Казахстан: экология, загнанная в угол(ь) - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 23.10.2024 |

Казахстан: экология, загнанная в угол(ь)

В начале 1990-х годов в Казахстане, как и в большинстве стран СНГ, происходило снижение техногенного воздействия на окружающую среду, но с начала 2000-х рост выбросов возобновился, что связано с формированием неблагоприятной с точки зрения экологических показателей структуры промышленного производства, а именно резким увеличением доли отраслей сырьевого и энергетического комплексов.

Это привело к тому, что к налоговым платежам предприятий в бюджет нередко добавляются многомиллионные штрафы за нарушения экологического законодательства. Тем не менее уровень загрязнения атмосферы в Казахстане не только не снижается, а, наоборот, растет. По данным экологического ведомства, выбросы ежегодно увеличиваются примерно на 100 тыс. тонн. Так, в 2018 году они составили 2,5 млн тонн. Лидеры по загрязнению окружающей среды: энергетический (угольные ТЭС выбросили в атмосферу 940 тыс. тонн) и горно-металлургический (760 тыс. тонн) сектора, нефтедобыча (520 тыс. тонн).

По словам министра экологии республики Магзума Мирзагалиева, в ушедшем году выбросы могут достигнуть 2,6 млн тонн и «если не принять соответствующих мер, то по прогнозу в 2030 году эмиссии загрязняющих веществ составят 3,6 млн тонн».

Серьезной проблемой является сжигание попутного газа факелами. К примеру, только в 2016 году действующими на территории Атырауской области ТОО «Тенгизшевройл», компанией NCOC, ТОО «Манаш Петролеум» и АО «Эмбамунайгаз» сожжено таким образом 189 млн кубометров попутного газа. Кроме того, на полигонах страны накопилось свыше 120 млн тонн твердых бытовых отходов, и эти объемы продолжают расти, поскольку перерабатывается менее 12% их объема.

Анализ отчетности выявляет несоответствие между нормативными значениями и фактическими выбросами, и реальная ситуация оказывается еще более неприглядной. К примеру, в 2017 году разрыв между ними составил 38%.

Безусловно, за превышение установленных порогов выбросов загрязняющих веществ предприятия получают штрафы. Однако помимо разрешенных законом лимитов на выброс загрязняющих веществ существуют и тайные выбросы. Эта проблема периодически обсуждается властями на различных уровнях, но принимаемые меры не дают видимых результатов. Среди причин этого и отсутствие нужного оборудования с едиными центрами мониторинга, и нехватка финансирования, и длительная обработка данных при фиксировании выбросов, не позволяющая по «горячим следам» определить их источники.

Очевидно, что главный источник загрязнения воздуха – это промышленные предприятия. В 2018 году на их долю пришлось 84,9% всех выбросов. Больше всего загрязняющих веществ дают предприятия энергетической сферы. Их вклад почти на треть больше, чем у обрабатывающей промышленности (714,7 тыс. тонн), и в 2,6 раза больше, чем у предприятий горнодобывающего сектора. И это понятно. Энергетика Казахстана почти на 87% работает на угле, а в качестве топлива используется преимущественно дешевый экибастузский уголь, с зольностью 40-45%. При этом в Казахстане золы перерабатывается менее 8% (остальное хранится на золоотвалах), тогда как, например, в странах ЕС – 90%.

Станции нужно срочно реконструировать, но на это требуются огромные затраты как со стороны их владельцев, так и со стороны государства, которое частично субсидирует эти работы. Власти проблему решили просто: приняли новый регламент, в котором, в зависимости от возраста ТЭЦ и котлов, существенно снизили требования по эмиссиям вредных веществ.

Ухудшенные нормы применяют и к новым объектам, тем самым на десятилетия вперед консервируя технологическое отставание республики. Теперь в РК допустима работа котлов новых ТЭЦ с выбросами твердых частиц 100-200 мг/нм3 (в Европе – 30), оксидов азота 500 мг/нм3 (в Европе – 200), оксидов серы 780 мг/нм3 (в Европе – 200). Ослабление нормативов позволило практически избавиться от сероочистки, перенеся на неопределенный срок введение в строй системы десульфаризации дымовых газов.

В среднем по республике в расчете на одного жителя в атмосферу промышленными стационарными источниками ежегодно выбрасывается 154 кг различных химических соединений. Основная доля объемов выбросов в атмосферу – около 56% – приходится на Карагандинскую и Павлодарскую области, в которых доминирует про­мышленность, специализирующаяся на производстве энерго- и материалоемкой продукции чер­ной и цветной металлургии, добыче угля и руд ценных полезных ископаемых. К примеру, в Павлодарской области за год показатель загрязнения вырос на 16,3%. По официальным данным, в 2018 году предприятия региона выбросили в атмосферу на 99,5 тыс. тонн загрязняющих веществ больше, чем в 2017 году.

Меньше всего выбросов в южных регионах, где экологическая ситуация в значительной степени определяется аграрным комплексом. В частности, за год предприятия Кызылординской области выбросили 26 тыс. тонн загрязняющих веществ – столько в Павлодарской выбрасывается за две недели. В итоге, несмотря на то что Казахстан взял на себя обязательства в рамках Парижского соглашения сократить к 2030 году выбросы парниковых газов на 15%, они продолжают расти.

Пытаясь решить проблемы с загрязнением окружающей среды, власти республики приступили к разработке Стратегии низкоуглеродного развития до 2050 года. В ней будет проведен анализ по всем отраслям экономики, предусмотрены возможности замещения или сокращения использования угля и газа. Закончить данную работу планируется к концу года. Ожидается, что ключевым аспектом перехода к низкоуглеродному развитию Казахстана станет развитие возобновляемых и альтернативных источников энергии.

По данным Минэнерго, в настоящее время в РК имеется всего 90 действующих объектов возобновляемых источников энергии (ВИЭ) суммарной мощностью 1050,1 МВт (19 ВЭС – 283,8 МВт; 31 СЭС – 541,7 МВт; 37 ГЭС – 222,2 МВт; 3 БиоЭС – 2,42 МВт). В текущем году количество ВИЭ планируется довести до 108 проектов общей мощностью 1655 МВт.

Минэнерго планирует наращивать мощности ВИЭ до планового показателя – стартовой позиции в размере 3% от общей выработки электроэнергии в 2020 году, что даст возможность достижения целевого индикатора в 10% к 2030 году, закрепленного в Концепции по переходу РК к «зеленой» экономике. Однако развитие ВИЭ не является экономически выгодным и требует большой государственной поддержки.

В республике разрабатывается и новый Экологический кодекс. Глава энерговедомства утверждает, что это «принципиально новый документ, разработанный с учетом опыта ОЭСР по экологическому регулированию». Изменения должны привести законодательство в соответствие с нормами ОЭСР и, главное, стимулировать природопользователей к внедрению «зеленых» технологий.

Но все это лишь половина дела, необходим жесткий контроль за исполнением этих документов на местах. Особенно учитывая, что законодательные мероприятия Казахстана по защите экологии на местах постоянно разбиваются о рифы «коррупционной составляющей». До тех пор, пока вопрос экологии не станет важной частью национальной политики страны, всегда будет соблазн «забыть» о действующих нормативных актах и процедурах государственной экспертизы проектов в промышленном строительстве. Ведь способов обоснования такой «забывчивости» можно придумать десятки, если не сотни. И угольные станции наряду с газовыми факелами на месторождениях будут продолжать «коптить» небо, а стоки промпредприятий загрязнять водоемы.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
7128
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика