Несмотря на плач обывателей о том, что интеграция России и Белоруссии в единое Союзное государство «забуксовала» (лишь далёкому от реальной политики и экономики человеку кажется, что столь всеобъемлющий процесс можно решить одним махом), сообщения о совместных шагах по сближению следуют от правительств двух стран регулярно. Например, 23 декабря Министерство связи и информатизации Белоруссии сообщило о подписании «дорожной карты» по отмене к сентябрю 2020 года роуминга в Союзном государстве с РФ.
Роуминг умер. Да здравствует роуминг!
Бурное развитие технологий связи привело к тому, что на постсоветском пространстве стало реальностью наличие практически у каждого человека личного телефона. И не домашнего, работающего исключительно при подсоединении к проводам, протянутым с АТС, а беспроводного, мобильного, находящегося при нём и дома, и на природе, и в дальней командировке. Но новые возможности порождают и новые запросы. Если на начальном этапе внедрения мобильной связи её абонентов устраивала возможность связаться из любой точки населённого пункта (автор помнит, как в некоторых городах таких точек было всего по одной-две) с офисом или собственной квартирой, а при выезде в другой регион нужно было платить большие деньги за пользование связью там, то очень быстро поменялось и это. Роуминг стал автоматическим, а в ряде стран «мобильное пространство» – единым, не требующим никакого роуминга.
Но не в России. Ссылаясь на огромные российские пространства, операторы мобильной связи сохранили «советское наследие» в форме междугородной связи и межрегионального роуминга, хотя основная часть телефонного трафика передаётся по тем же каналам, что и трафик Интернета. Но при этом никому даже в голову не придёт взымать дополнительную оплату за подключение к сайтам, расположенным на серверах в других областях и даже в других странах.
Борьба правительства с этим ненормальным явлением, носящим все признаки корпоративного сговора, оказалась очень непростым делом. Дело в том, что российское законодательство прямо запрещает государству вмешиваться в ценовую политику предприятий, отдав данный вопрос на откуп «невидимой руке рынка». А отсылки к опыту других государств (например, на Украине, территория которой составляет добрую треть Европейской части РФ, межобластной роуминг отсутствует, а в ЕС не существует даже межгосударственный роуминг) не находили понимания у крупнейших российских мобильных операторов.
Дело сдвинулось с мёртвой точки в 2019 году, когда с 1 июня межрегиональный роуминг был законодательно запрещён. Сотовые компании успешно отчитались об исполнении требования правительства, но… роуминг остался. Правда, он стал называться «междугородной связью». Единственное, что было реально отменено – это оплата входящих звонков при переезде абонента из одной области в другую. Звонки же в «домашний» регион из «чужого» также оплачиваются по «междугородному» тарифу. Хочешь платить за них меньше? Значит, плати больше, переходи на более дорогой тарифный план. Как пишет Дзен-канал «Финансовый юрист», «получается, что роуминг отменили, а междугороднюю связь оставили (и даже практически приравняли её по цене к роумингу). С такими условиями сотовые операторы практически не потеряют своих доходов при отмене роуминга, зато в глазах людей будут выглядеть более героически».
А оно им надо?
Переговоры с Белоруссией об отмене международного роуминга столкнулись с тем же сопротивлением мобильных операторов, как и при обсуждении вопроса отмены внутрироссийского роуминга. А именно – они наотрез отказываются терять доходы, поступающие от граждан при пересечении российско-белорусской границы. При этом, по словам белорусских специалистов, этим людям приходится платить «родному» оператору в 2-10 раз больше, чем если бы они воспользовались сим-картой страны, в которую приехали на время. Помнится, фантазии Карла Маркса, когда он описывал поведение «эффективных собственников», хватило на 300% прибыли. Интересно, что бы он сказал об их сопротивлении отмене международного роуминга при угрозе потери мобильными операторами прибыли в тысячи процентов?
О столь жёстком сопротивлении идее отмены роуминга между странами Таможенного союза, высказанной министром по конкуренции и антимонопольному регулированию Единого экономического пространства Нурланом Алдабергеновым, говорит хотя бы то, что представитель Казахстана озвучил её ещё в 2013 году. Летом 2017 года предложила отменить роуминг между Россией и Беларусью глава Совета Федерации России Валентина Матвиенко, а Александр Лукашенко поддержал это. В дальнейшем данный вопрос выносился на обсуждение Совета министров Союзного государства, но вопрос упёрся в разный подход к проблеме со стороны РФ и РБ.
Российская сторона (естественно, после консультаций с мобильными операторами) настаивает лишь на отмене оплаты владельцем телефонного номера входящих звонков. То есть предлагает утвердить существующее в странах правило: за входящие звонки, из какой бы они страны ни исходили, «свой» пользователь не платит. Прочие тарифы (на исходящие звонки, СМС, мобильный интернет) предлагается отдать «на откуп» операторам и «невидимой руке рынка». Как считают в белорусском Национальном центре обмена трафиком, это приведёт к росту данных тарифов, поскольку сотовые операторы будут заинтересованы в поиске источников компенсации потерь за бесплатные входящие. Как они выросли в России (на 3% за полгода) в преддверии аналогичной отмены входящих звонков с 1 июня 2019-го, как на 5−10% выросли в ЕС в процессе десятилетнего (с 2007 по 2017 г.) плавного отказа от международного роуминга внутри Евросоюза.
Белорусская сторона предлагает установить равные для граждан двух стран тарифы, введя предельные максимальные розничные значения для всех звонков в роуминге. Именно так поступили в Евросоюзе при отказе от межгосударственного роуминга. Данный принцип называется «роуминг как дома». В этом случае роуминговые абоненты при поездках в РБ и РФ должны обслуживаться в сетях местных операторов по тарифам, максимально приближенным к тарифам, действующим для домашних абонентов, а остальное население двух стран не будет оплачивать ценовые привилегии для роуминговых абонентов. Для реализации данного принципа белорусская сторона готова предоставить российским мобильным операторам особые льготные условия по трафику роуминговых абонентов. При этом операторы должны одновременно снизить свои розничные тарифы, чтобы выгода от снижения ставок на международный трафик не осела на счетах операторов сотовой связи, а рядовой абонент не остался бы ни с чем.
Главный аргумент российской стороны на данное предложение – законодательство РФ не должно вмешиваться в регулирование розничных тарифов. Выходит, пусть лучше потребитель переплачивает?
А что в Казахстане?
Как уже было сказано выше, инициатива отмены роуминга внутри Евразийского союза принадлежит именно представителям РК. Но если переговоры РФ с Белоруссией велись настойчиво и стороны, судя по анонсированной «дорожной карте», сумели прийти к общему знаменателю, то российско-казахстанский «роуминговый вопрос» продолжает оставаться открытым. И дело отнюдь не в отсутствии желания договариваться у казахстанских властей и даже операторов мобильной связи.
В 2016 году с такой инициативой, помимо Tele2 и Altel, вышли на Евразийскую экономическую комиссию представители казахстанского отделения «Билайн». При этом мобильный директор по корпоративным коммуникациям оператора Алексей Бендзь отмечал, что «в июне 2016 года при расчёте на одного пользователя потребление голоса (в роуминге. – Авт.) увеличилось в 1,8 раза, а интернета – в 4,7 раза». Однако из-за снижения турпотока между Казахстаном и Россией доходы мобильных компаний в первом полугодии 2016 года упали на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Тем не менее все призывы казахстанских операторов и анонсы планов ЕЭК гармонизировать законодательство, регулирующее международный роуминг внутри ЕАЭС, повисли в воздухе.
Не сидели сложа руки и казахстанские операторы. Изменения в тарифных планах привели к тому, что, по информации портала «Тенгри ньюс», казахстанцы перестали ограничивать себя в пользовании интернетом в роуминге в более чем 80 странах, а Всемирная паутина, куда бы они ни приехали, остаётся для них безлимитной. Хотя, конечно, казахстанские операторы пытались найти «лазейки», чтобы побольше «драть» с абонентов. Например, взымать ту же самую абонплату не за месяц, а всего за четыре недели, де-факто повысив стоимость услуг мобильной связи на 8%. Но руководство РК намерено законодательно запретить этот «финт», потребовав вернуться к помесячной оплате.
В правительстве Казахстана не намерены отказываться от идеи отмены роуминга внутри ЕАЭС. Буквально через два дня после анонсирования «дорожной карты» между РФ и РБ премьер-министр Казахстана Аскар Мамин в ходе заседания Евразийского межправительственного совета предложил «разработать и реализовать совместный план по поэтапной отмене роуминга, что позволит избежать потерь для операторов». По его мнению, «каждый гражданин должен ощутить практические выгоды от экономической интеграции. В этих целях считаю необходимым начать работу по отмене роуминга мобильных операторов в рамках нашего интеграционного объединения».
***
Со словами главы казахстанского правительства о практических выгодах для каждого гражданина трудно не согласиться. Тем не менее ситуация с отменой роуминга внутри ЕАЭС складывается парадоксальная: национальные правительства – и не только Казахстана и Белоруссии, но и Армении, и Киргизии – выступают за отмену. Евразийская экономическая комиссия также обсуждает такой шаг как очень полезный, а дело не сдвигается с мёртвой точки. Кто же в этом виноват? Российское законодательство, не позволяющее регулировать цены и тарифы или пресловутые проценты Карла Маркса? Ведь перед наказанием мобильных российских операторов, не желающих отменять межрегиональный роуминг, маскируя его под «междугородные переговоры», спасовала даже Федеральная антимонопольная служба, она просто прекратила дела против операторов, отказывающихся отменить роуминг не «на бумаге», а фактически.