные предложения по 100%-му охвату сегмента услуг в едином экономическом пространстве Союза к 2022-2023 гг.
Отмечалось также, что ускоряется формирование общих рынков не только электроэнергии, но газа, нефти, нефтепродуктов. Происходит это благодаря тому, что в 2018 г. страны утвердили унифицированные нацпрограммы по созданию общих рынков продукции ТЭКа, а в 2019-м – подписали договор о создании, повторим, общего рынка электроэнергии.
Кроме того, в Санкт-Петербурге согласованы уточнения в протокол ЕЭК-ЕАЭС (1 октября с. г.) об общих принципах и правилах конкуренции на общем рынке товаров и услуг. Эти уточнения впрямую перекликаются с коллективной работой по устранению торговых ограничений в Союзе. И соответственно, нацелены на равные условия деятельности хозяйствующих субъектов стран ЕАЭС во всех странах-участницах этого блока.
Иными словами, евразийская интеграция активно наполняется, судя по итогам прошлого года, именно качественным содержанием. А это выдвигает её в ранг всё более значимых факторов в мирохозяйственных связях. Естественно, с очевидными геополитическими выгодами для всех стран Союза.