США выделят Эстонии, Латвии и Литве в общей сложности 175 млн долларов на военные цели. Значительная часть этих средств пойдёт на приобретение мощного оружия, способного поражать воздушные цели. К тому же с 1 января 2020 года заработала «перезапущенная» единая система контроля над воздушным пространством Прибалтики.
Страны Балтии стараются обеспечить стопроцентное слежение за своим небом, поскольку всерьёз считают, что могут подвергнуться атаке «агрессивной России».
Дадут денег много или мало?
Итак, на развитие своего военного «сотрудничества» со странами Балтии США выделят 175 млн долларов (112 млн евро). Впервые в истории в бюджете Пентагона появится отдельный раздел по поддержке развития средств ПВО прибалтийских стран – его размер составит 50 млн долларов (45 млн евро). Сами прибалты, естественно, встретили это решение с демонстративным восторгом. «Прекрасная новость накануне Рождества. Это решение выводит сотрудничество США и стран Балтии в сфере обороны на новый уровень», – не нарадуется министр иностранных дел Эстонии Урмас Рейнсалу. По словам же главы эстонского Минобороны Юри Луйка, «укрепление сдерживающей и оборонной позиции в странах Балтии, в том числе в воздушном пространстве и по вопросам противовоздушной обороны, является важным для НАТО в целом и США в частности».
Луйк с торжеством заявил: «Этим законопроектом наш союзник чётко подтверждает свою приверженность коллективной обороне на восточном фланге Европы». По словам эстонского министра, поддержка странам Прибалтики со стороны США в переходе с нынешнего «контролирования воздушного пространства» на «полноценную противовоздушную оборону» крайне важна. Эта самая полноценная ПВО обязательно должна включать в себя систему предварительных предупреждений, мониторинг, разветвлённые системы вооружения и квалифицированный персонал.
По словам Ю. Луйка, для того чтобы разместить в Прибалтике системы и вооружение, позволяющие перейти с простого «контролирования» на «полноценную ПВО», необходимо единогласное решение всех союзников по НАТО. «Но именно позиция США и их практическая поддержка обладают тут большим весом», – отметил он.
А в пресс-службе Минобороны Латвии рассказали, что на вооружении Национальных вооруженных сил (НВС) этой страны на данный момент стоят лишь переносные ракетные системы ближнего радиуса действия Stinger и RBS 70. Однако в долгосрочной перспективе НВС хотели бы также закупить и ракетные системы среднего радиуса действия. «Чтобы эффективно реализовать эту идею, необходимо в первую очередь усовершенствовать систему управления воздушным пространством стран Балтии – для чего соответствующим образом и могут быть использованы средства США», – заявляют в ведомстве.
Примечательный факт, однако, выяснили сотрудники портала Baltnew.ee, изучившие те документы Пентагона, что находятся в открытом доступе. Оказалось, что изначально Вашингтон намеревался выделить Эстонии, Латвии и Литве 400 млн долларов, что почти в два с половиной раза больше итоговой суммы. Причём эти деньги полностью предназначались на противовоздушную оборону. Теперь же финансирование конкретно средств ПВО сократилось по сравнению с первоначальным планом аж в восемь раз. К тому же, как считает эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер, средства, выделенные прибалтийским республикам, всё равно останутся под контролем США.
«Отчасти эти деньги могут пойти на закупку вооружения у Пентагона. Скорее всего, на выделенную сумму будут закуплены вспомогательные технические средства, поскольку системы ПВО в необходимом для защиты количестве за такую сумму приобрести невозможно», – пояснил Брутер в интервью RT. С такой оценкой согласился и профессор НИУ ВШЭ Дмитрий Евстафьев. «50 миллионов долларов – довольно маленькая сумма, которая не поможет укрепить ПВО. Этих средств хватит для того, чтобы держать в боеготовности склады, площадки развёртывания и дороги для подъезда. В свою очередь, на 125 миллионов можно купить что-то из американской военной техники, но для закупки серьёзного вооружения эта сумма незначительная», – отметил политолог.
Эстонская конфузия
Стоит отметить, что с 1 января 2020 года единая система контроля над воздушным пространством Прибалтики (BALTNET), руководство которой осуществлялось из трёх центров слежения (в литовской Кармелаве, латвийском Лиелварде и эстонском Таллине), начала работать по новому принципу. Данная система наблюдения была создана в 2007 году. А 25 октября 2019 года министры обороны Литвы, Латвии и Эстонии подписали в Брюсселе соглашение о реконструкции BALTNET. Сеть подвергалась усовершенствованиям, и ожидается, что теперь она «улучшит возможности интегрированной системы воздушного пространства и противоракетной обороны НАТО, обеспечит региональную совместимость и будет способствовать более надёжной защите воздушного пространства Североатлантического альянса».
В течение многих лет главный центр управления BALTNET располагался в литовской Кармелаве – оттуда информация поступала непосредственно в Объединённый центр воздушных операций НАТО в германском Рамштайне. Однако теперь ответственность за руководство BALTNET по очереди берут на себя соответствующие центры в каждой из трёх республик. Сама система включает в себя контрольные посты, радиолокационные станции и специализированное оборудование, разбросанное по территории всех трёх прибалтийских республик. Основу сети составляют новые трехдименсионные радиолокаторы AN/TPS-77, вместе они осуществляют непрерывный обмен данными. BALTNET включена в единую систему противовоздушной обороны НАТО (NATINADS).
Министр обороны Литвы Раймундас Кароблис хвалится, что вся эта структура прекрасно обеспечивает «суверенитет воздушного пространства» стран Прибалтики. Однако на самом деле у НАТО имелись сомнения относительно действительной её эффективности. Так, в системе BALTNET числится радиолокационная станция, находящаяся неподалеку от эстонского населённого пункта Келлавере. По утверждению местных вояк, локатор в Келлавере является важным звеном BALTNET и позволяет в режиме реального времени собрать в единое целое данные, полученные с эстонских, латвийских и литовских радаров.
Радиолокационная станция Келлавере, некогда обошедшаяся эстонскому государству в сумму 239 млн крон (более 15 млн евро), была построена в 2003 году и находится в уезде Ляэне-Вирумаа (северо-восточная часть Эстонии). Ранее утверждалось, что, «кроме мониторинга воздушного пространства, этот радар можно использовать вместе с гражданскими локаторами в целях улучшения безопасности авиадвижения и оптимизации работы метеослужб». Однако персонал этого объекта крупно оскандалился, и случилось это 7 августа позапрошлого, 2018 года. Испанский истребитель Eurofighter Typhoon, входивший в состав подразделения НАТО, назначенного патрулировать воздушное пространство Прибалтики, случайно выпустил над южной частью страны ракету «воздух-воздух» средней дальности AMRAAM. Предположительно она, пролетев около 80 километров, упала в болотистом лесу в районе заповедника Эндла.
Там возник пожар, который тушили в течение нескольких суток. При этом место падения AMRAAM военные так и не нашли, не были обнаружены даже фрагменты ракеты. После этого эстонская пресса обоснованно задалась вопросом: зачем в таком случае понадобилось возводить хваленую РЛС близ Келлавере, если она не смогла проследить траекторию ракеты? Пытаясь оправдаться, эстонские военные поясняли, что AMRAAM летит с очень высокой скоростью и к тому же является очень маленьким объектом – особенно по сравнению, например, с самолетом.
Такие объяснения, как легко догадаться, авторитета эстонским силам обороны не прибавляли. Скандал, кстати, ещё усилился, когда выяснилось, что в момент незапланированного пуска ракеты неподалеку в воздушном пространстве находился пассажирский самолет латвийской национальной авиакомпании airBaltic. Сможет ли «улучшенный» BALTNET избегать подобных происшествий в будущем? Пока неизвестно.
Крылатые «варяги»
Помимо наземных локаторов функции слежения за небом стран Балтии в рамках миссии Baltic Air Policing выполняет воздушный патруль НАТО. Поскольку собственных истребителей у Литвы, Латвии и Эстонии нет, приходится звать «варягов». 15 декабря 2019 года к этой миссии уже не в первый раз приступили ВВС Польши, приславшие на авиабазу Эмари в Эстонии четыре самолета F-16, а также 150 военнослужащих. До них в Эмари базировались подразделения ВВС Чехии с истребителями JAS-39C Gripen и ВВС Великобритании с истребителями Eurofighter Typhoon. Изначально предполагалось, что воздушная миссия в Прибалтике будет завершена в 2007 году. Но прибалты неоднократно обращались к альянсу с просьбами продлить её до тех пор, пока они не обзаведутся своими истребителями. Просьбы были удовлетворены, а собственные современные военные самолёты у латышей, литовцев и эстонцев так и не появились. В дальнейшем страны Балтии предложили сделать миссию бессрочной – таковой она фактически и стала.
Официальные Рига, Таллин и Вильнюс не могут нарадоваться такому обстоятельству, ведь, согласно произведенным подсчетам, самостоятельное патрулирование своего воздушного пространства обошлось бы им в 1,5 миллиарда евро. Однако благодаря НАТО расходы оказались гораздо ниже. Экс-министр обороны Литвы Раса Юкнявичене заявила, что такая ситуация выгодна обеим сторонам. Ведь прибалты экономят на истребителях, а пилоты других стран НАТО имеют возможность оттачивать навыки, заодно знакомясь с единственным входящим в альянс регионом, непосредственно граничащим с территорией возможного противника.
Военные самолёты в случае тревоги готовы подняться в воздух в течение самого короткого времени. Кроме того, истребители альянса выполняют полеты в международном воздушном пространстве над Балтийским морем. «Для того чтобы выполнять функцию воздушной охраны, скажем так, чтобы выезжать на вызовы, нужны две машины, находящиеся в постоянной готовности. А для того чтобы эту готовность обеспечить, необходимы четыре истребителя. Отсюда и пошла величина ротации, чтобы у нас находились четыре самолёта», – пояснил ранее бывший премьер-министр Эстонии Таави Рыйвас. При этом, однако, руководство стран Прибалтики непрерывно упрашивает верхушку блока, чтобы НАТО увеличил количество самолетов воздушного патруля как минимум в несколько раз.
К слову, качество техники, которую альянс отправляет в этот регион, вызывает серьёзные сомнения. Об этом заговорили еще в октябре 2015 года, когда в Эмари у немецкого Eurofighter Typhoon во время рулёжки по взлётной полосе отвалился внешний топливный бак. Этот самолёт тут же пришлось списать. Издание Süddeutsche Zeitung отметило при этом, что на все данные самолеты баки устанавливаются недостаточно надежно. Более того, в Германии использование подобных баков на «Тайфунах» ранее было приостановлено. Но этот запрет никак не коснулся истребителей, которые отправили в Прибалтику, так как внешние баки позволяют машинам преодолевать большие расстояния. Дошло до того, что эстонские военные стали поговаривать, будто коллеги по НАТО отправляют в страны Балтии «металлолом».
Так или иначе, Россия внимательно отслеживает ситуацию. Российский военный аналитик Александр Хроленко подчёркивает, что дислоцированный по соседству с Эстонией (в Ленинградской области) зенитный ракетный полк дивизии ПВО Западного военного округа 15 декабря завершил перевооружение на новые зенитные ракетные системы С-400 «Триумф». В качественно новом состоянии полк заступит на боевое дежурство по обороне государственных, военных и промышленных объектов Северо-Запада РФ в феврале наступившего года.
«Ранее зенитные ракетные системы С-400 "Триумф" были развёрнуты в Калининградской области. Кроме того, регион усилен смешанной авиадивизией, отдельным танковым полком, противокорабельными ракетными комплексами "Бал" и "Бастион", а дислоцированная в Черняховске ракетная бригада перевооружена на оперативно-тактические ракетные комплексы "Искандер-М". Балтийский флот РФ получил 19 новых кораблей (в том числе боевые единицы с крылатыми ракетами большой дальности "Калибр")», – отмечает А. Хроленко. Словом, россияне всегда готовы к ответу…