Посол Польши на Украине Бартош Цихоцкий призвал быстрее развивать транспортную инфраструктуру между Польшей и Украиной, «потому что потом будет поздно». Он рассказал, что уже сейчас с польской стороны модернизированы дороги в направлении Украины и КПП на границе. Теперь Варшава ожидает таких же действий от Киева.
Говоря о прошлогодней встрече министров инфраструктуры двух стран, посол заявил: «Мы интересовались, как новое правительство [Украины] относится к идеям предыдущего правительства. Там была идея… построить современное шоссе из Одессы в Катовице и Гданьск, связать Чёрное море с Балтийским… Потенциально это - миллиарды, которые могут пойти по пути Китай – Россия – Белоруссия –Польша, или Турция – Румыния – Запад, или Китай – Азия – Украина – Польша».
Тем самым польский посол признал значимую роль России как транзитного государства для товаров из Китая в Европу в рамках крупнейшего в мире на данный момент китайского инфраструктурного проекта «Один пояс, один путь».
Из трёх названных Б. Цихоцким транспортных коридоров два проходят через Россию: КНР – Россия – Белоруссия – Польша и КНР – Азия – Украина – Польша. В последнем Россия подразумевается как раз под Азией, ибо другого пути из Китая на Украину нет, если не брать в расчёт обходные пути из Казахстана и Туркмении через Каспий, Азербайджан и Грузию, и, далее, через Чёрное море и Украину в Польшу. Стоимость товаров, доставленных таким путём, была бы гораздо дороже доставляемых по прямому пути – из Китая через Россию и Белоруссию.
Коридор Турция – Румыния – Запад тоже, скорее всего, подразумевает участие России. Ведь до Турции китайские товары можно доставлять через российские черноморские порты. Есть вариант делать это через республики Закавказья, но он не является единственно приемлемым.
Почему же Цихоцкий торопит Киев, предупреждая, что «потом будет поздно»? Потому что Пекин не намерен ждать, пока Киев наведёт порядок в собственной стране, и ищет обходные пути транспортировки товаров в Европу. Например, через Белоруссию и Калининградскую область России.
Но у Варшавы натянутые отношения и с Минском, и с Москвой. А тут придётся идти на попятную, если получать транзит через них. Да и поле для политического манёвра против Белоруссии и России в этом случае у Варшавы сузится. Куда лучше получать китайские товары через Украину, которая находится в американском стойле вместе с Польшей.
То есть Варшава, поддержавшая и частично профинансировавшая кровавый госпереворот в Киеве в 2014 г., спровоцировавший небывалое охлаждение украинско-российских отношений, хочет теперь от Киева сотрудничества с Москвой по вопросу транзита китайских товаров.
Получается, Россия для Украины остаётся одним из ключевых торговых партнёров, раз китайский «Один пояс, один путь» является одним из ключевых торговых предложений Пекина для Европы, куда Киев так просится.
Наш корр.