Почему не работает оргнабор мигрантов? - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 17.11.2024 |

Почему не работает оргнабор мигрантов?

Президент РФ В. Путин 28 декабря прошлого года подписал закон о ратификации соглашения с Таджикистаном об организованном наборе его граждан на временную работу в России, заключенного 17 апреля прошлого года в Москве. Ранее такое же соглашение Россия подписала с Узбекистаном. Однако на практике система организованного набора мигрантов так и не заработала, чему есть объективные причины.

С Узбекистаном соглашение об организованном наборе РФ подписала еще в апреле 2017 г. Тем не менее практические результаты его реализации до сих пор отсутствуют, и ожидать их в рамках существующей миграционной политики бессмысленно. 26 декабря российский посол в Ташкенте Владимир Тюрденев на итоговой конференции сообщил, что за первую половину 2019 г. на учете в России состояло около 1,5 млн мигрантов из Узбекистана, а по данным узбекской стороны, в РФ трудятся около 2 млн граждан республики. Четвертая часть всех мигрантов переходит на нелегальное положение. При этом в рамках системы организованного набора трудовых мигрантов в Россию за весь год прибыло всего около 2 тыс. человек.

Проблемы с функционированием системы оргнабора демонстрирует и опыт отдельных российских регионов, которые надеялись с ее помощью нормализовать миграционную ситуацию. Так, С.-Петербург, по словам председателя городского комитета по труду и занятости населения Дмитрия Чернейко, в 2018 г. планировал принять по оргнабору 50 тыс. граждан Узбекистана. На деле же вместо них, по одним данным, приехало около 2 тыс. человек, а по другим – вообще 500. Большинство узбекских мигрантов по-прежнему предпочитали ехать в северную столицу самостоятельно. В том же 2018 г. патенты на работу в С.-Петербурге приобрели 103,5 тыс. граждан РУз. Фактически эти цифры говорят о том, что идея заменить стихийную миграцию оргнабором провалилась.

Единый миграционный центр в Санкт-Петербурге

Внешне соглашения об оргнаборе выглядят крайне востребованными со всех точек зрения. Гораздо логичнее готовить мигрантов к работе в конкретной российской компании заранее, отбирая людей с необходимыми знаниями, навыками и компетенциями, а не выбирать их из тех, кто уже приехал в РФ и ищет себе здесь работу. В выгоде вроде бы оказываются все: и работодатели, получающие нужные им кадры, и мигранты, которые, помимо гарантированной работы со стабильным заработком, получают более высокий уровень социальной и правовой защищенности, и «принимающее» государство, избавляющееся от потоков нелегальных мигрантов.

Свои плюсы есть и для «отпускающих» государств, которые будут избавлены от необходимости решать проблемы своих граждан, работающих в РФ нелегально. Значительную часть проблем трудовых мигрантов по межгосударственным соглашениям берут на себя органы государственной власти и работодатели. Так, соглашение об оргнаборе с Таджикистаном предусматривает, что власти республики будут заниматься подбором кандидатов с необходимой квалификацией и опытом работы, проводить профессиональную подготовку, содействовать проведению экзаменов по русскому языку, истории России и праву, организовывать проезд до места работы и помогать возвращению мигрантов на родину. С целью решения проблем безопасности МВД Таджикистана будет осуществлять проверку потенциальных мигрантов на предмет их нахождения в розыске и наличия других препятствующих выезду проблем. Работодатели же должны обеспечить безопасные условия труда, соблюдение условий миграционного и трудового законодательства, своевременную выплату зарплаты.

Если бы трудовая миграция из Средней Азии в Россию действительно осуществлялась исключительно в рамках системы оргнабора, подавляющего числа порождаемых ею проблем удалось бы избежать. Однако на практике эта система не работает, потому что в существующем виде не выгодна ни работодателям, ни мигрантам. С точки зрения работодателей она порождает массу дополнительных проблем правового и финансового плана, не давая взамен особых выгод. Нанимающие мигрантов компании лишаются главного преимущества – возможности экономить на стоимости рабочей силы. Если же проблемой подготовки персонала компания решает заниматься всерьез, то набирать его целесообразнее в самой России.

Не меньше проблем порождает эта система и с точки зрения самих мигрантов. Главной из них является то, что легальное трудоустройство для граждан «безвизовых» стран СНГ, которые не являются участниками ЕАЭС (а именно к их числу сегодня относятся Узбекистан и Таджикистан) требует приобретения патента. Его стоимость различается в зависимости от региона и в большинстве из них составляет около 4 тыс. руб. в месяц. В Москве, которая является главным объектом притяжения мигрантов, стоимость патента с 1 января 2020 г. выросла на 7% и составила 5350 руб. Понятно, что расставаться с такой суммой ежемесячно не хочется, что и побуждает мигрантов, несмотря на риск высылки из страны и попадания в черные списки тех, кому въезд в Россию запрещен, переходить на нелегальное положение. Другими сдерживающими факторами является нежелание платить НДФЛ и официально снимать жилье в России.

Важным обстоятельством, делающим оргнабор ненужным, является система поиска мигрантами работы в рамках «миграционных сетей» – через родственников, соседей, знакомых, которые уже находятся в России или побывали там. Такая система в итоге оказывается более действенной, чем поиск работы по официальным каналам, в том числе и благодаря распространенной практике неофициальной оплаты труда, которая позволяет как работодателям, так и самими мигрантам избегать выплаты налогов и сокращать тем самым свои издержки. «Миграционные сети» между Россией и странами Средней Азии с их неформальными коммуникациями формировались годами и заменить их системой оргнабора в настоящее время будет крайне непросто.

«Иностранные работники въезжают в Россию чаще всего по приглашению представителей диаспор, родственников и земляков, а также самостоятельно, – отмечает Д. Чернейко. – При этом они заранее не знают, где и кем будут работать, не заинтересованы в оформлении разрешительных документов из-за их длительного оформления и стоимости процедуры, которая кажется им высокой. В итоге такие иностранцы часто становятся жертвами недобросовестных работодателей и посредников. Они теряют не только деньги, но и здоровье». Нелегальное пребывание на территории РФ ведет и к тому, что мигранты попадают в списки иностранцев, которым въезд на территорию России закрыт. Примечательно, что миграционная амнистия – одна из ключевых тем переговоров России и Таджикистана в последние годы.

Так как система оргнабора не работает, а трудовая миграция из Средней Азии продолжает нарастать, власти РФ в ближайшее время неизбежно столкнутся с необходимостью выработки новой миграционной политики. Игнорирование этой проблемы приведет к дальнейшему нарастанию общественного недовольства, которое все более отчетливо фиксируется в исследованиях различных социологических центров. В противном случае Россия может столкнуться с повторением печально известных бирюлевских событий, после которых и пришлось вводить систему экзаменов и трудовых патентов. Население Средней Азии быстро растет, и вобрать весь ее избыточный демографический потенциал Россия не сможет. В некоторых подмосковных городах миграционная ситуация и сегодня уже выглядит угрожающей.

       

Возможным решением проблемы трудовой миграции для Узбекистана В. Тюрденев считает вступление в Евразийский экономический союз. Однако с точки зрения России этот шаг лишь усугубит ситуацию. В рамках ЕАЭС узбекские граждане будут пользоваться всеми преимуществами общего рынка труда и при наличии трудового договора смогут находиться в России бессрочно. Система оргнабора в таких условиях станет просто ненужной.

Что же касается последствий вступления Узбекистана в ЕАЭС, то, как показывает опыт Киргизии, число узбекских мигрантов в России возрастет как минимум на 1/4-1/5. Вот только население Узбекистана в пять раз больше, чем в Киргизии и уже перевалило за 30 млн человек. И если вступление Киргизии в Союз в условиях экономического кризиса 2015-2016 гг. ощущалось не очень сильно, то с Узбекистаном ситуация может оказаться принципиально иной.

Поскольку иммиграцию из южных стран СНГ в ближайшие годы придется ограничивать, возникает вопрос о том, в какой именно форме будут введены эти ограничения. Одной из них могла бы стать система оргнабора, способная работать гораздо более эффективно, если въехать в РФ мигранты смогут только через ее каналы.

_____________________________

Фото: https://www.оmbudsmanspb.ru

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
5987
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика