Заместитель министра иностранных дел Польши Павел Яблонский сообщил о стараниях затащить Белоруссию в орбиту влияния Запада. Но уточнил: сближение Минска с Западом должно основываться на готовности белорусских властей к структурным изменениям.
«Это (сближение с Западом. – Ред.) должно происходить на определённых условиях, потому что нельзя легитимизировать режим Лукашенко», - пояснил Яблонский. Сигналы Минска о готовности сблизиться с Западом он оценил, как слабые, а политику Александра Лукашенко назвал игрой, цель которой – сохранение личной власти.
Под структурными изменениями, на которые намекал П. Яблонский, в Варшаве понимают отказ Минска от стратегического партнёрства с Россией и геополитический разворот на 180 градусов в сторону Запада. Т.е. Белоруссии предлагают пойти по пути Украины, но пока без войны. Из всех стран СНГ Белоруссия – единственная, где со времени распада СССР не было вооружённых конфликтов, и это – благодаря союзу с Россией. Избежать в дальнейшем кровавого украинского сценария республика сможет лишь при теснейшем сближении с Москвой, поскольку таким образом стратегическое положение Минска укрепится в разы.
Интеграцию Москвы и Минска Яблонский назвал «поглощением Россией Белоруссии» и «холодным дыханием с Востока», хотя интеграцию Варшавы и Брюсселя, например, он не называет поглощением Польши Европой и холодным дыханием с Запада.
Для польского патриотического сознания Белоруссия по сей день остаётся польской землёй. Для Белоруссии у Варшавы два сценария: либо полное поглощение Польшей, либо номинальное сохранение независимого статуса с полным подчинением своей внешней политики Западу.
Среди польских экспертов нет единого мнения, какой из вариантов лучше. На данный момент, в силу сложившейся международно-дипломатической обстановки, Варшава соглашается терпеть независимую Белоруссию, надеясь через польскую диаспору, неправительственные организации и националистические группировки добиться контроля над белорусской политикой.
Помешать этому может лишь более тесная интеграция России и Белоруссии. В Варшаве это понимают и предпринимают усилия для срыва этого процесса. Так, Яблонский сообщил о планах Польши лоббировать свои интересы относительно Белоруссии на политических площадках в ЕС, поскольку-де, страны, расположенные подальше от Белоруссии и России, не понимают серьёзности ситуации. Зато её понимает Польша.
Современный польский философ Бронислав Лаговский, характеризуя нынешнюю восточную политику Варшавы, саркастически замечает: если поляки – профессионалы в области отношений с Россией и другими республиками бывшего СССР, тогда трудами польских политиков должны зачитываться в Вашингтоне, Лондоне, Париже, Брюсселе, Берлине. Вместо этого, указывает философ, полки польских магазинов заставлены переводами трудов американских, британских, немецких политиков и политологов, а польских авторов никто не читает ни в Европе, ни в США, потому что поляки смотрят на Россию искажённым взглядом, и Западу это известно.
Пан Яблонский тоже смотрит на интеграцию России и Белоруссии мутным глазом русофоба. Спасибо хоть за то, что раскрыл грёзы Варшавы - опустить Белоруссию до уровня разлагающейся Украины.
Наш корр.