Тянь-шаньские контрабандисты родной землей не разбрасываются - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 17.11.2024 |

Тянь-шаньские контрабандисты родной землей не разбрасываются

Накануне 2020 года киргизский лидер Сооронбай Жээнбеков подал знак: в переговорном процессе по пограничным вопросам между Киргизией и Таджикистаном определился путь разрешения спорных проблем. Как заявил президент на итоговой пресс-конференции, Киргизская Республика готова на обмен со своим южным соседом территориями в приграничных районах. Мало того, пограничная тема часто обсуждается с главой Таджикистана Эмомали Рахмоном и позиция двух президентов по ней идентична – страны «готовы сделать обмен территориями, где это возможно».

При этом президент Киргизии признал: вопрос делимитации и демаркации общей границы с Таджикистаном решается все же медленно. Вопрос «Почему так происходит?» остался открытым.

Опыт глобальных решений

Как показывает опыт передовиков решения пограничных проблем, всякое замедление процесса не идет во благо государств-переговорщиков. Понимая это, Узбекистан, граничащий с пятью государствами и имеющий с ними 6632 км общей границы, в этом отношении избрал стратегию взаимных уступок. Жертвуя малым, страна выигрывает в большем – в обеспечении безопасности, внешнем имидже, экономическом росте.

На самой протяженной узбекско-казахской границе – ее длина составляет 2300 км – дела с пограничным разграничением движутся к завершению. Узбекистан и Казахстан подготовили и в ноябре 2019 года обсудили проекты итоговых документов демаркации государственной границы на участке в пределах Навоийской области и Каракалпакстана РУз, смежном с Актюбинской, Кызылординской и Мангыстауской областями Республики Казахстан.

Вторую по протяженности границу Узбекистан имеет с Туркменией: она составляет 1650 км. Первый договор о демаркации отдельных участков Ташкент и Ашхабад подписали в 2000 году. В настоящее время стороны приступили к окончательному утверждению границы. 30 сентября – 6 октября 2019 года в Нукусе состоялась встреча рабочих групп по вопросам делимитации и демаркации государственной границы между Узбекистаном и Туркменистаном. В ходе работы была проведена считка нормативно-правовых и технических документов демаркации и достигнута договоренность о внесении их на утверждение совместной узбекско-туркменской межправительственной комиссии по вопросам делимитации и демаркации границы. Спустя месяц в городе Туркменабад состоялась очередная встреча рабочих групп, которые рассмотрели предложения по прохождению проектной демаркационной линии межгосударственной границы, а также по проведению аэрофотосъемочных работ.

Протяженность узбекско-киргизской границы составляет 1379 км. В сентябре 2017 года тогдашний президент КР Алмазбек Атамбаев встретился со своим узбекским коллегой Шавкатом Мирзиёевым в Бишкеке, чтобы подписать соглашение, которое официально закрепляет 1170 километров линии, разделяющей две страны и составляющей 80% общей границы. Вслед за этим прошли переговоры по 58 спорным пограничным участкам. К началу августа прошлого года было согласовано 92% общей границы, неописанными оставались всего 10 участков. В сентябре было заявлено об обмене равными по площадям землями: Узбекистану была передана территория в 413 гектаров у Керкиданского водохранилища рядом с селом Керкидан в Араванском районе Ошской области, взамен Киргизия получила земельный участок около села Гулбаар.

Компромисс Ташкента с Душанбе в пограничном вопросе, как, впрочем, и с Киргизией и Туркменией, наметился с момента избрания президентом Ш. Мирзиёева. Процесс делимитации границы между Узбекистаном и Таджикистаном после длительного периода противостояния приобрел показательный характер. В марте 2018 года узбекский и таджикский лидеры подписали договор об отдельных участках узбекско-таджикской государственной границы, который поставил точку «практически во всех нерешенных вопросах» по общей границе. А в ноябре прошлого года СМИ со ссылкой на источник в правительстве Таджикистана сообщили, что узбекская и таджикская стороны согласовали и подготовили к подписанию проект договора о делимитации и демаркации госграницы. К документу прилагаются карты с точным указанием линии прохождения госграницы двух государств. Кроме того, согласованы места установления пограничных знаков.

Из 1332,9 км узбекско-таджикского рубежа около 20% общей госграницы к моменту активизации переговорного пограничного процесса оставалось неделимитированными. Несмотря на это, стороны приступили к урегулированию ситуации с проблем, которые еще недавно казались неразрешимыми: занялись разминированием участков совместной границы, пришли к консенсусу в определении судьбы самой спорной части границы в районе Фархадской ГЭС, разрушив скептические заявления о затяжном характере предстоящих переговоров.

Новостью последних месяцев стало сообщение о планируемой передаче Таджикистану населенного пункта Чодак, в котором проживает около 60 тыс. человек, в основном таджики, расположенного в Наманганской области Узбекистана. По сведениям агентства «Sputnik Таджикистан», взамен узбекской стороне перейдет Алмалыкское водохранилище площадью около одной тысячи гектаров, в котором осуществлялась промывка минералов, добытых на одноименном горно-металлургическом комбинате.

Работа по пограничному разграничению, инициированная Узбекистаном, настолько впечатлила ООН своей эффективностью, что властям центральноазиатской страны было предложено поделиться с международным сообществом опытом решения пограничных вопросов.

От разграничения к развитию

Достижение взаимоприемлемых решений в специфичном регионе по таким сложным вопросам, как делимитация государственных границ, стало конкретным результатом прагматичной внешней политики Ташкента.

Шавкат Мирзиёев после вступления в должность главы государства незамедлительно дал указания о разработке мероприятий по делимитации и демаркации участков государственной границы с соседними странами. Перед этим руководство республики предприняло ряд шагов по нормализации обстановки в приграничных районах, пораженных систематическими пограничными конфликтами. Добрые отношения с соседями были объявлены приоритетом внешней политики. Главной целью внешнеполитической деятельности стало создание вокруг Узбекистана пояса безопасности и стабильности, активное продвижение внешнеэкономических интересов республики.

Два года спустя узбекский МИД отметил, что благодаря принятым мерам обозначилась позитивная тенденция в развитии прямых контактов между приграничными регионами стран Центральной Азии, созданы благоприятные условия для передвижения людей, капитала, товаров и услуг, а также широкого культурно-гуманитарного обмена.

Динамика в этом процессе в первую очередь связана со снятием ограничений на пограничных пунктах и их полноформатным функционированием на границах с соседями. Большинство пограничных переходов между Узбекистаном и Таджикистаном были закрыты в середине 2000-х годов из-за возросшей напряженности между странами. В 2018 году на узбекско-таджикской границе работало только два пограничных перехода, сегодня Узбекистан и Таджикистан ведут переговоры об открытии нового – 18-го. В результате границу между двумя странами в сутки пересекают примерно 20 тыс. человек. На узбекско-киргизской границе эти показатели значительно выше – здесь каждый день через пункты пропуска проходит примерно 30 тыс. человек.

Портал Eurasianet свидетельствует, что избранная Узбекистаном стратегия добрососедства приносит ему заметные дивиденды.  В период с 2017 по 2018 год импорт Узбекистана из Казахстана увеличился на $569 млн (более 53%). В том же году общий товарооборот с Киргизией подскочил с $ 242 млн до $ 462 млн, с Туркменистаном – со $ 159 млн до $ 274 млн. Особенно резкий рост наблюдается в торговле с Таджикистаном (131%) – со $ 124 млн до $ 287 млн. Таджикистан и Узбекистан продекларировали стремление в ближайшее пятилетие выйти на уровень товарооборота в более чем два миллиарда долларов из заявленных четырех.

Эта тенденция продолжается. Согласно данным МВФ, за первые пять месяцев 2019 года товарооборот Узбекистана с другими странами Центральной Азии составил $ 1,7 млрд, что на 27,6% выше, чем за аналогичный период прошлого года.

Очевидно, что Узбекистан, имеющий диверсифицированную экономику, развитую производственную базу, четкий внешнеполитический курс, в недалеком будущем станет главным регулятором процессов интеграции в Центрально-Азиатском регионе, а будучи нацеленным на развитие внешнеэкономической деятельности – серьезным актором в пресечении контрабандного промысла, ставшего для некоторых соседей основой экономических успехов.

Пограничный кошелек

Для Киргизии последовать примеру западного соседа было бы правильным решением. Вероятно, из этого исходит и сам президент С. Жээнбеков. Но в истории пограничного разграничения у республики были связанные с передачей приграничных территорий случаи, вызвавшие недовольство общества. Передача Кар-Кыры – Казахстану, Узонгу-Кууша – Китаю стала одним из пунктов обвинения при смещении с должности президента Аскара Акаева.

Недавние решения киргизского руководства по обмену землями в районе Киркиданского водохранилища также подверглись критике в обществе. Бывший руководитель Баткенской области Султанбай Айжигитов предупреждает, что вопросы обмена землями при пограничном разграничении следует решать с учетом мнения народа, причем осторожно, так как «это может привести и к уголовной ответственности».

Общественные активисты при решении пограничных проблем предлагают собственные рецепты, как правило, радикальные. Например, после сентябрьского 2019 года инцидента на киргизско-таджикской границе высказывалось предложение закрыть границу с Таджикистаном аж на… 5 лет. То есть прекратить всякие контакты. Один из авторов идеи председатель ОО «Элет койгойу» Марипа Алыйкулова раскрыла причину ее появления: «Через границу проезжают грузовые автомобили с нелегальной контрабандой», а «открытая граница на руку нечистоплотным чиновникам и контрабандистам». Предложено задействовать эту меру до того, как будут точно определены границы между двумя странами.

Информацию активистки о влиянии контрабандистов (их деятельность давно носит международный характер) на границе косвенно подтвердил на итоговой пресс-конференции сам киргизский президент. «В таможне с 90-х годов была коррупция, она всегда являлась центром притяжения для коррупционеров, – сообщил С. Жээнбеков. – У каждого президента на таможне был свой "кошелек"». 

Принимая во внимание, что «дырявая» граница является объектом для провокаций и лазейкой для контрабандистов, становится понятна одна из причин медлительности в развязывании тугого узла проблем киргизско-таджикской границы: никто не хочет расставаться с «кошельком». Там большие деньги крутятся. А где деньги, там – коррупция. Это как раз и осознает глава киргизского государства, раскрыв журналистам секрет: «Я на своей шкуре ощущаю, насколько тяжело проводить борьбу с коррупцией».

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
5457
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика