В год 75-летия разгрома германского нацизма «Ритм Евразии» планирует внести свой скромный вклад в то, чтобы придать широкой гласности мало или совсем не известные страницы Великой Отечественной войны. Вспомним сегодня русское зарубежье, в буквальном смысле рассеянное по всему миру и тем не менее помогавшее своей Родине выстоять в борьбе с агрессорами и победить. Едва ли не самая заметная личность в русской зарубежной диаспоре – композитор, пианист, публицист Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943).
Сергей Васильевич с 1918 г. жил и работал в Швейцарии, Бельгии, Франции, а с середины 1920-х гг. – в США. При этом сохранял связи с советскими музыкантами и музыкальными учреждениями, выписывал издаваемые в СССР искусствоведческие газеты и журналы.
Отношение Рахманинова к правящему на Родине большевистскому режиму было, скажем так, не восторженным. Но вскоре после публичного заявления музыканта 28 июня 1941 г., что «независимо от отношения к большевизму и Сталину, истинные патриоты России должны помогать своей Отчизне, одолеть агрессоров…», он совершил пять турне с концертами по США (включая Пуэрто-Рико, Гавайи и Аляску) и Канаде. Доходы от этих турне – многие десятки тысяч долларов – перечислялись им в Американский фонд помощи Советскому Союзу.
19 ноября 1941 г., пересылая очередной чек генконсулу СССР в Нью-Йорке В.А. Федюшину, Рахманинов писал: «Это единственный путь, каким я могу выразить мое сочувствие страданиям народа моей родной земли…» 25 марта 1942 г. свой очередной дар композитор сопроводил в письме во Всесоюзное общество культурной связи с заграницей такими словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу!»
Благотворительный концерт Рахманинова в Сент-Луисе (США) в фонд помощи СССР
А вскоре после победы под Сталинградом С.В. Рахманинов написал краткое письмо И.В. Сталину: «...теперь я уверен, что моя Родина победит агрессоров. Я восхищен и тем, что вопреки тяжелейшим испытаниям музыкальная культура борющейся России, в том числе русского народа, продолжает удивлять мир, жива и всячески развивается. Готов согласиться, что мы, вероятно, ошибались в начале 1920-х гг., считая, что российское искусство обречено на уничтожение или перерождение…»
Через 10 дней Сталин ответил лаконично и весьма предметно: «…благодарю Вас за откровенное письмо и за то, что Вы делаете для нашей общей Родины. Можете не сомневаться, что истинным патриотам всегда будет обеспечена свобода жизни и творчества в нашей стране».
В феврале 1943 г. Рахманинов заявил в Нью-Йорке о намерении написать и исполнить Сталинградскую симфонию. В письме Д.Д. Шостаковичу (январь 1943 г.) он, посетовав на здоровье, выразил надежду, что сможет «продолжить то, что обозначили Вы в своей Ленинградской симфонии». Советскому коллеге он также сообщил, что хотел бы побывать с безгонорарными концертами в Ленинграде, Сталинграде, Москве. И усиленно готовился к ним, из чего резонно предположить согласие советской стороны с этой инициативой.
70-летие Рахманинова с его двухчасовым исполнением своих произведений – 20 марта 1943 г. – отмечалось в США. Он получил поздравительную телеграмму от 10 советских композиторов. А после нее следовал такой текст: «Деятели искусства СССР, я и мои коллеги предлагаем Вам вернуться на Родину и возглавить работу по создаваемому Союзу советских композиторов. Все вопросы будут решаться оперативно и с обязательным учетом Ваших пожеланий. С уважением и наилучшими пожеланиями – И. Сталин».
Ответ Рахманинова на это предложение не обнаружен. Но, по свидетельствам его правнучки Натали Ванамейкер-Рахманиновой и эмигрантов – друзей Рахманинова композитора Игоря Стравинского и пианиста Владимира Горовица, Сергей Васильевич наметил новое благотворительное турне по Северной Америке, включающее исполнение Сталинградской симфонии. Дописать ее Рахманинов планировал к концу апреля 1943 г. А на заключительном концерте этого тура в г. Бойзе (столица штата Айдахо) Сергей Васильевич собирался объявить о своем возвращении в СССР. Об этих планах знал и проживавший в США А.Ф. Керенский.
Тогда же Кремль приказал срочно отремонтировать усадьбу Рахманиновых в Ивановке (Тамбовская область), что и было сделано в считаные недели.
По данным дирекции существующего ныне музея-усадьбы Рахманиновых (в той же Ивановке), Сергей Васильевич в 1943 г. дважды встречался с послом СССР в США А.А. Громыко и просил визу в Советский Союз. Его заверили, что с визой вопрос окончательно решен, и вскоре он получит её. Более того: по ряду данных, впервые с этой просьбой Рахманинов обратился к наркому иностранных дел В.М. Молотову в ходе его визита в США в начале июня 1942 г. И получил заверения в положительном решении.
Если б не кончина С.В. Рахманинова буквально через неделю после юбилея 28 марта 1943-го…
За шесть недель до своей кончины композитор выступал с новыми благотворительными – в помощь СССР – концертами в северных штатах, намечая их продолжить на Аляске, Гавайях. Однако приступ тяжелой болезни – на сей раз последний – заставил прервать концертную деятельность...
В апреле того же 1943 г. в Большом зале Московской консерватории им. П.И. Чайковского был навсегда установлен большой портрет Рахманинова. Его семья получила телеграмму: «Кончина С.В. Рахманинова – это невосполнимая утрата для русского и мирового искусства. Искренне вам сочувствую. И.Сталин».
Что же касается рахманиновской усадьбы в Ивановке, статус музея она получила только в 1968-м после комплексного восстановления. Но прошло еще без малого 15 лет, прежде чем 18 июня 1982 г. Дом-музей С.В. Рахманинова в Ивановке был торжественно открыт. И с того же времени здесь ежегодно проводятся международные музыкальные фестивали имени композитора и в его честь («Музыкальное лето в Ивановке»).
Памятник композитору в музее-заповеднике С.В. Рахманинова «Ивановка»
В 2023 г. будет отмечаться 150-летний юбилей Сергея Рахманинова. Инициатива его празднования в масштабах страны поддержана на федеральном уровне. К этой дате глава администрации Тамбовской области Александр Никитин предложил, в частности, организовать на Тамбовщине ежегодный международный Рахманиновский фестиваль для детей и подростков по разным направлениям музыкального искусства под кураторством ведущих музыкальных вузов.
«Необходимо, на мой взгляд, на качественно ином уровне проводить работу по брендированию Тамбовщины как земли Рахманинова. Это должен знать, понимать, чувствовать каждый человек, который въезжает в наш край», – подчеркнул губернатор.
…Между прочим, наброски Сталинградской симфонии на рубеже 40-х/50-х исчезли из рахманиновских архивов в США. Эх, найти бы их…
__________________________
Фото: https://www.tripadvisor.ru/