Белоруссия и ЕАЭС. 5 главных событий 2019 года - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 23.10.2024 |

Белоруссия и ЕАЭС. 5 главных событий 2019 года

Для Белоруссии прошедший год не превратился в год серьезных испытаний. Страна, несмотря на множество проблем, сумела удержаться от кризиса в экономике, не допустила роста социальной напряжённости, а власть по-прежнему всецело определяется президентской вертикалью.

Однако и назвать прошедшие 12 месяцев полностью успешными не может ни один аналитик, так как Минск не сумел решить наиболее важные для себя вопросы, в первую очередь связанные со взаимоотношениями в рамках Евразийского экономического союза и Союзного государства с Россией. Именно эти два направления внешнеполитической и экономической деятельности являлись приоритетными в работе белорусского руководства в течение всего 2019 года.

Среди происходивших событий прошедшего года можно выделить несколько наиболее важных блоков, которые не только формировали политическое и экономическое развитие Белоруссии, но и будут оказывать влияние на нее и в 2020 году.

Первое. Наиболее важным событием в РБ в прошедшем году можно назвать переговорный процесс с Россией по вопросам дальнейшей интеграции в рамках Союзного государства. Несмотря на то, что Договору о СГ исполнилось уже 20 лет, Минск и Москва за 12 месяцев так и не пришли к полному взаимопониманию по тому, что было оговорено еще в конце прошлого столетия. Созданные двухсторонние рабочие группы сумели лишь подготовить 31 дорожную карту, согласовать которые в полном объеме до 31 декабря не смогли ни правительства обеих стран, ни президенты.

Камнем преткновения стали ключевые во взаимоотношениях Минска и Москвы проблемы нефтегазового сотрудничества, унификации налогового законодательства и возможности создания в Союзном государстве работающих наднациональных органов. Ни по одному из этих вопросов на сегодня четкого ответа нет, а в Минске по-прежнему не готовы отдать часть своего суверенитета совместным с Россией структурам управления.

       

Все остальные темы, по которым сторонам удалось договориться, по сути своей не играют существенной роли, и могли быть решены в рабочем порядке без создания больших рабочих групп и нескольких встреч Александра Лукашенко и Владимира Путина. Тем удивительнее, что и по ним сегодня нет четкого решения, так как дорожные карты предполагают только план дальнейшей работы, но не конкретные соглашения, которые, как было заявлено сторонами, будут приняты только в течение 2020-2021 годов.

 Тяжелый процесс обсуждения интеграционных вопросов с Россией, став определяющим моментом развития Белоруссии в 2019 году, определял все остальные сферы жизнедеятельности республики, начиная с внутренней политики, где усилились акценты, связанные с укреплением независимости, и заканчивая внешнеполитической деятельностью как на западном направлении, так и в рамках ЕАЭС.

Второе. Исходя из важности для Белоруссии решения нефтегазовых проблем с Россией, достаточно серьезным событием для республики стала активизация поиска альтернативных источников поставки углеводородного сырья. И в данном случае особый интерес представляют возобновившиеся белорусско-казахские переговоры по данному вопросу. Несмотря на то, что тема поставок нефти и нефтепродуктов из РК в РБ может показаться вопросом только двух стран, на самом деле она в той или иной степени влияет на развитие всего ЕАЭС.

Дело в данном случае в том, что Нур-Султан уже долгое время пытается найти возможность увеличить объем своего нефтяного экспорта через российские нефтепроводы: в 2018 году транзитом через Россию прошло только 15,7 млн тонн черного золота из Казахстана. В теории это должно будет произойти не позднее 2025 года, когда в ЕАЭС заработают единые рынки, в том числе и нефти. Однако в случае, если на фоне продолжающего нефтяного маневра в Москве все же решат пойти на уступки своим белорусским партнерам и допустят возможность трубопроводного транзита казахской нефти в Белоруссию, это может послужить толчком для снятия и других существующих в Евразийском союзе ограничений.

В данном случае важен прецедент, за которым последует ряд событий, которые запустят практическую реализацию ряда аспектов евразийской экономической интеграции. Именно поэтому, на первый взгляд, несущественная тема поиска возможностей поставок казахстанской нефти в Белоруссию и может считаться одной из важнейших в рамках ЕАЭС в 2019 году.

Третье. Немаловажным событием прошедшего года является получение Минском ключевых мест в постсоветских интеграционных объединениях. В первую очередь речь идет о согласовании перехода к Белоруссии председательства в ЕАЭС и назначении на пост главы коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) бывшего премьер-министра республики Михаила Мясниковича. Как считают аналитики, не имея возможности напрямую давить на Москву в рамках двухсторонних отношений, Минск уже перешел к попыткам защитить свои интересы в отношениях с РФ на уровне ЕАЭС. И в данном случае можно не сомневаться, что в наступившем году белорусские представители, в том числе и в ЕЭК, сделают все, чтобы добиться для республики наиболее выгодных условий торговли с партнерами по Союзу и, в первую очередь с Россией. Кроме того, нельзя забывать, что должность генерального секретаря Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) после долгих споров с Арменией также занял белорусский представитель Станислав Зась.

Таким образом, после указанных назначений Минск фактически превратился в лидера формирования всей повестки дня на постсоветском пространстве. Теперь Белоруссия сможет не только предлагать перечень мероприятий, которые необходимо будет проводить в рамках ЕАЭС и ОДКБ, но и уделить особое внимание тем вопросам, которые интересуют ее в первую очередь, начиная со снятия существующих в Союзе барьеров и ограничений и заканчивая перевооружением своей армии в рамках ОДКБ.

Четвертое. Нельзя забывать и еще об одном немаловажном достижении Белоруссии в рамках ЕАЭС в 2019 году – пересмотре распределения сумм таможенных пошлин. Пожалуй, это одна из немногих серьезных побед именно белорусской стороны, для которой с 2015 года сальдо расчетов был отрицательным. Минск, начиная с 2017 года, требовал приступить к работе по пересмотру сумм, однако смог добиться положительного решения лишь через два года. В октябре стало известно, что партнеры по ЕАЭС согласились за счет других членов объединения увеличить норматив для Белоруссии на 0,3% – до 4,86%. Как отмечал тогда глава белорусского министерства экономики Дмитрий Крутой, это принесет республике «примерно $40-50 млн дополнительных поступлений в бюджет».

И, несмотря на столь незначительную сумму, в Минске получили моральное удовлетворение от того, что смогли добиться положительного для себя результата. Это, в свою очередь, позволяет ему с оптимизмом смотреть в 2020 год, когда властных полномочий в рамках ЕАЭС у Минска окажется больше.

Пятое. Как бы это ни показалось странным, однако еще одним важнейшим событием в развитии Белоруссии с точки зрения процесса евразийской интеграции можно считать сделанные Минском шаги по нормализации отношений с Евросоюзом и США. Какие бы политические и экономические различия между сторонами ни существовали, страны ЕАЭС крайней заинтересованы в создании устойчивых связей с рынками Запада. Идея же «интеграции интеграций», которую усиленно продвигает Белоруссия, является одним из инструментов, способных укрепить торгово-экономическое сотрудничество двух объединений.

С этой точки зрения нормализация отношений Минска и Брюсселя идет только на пользу таким связям. Поэтому не случайно белорусский МИД уже выступил с предложением создать постоянный формат для диалога между ЕС и ЕАЭС, в рамках которого «можно было бы определить сферы первоочередного интереса обеих сторон». При этом в Минске всерьез считают, что одним из важных направлений взаимодействия должно стать совместное развитие автомобильной и железнодорожной инфраструктуры и сопряжение транспортных сетей ЕАЭС и Евросоюза с китайским проектом «Один пояс ­– один путь». И вряд ли у кого-то есть сомнения, кто будет главным организатором подобного процесса, если в ЕС на него согласятся. Не случайно, именно это направление работы Белоруссии как председателя Евразийского экономического союза уже было названо министром иностранных дел республики Владимиром Макеем в качестве одного из приоритетных в 2020 году.

Таким образом, можно констатировать, что минувший год для Белоруссии как члена ЕАЭС был относительно неплохим. Несмотря на то, что Минск не сумел решить всех своих задач в отношениях с Россией на данной площадке, белорусская сторона провела достаточно серьезную подготовку, чтобы сделать это в 2020 году. Как будут развиваться события в дальнейшем, покажет уже самое ближайшее время. Однако на сегодня понятно одно – наступивший год для Белоруссии вполне может стать периодом, определяющим развитие страны на долгосрочную перспективу.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
5674
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика