Уже довольно продолжительное время бурное течение политических событий в Кишиневе оставляло в стороне самую острую и самую застарелую проблему Молдовы – взаимоотношения правого и левого берегов Днестра. Пока в столице создавались и распадались парламентские коалиции, утверждались и отправлялись в отставку правительства, назначались высокопоставленные чиновники и проходили судебные процессы, Приднестровье жило своей жизнью и практически не упоминалось в новостях.
Однако было понятно, что масса неурегулированных вопросов между Кишиневом и Тирасполем рано или поздно обязательно даст о себе знать и выльется в очередное обострение. Так оно и произошло. На этот раз причиной возникновения напряженности стал вопрос регистрационных номеров для автотранспорта.
Этот вопрос имеет очень большой срок и является крайне важным для приднестровской стороны. В левобережном регионе используют собственные номерные знаки с государственной символикой в виде флага бывшей Молдавской ССР, которые не признаются международным сообществом. Автомобили с приднестровскими регистрационными номерами перестали пускать в страны Европы в 2014 году. Именно по этой причине вопрос регистрационных номеров для автотранспорта всегда являлся одним из ключевых на любых переговорах между Кишиневом и Тирасполем.
Решение этого вопроса было найдено уже после того, как президентом Молдовы стал Игорь Додон, который смог наладить диалог с главой ПМР Вадимом Красносельским. Именно в ходе их диалога при содействии посредников в рамках схемы «5+2» было найдено решение этого острого вопроса.
Соответствующее соглашение власти Кишинева и Тирасполя подписали в конце апреля 2018 года. В рамках достигнутой договоренности был согласован внешний вид так называемого нейтрального номера для транспортных средств. Новый номер представляет собой комбинацию из трех цифр и букв, а нейтральным он называется потому, что не содержит обозначения страны, в которой выдан.
Согласно достигнутой договоренности, пункты регистрации и выдачи «нейтральных» номеров расположены в Тирасполе и Рыбнице. Они открыты при поддержке миссии ОБСЕ в Молдове, и работают в них представители как молдавской, так и приднестровской сторон. В Кишиневе считают это достижением: раньше Тирасполь противился работе молдавских чиновников на территории региона.
Заявления на регистрацию и выдачу регистрационных номеров подаются как на государственном, так и на русском языке. Сделать это может любой постоянный житель Приднестровья независимо от гражданства. Раздельные базы данных авто размещены и в Кишиневе, и в Тирасполе.
Те автовладельцы из Приднестровья, которые не выезжают за границу, могут не получать нейтральные номера. Но по приднестровским номерам можно передвигаться только по территории Молдовы. Параллельное использование двух типов номеров на одном автомобиле не допускается.
Казалось бы, острый вопрос снят. Однако проблема оказалась гораздо сложнее, а желания решить ее окончательно – гораздо меньше. Вскоре тираспольские чиновники стали жаловаться на неэффективность механизма из-за непризнания Молдовой выдаваемых на левом берегу водительских удостоверений. С этого же времени резко снизился и поток желающих получать нейтральные номера.
Не очень понятно, что же произошло далее. Возможно, молдавские чиновники решили каким-то образом ускорить процесс получения нейтральных номеров приднестровцами, а заодно подтолкнуть их к получению молдавских водительских удостоверений взамен тех, которые выдает администрация Тирасполя. Во всяком случае, это может служить объяснением того шага, который был предпринят со стороны Кишинева: с 10 января был введен запрет на проезд приднестровских автомобилей на Украину через контролируемые Кишиневом пункты пропуска.
Конечно же, подобный шаг не мог остаться без ответа со стороны тираспольских властей, которые заявили, что аналогичные меры могут быть применены и к автотранспорту, зарегистрированному в Молдове на всем протяжении приднестровского участка границы между Молдовой и Украиной. При этом был установлен срок в одну неделю, чтобы Кишинев отменил свое одностороннее решение.
Проблема стала стремительно приобретать характер серьезного обострения отношений, что потребовало вмешательства уже первых лиц на обоих берегах Днестра. Что и произошло в форме телефонного разговора между Игорем Додоном и Вадимом Красносельским. Именно в ходе этого разговора была достигнута договоренность о возврате обеих сторон в исходное положение, которое существовало до начала кризиса.
На сегодня запрет для левобережных автомобилей снят, что, по идее, должно предотвратить дальнейшую эскалацию (правда, с апреля уже не Кишинев, а Киев планирует запретить пересечение границы автомобилям с приднестровскими номерными знаками).
Обратим внимание на то, что решение возникшей проблемы было найдено в ходе всего одного телефонного разговора между И. Додоном и В. Красносельским и найдено без привлечения каких-либо посредников – ни российские чиновники, ни представители ОБСЕ в обсуждении этой темы не участвовали.
Тем не менее кризис еще не исчерпан, и даже купирование автотранспортной проблемы не дает гарантий, что в дальнейшем в ситуации вокруг приднестровского урегулирования не возникнут другие поводы для обострений. При этом очевидно, что в год президентских выборов в Кишиневе для И. Додона крайне важно сохранить поступательный характер процесса налаживания отношений с Тирасполем, не случайно телефонный разговор был инициирован именно президентом Молдовы.
В этой ситуации, безусловно, для молдавской стороны необходимо тщательно проанализировать причины возникновения кризиса и принять меры для предотвращения подобных случаев в будущем. При этом очевидно, что анализ должен состоять не только из системной части, учитывающей все объективные предпосылки, но и включать кадровые решения. Очевидно, что определенные серьезные ошибки были допущены вследствие непродуманных действий отдельных чиновников.
Тем не менее то, что возникший кризис был разрешен достаточно быстро и вполне успешно, внушает сдержанный оптимизм по поводу возможности решения спорных вопросов между правым и левым берегами Днестра.