Отношения берегов Днестра способны обострить даже номера для автотранспорта - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 18.11.2024 |

Отношения берегов Днестра способны обострить даже номера для автотранспорта

Уже довольно продолжительное время бурное течение политических событий в Кишиневе оставляло в стороне самую острую и самую застарелую проблему Молдовы – взаимоотношения правого и левого берегов Днестра. Пока в столице создавались и распадались парламентские коалиции, утверждались и отправлялись в отставку правительства, назначались высокопоставленные чиновники и проходили судебные процессы, Приднестровье жило своей жизнью и практически не упоминалось в новостях. 

Однако было понятно, что масса неурегулированных вопросов между Кишиневом и Тирасполем рано или поздно обязательно даст о себе знать и выльется в очередное обострение. Так оно и произошло. На этот раз причиной возникновения напряженности стал вопрос регистрационных номеров для автотранспорта. 

Этот вопрос имеет очень большой срок и является крайне важным для приднестровской стороны. В левобережном регионе используют собственные номерные знаки с государственной символикой в виде флага бывшей Молдавской ССР, которые не признаются международным сообществом. Автомобили с приднестровскими регистрационными номерами перестали пускать в страны Европы в 2014 году. Именно по этой причине вопрос регистрационных номеров для автотранспорта всегда являлся одним из ключевых на любых переговорах между Кишиневом и Тирасполем. 

Решение этого вопроса было найдено уже после того, как президентом Молдовы стал Игорь Додон, который смог наладить диалог с главой ПМР Вадимом Красносельским. Именно в ходе их диалога при содействии посредников в рамках схемы «5+2» было найдено решение этого острого вопроса. 

Соответствующее соглашение власти Кишинева и Тирасполя подписали в конце апреля 2018 года. В рамках достигнутой договоренности был согласован внешний вид так называемого нейтрального номера для транспортных средств.  Новый номер представляет собой комбинацию из трех цифр и букв, а нейтральным он называется потому, что не содержит обозначения страны, в которой выдан. 

Согласно достигнутой договоренности, пункты регистрации и выдачи «нейтральных» номеров расположены в Тирасполе и Рыбнице. Они открыты при поддержке миссии ОБСЕ в Молдове, и работают в них представители как молдавской, так и приднестровской сторон. В Кишиневе считают это достижением: раньше Тирасполь противился работе молдавских чиновников на территории региона. 

Заявления на регистрацию и выдачу регистрационных номеров подаются как на государственном, так и на русском языке. Сделать это может любой постоянный житель Приднестровья независимо от гражданства. Раздельные базы данных авто размещены и в Кишиневе, и в Тирасполе. 

Те автовладельцы из Приднестровья, которые не выезжают за границу, могут не получать нейтральные номера. Но по приднестровским номерам можно передвигаться только по территории Молдовы. Параллельное использование двух типов номеров на одном автомобиле не допускается. 

Казалось бы, острый вопрос снят. Однако проблема оказалась гораздо сложнее, а желания решить ее окончательно – гораздо меньше. Вскоре тираспольские чиновники стали жаловаться на неэффективность механизма  из-за непризнания Молдовой выдаваемых на левом берегу водительских удостоверений. С этого же времени резко снизился и поток желающих получать нейтральные номера. 

Не очень понятно, что же произошло далее. Возможно, молдавские чиновники решили каким-то образом ускорить процесс получения нейтральных номеров приднестровцами, а заодно подтолкнуть их к получению молдавских водительских удостоверений взамен тех, которые выдает администрация Тирасполя. Во всяком случае, это может служить объяснением того шага, который был предпринят со стороны Кишинева: с 10 января был введен запрет на проезд приднестровских автомобилей на Украину через контролируемые Кишиневом пункты пропуска.  

Конечно же, подобный шаг не мог остаться без ответа со стороны тираспольских властей, которые заявили, что аналогичные меры могут быть применены и к автотранспорту, зарегистрированному в Молдове на всем протяжении приднестровского участка границы между Молдовой и Украиной. При этом был установлен срок в одну неделю, чтобы Кишинев отменил свое одностороннее решение. 

Проблема стала стремительно приобретать характер серьезного обострения отношений, что потребовало вмешательства уже первых лиц на обоих берегах Днестра. Что и произошло в форме телефонного разговора между Игорем Додоном и Вадимом Красносельским. Именно в ходе этого разговора была достигнута договоренность о возврате обеих сторон в исходное положение, которое существовало до начала кризиса. 

На сегодня запрет для левобережных автомобилей снят, что, по идее, должно предотвратить дальнейшую эскалацию (правда, с апреля уже не Кишинев, а Киев планирует запретить пересечение границы автомобилям с приднестровскими номерными знаками). 

Обратим внимание на то, что решение возникшей проблемы было найдено в ходе всего одного телефонного разговора между И. Додоном и В. Красносельским и найдено без привлечения каких-либо посредников – ни российские чиновники, ни представители ОБСЕ в обсуждении этой темы не участвовали.  

Тем не менее кризис еще не исчерпан, и даже купирование автотранспортной проблемы не дает гарантий, что в дальнейшем в ситуации вокруг приднестровского урегулирования не возникнут другие поводы для обострений. При этом очевидно, что в год президентских выборов в Кишиневе для И. Додона крайне важно сохранить поступательный характер процесса налаживания отношений с Тирасполем, не случайно телефонный разговор был инициирован именно президентом Молдовы. 

В этой ситуации, безусловно, для молдавской стороны необходимо тщательно проанализировать причины возникновения кризиса и принять меры для предотвращения подобных случаев в будущем.  При этом очевидно, что анализ должен состоять не только из системной части, учитывающей все объективные предпосылки, но и включать кадровые решения. Очевидно, что определенные серьезные ошибки были допущены вследствие непродуманных действий отдельных чиновников. 

Тем не менее то, что возникший кризис был разрешен достаточно быстро и вполне успешно, внушает сдержанный оптимизм по поводу возможности решения спорных вопросов между правым и левым берегами Днестра.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
5443
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика