В современной Грузии немного людей, пользующихся доверием, уважением и авторитетом у большей части населения страны. К числу таких немногих и популярных граждан относится, несмотря на всевозможные попытки его дискредитации, Католикос-Патриарх Всея Грузии Илия Второй. Он считается и одним из старейших среди православных патриархов мира, неизменно занимая патриарший престол с декабря 1977 года.
Его популярность долгие годы признавали и функционирующие в Грузии и занимающиеся исследованиями общественного мнения неправительственные организации из США – IRI и NDI, которые периодически и регулярно констатировали, что самым авторитетным публичным лицом в стране является именно патриарх. В рейтингах самых популярных лиц Илия Второй намного опережал в свое время экс-президента Михаила Саакашвили, а в первые годы правления «Грузинской мечты» занимал первое место, оставляя позади как учредителя этой партии олигарха Бидзину Иванишвили, так и членов приведенного им к власти правительства.
Правда, в последних рейтингах имя патриарха отдельно не упоминается, и в исследованиях, которые та же NDI проводила в Грузии в ноябре-декабре прошлого года, респондентам вопроса об отношении конкретно к Илие Второму не задавали, поэтому его в списки популярных лиц не внесли. Тем не менее социологи все же констатировали, что одним из институтов, доверие к которому у населения не падает, в отличие от всех структур государственной власти, является Грузинская православная церковь. И это несмотря на множество негативной информации, якобы просочившейся из недр патриархии Грузии и активно подхваченной ярыми оппонентами православной церкви – всевозможными так называемыми прозападными партиями и течениями, сторонниками европеизации Грузии.
К слову патриарха в Грузии прислушиваются давно, особенно внимательно следят за его традиционными воскресными проповедями, пытаясь расшифровать пророчества патриарха и найти в них истину для действий в условиях сложной и запутанной современности.
В одной из последних проповедей Илия Второй сообщил прихожанам о близости «второго пришествия». В тот день, 12 января, православная церковь отмечала день памяти святого пророка царя Давида, и патриарх напомнил одну из молитв Давида, в которой тот просил Бога о спокойствии. «Спокойствие – обязательное условие для того, чтобы Святой Дух сошел на человека. Нам не хватает спокойствия. Не хватает потому, что мы запутались в современной жизни. Мы очень много берем на себя, очень большие надежды возлагаем на науку, культуру, современные достижения. Мы должны помнить, что в действительности все – в руках Бога. Та быстрота, которой сегодня охвачен мир: в науке, культуре, строительстве, – эта быстрота свидетельствует о том, что Всевышний близок к нам, второе пришествие близко, и мы должны сделать все, чтобы подготовиться к нему», – сказал патриарх и добавил, что, возможно, до этого часа «осталось всего несколько дней».
Прихожане безоговорочно поверили патриарху, а его оппоненты попытались найти в «предсказании» политическую подоплеку, как ищут ее сегодня в каждом замечании каждой сколько-нибудь известной в Грузии личности. Но у Илии Второго все годы нахождения на патриаршем престоле неизменно была своя позиция, часто не совпадающая с позицией правившей в тот или иной период политической партии. И он был одним из немногих, кто мог сказать в адрес того или иного правителя неприятные для его слуха слова.
Католикосом-патриархом Грузии Илия Второй стал еще при советской власти, когда религия, вера и православие находились под негласным запретом. И сумел не только привлечь в церковь всех верующих и сочувствующих, но и переломить негативное отношение к церкви со стороны тогдашних властей.
В биографии Илии Второго, опубликованной на официальном сайте патриархии Грузии, его возведение на патриарший престол и последовавшие за ним события названы «чудом»: «У церкви в то время, можно сказать, прихожан не было. Даже на службе самого патриарха присутствовало всего несколько десятков человек. И вот случилось чудо: и великий храм Светицховети, и его двор заполнились лучшими представителями интеллигенции и молодежи. Такое проявление сочувствия к церкви было первым за все время коммунистического режима. Как видно, народ почувствовал, что в жизни Грузии начинался новый, очень важный этап. Все чувствовали, что в истории Грузинской православной апостольской церкви начиналась новая эра».
Будущий Католикос-Патриарх Всея Грузии, в миру известный как Ираклий Гудушаури-Шиолашвили, родился в российском городе Орджоникидзе (ныне Владикавказ) в семье Георгия Шиолашвили и Натальи (Нато) Кобаидзе и был четвертым ребенком в этой семье. Георгий Шиолашвили был родом из села Сно Казбегского района и потомком известной и уважаемой в Грузии семьи Гудушаури, родоначальником которой считался один из воинов дружины грузинского царя Вахтанга Горгасали – Гудуша из селения Сно. Его потомок Шиола Гудушаури, который жил в VII веке, владел ущельем Гудушаури, где были расположены Сно и еще несколько деревень. В честь Шиолы Гудушаури его потомки, среди которых был и отец нынешнего патриарха Грузии, носили фамилию Шиолашвили.
Семья Георгия Шиолашвили, согласно сведениям патриархии Грузии, переехала из Сно в Орджоникидзе вынужденно, в 1927 году, когда в селах Грузии начался «процесс коллективизации, и индивидуальное сельское хозяйство утратило всякий смысл». В этом городе в тот период проживала многочисленная грузинская диаспора, с которой была тесно связана семья Шиолашвили, известная в тот период как богобоязненная и верующая. Именно здесь у Георгия Шиолашвили и Нато Кобаидзе 4 января 1933 года и родился четвертый сын, которого в честь царя Ираклия Второго назвали Ираклием.
На путь служения Богу Илия Второй, в тот период Ираклий Гудушаури-Шиолашвили, встал сразу же после окончания русской средней школы в Орджоникидзе, где тогда еще проживала его семья. В 1952 году он поступил в Московскую духовную семинарию, а затем – в Московскую духовную академию. В период учебы в академии, согласно официальной биографии патриарха, он принял решение об отказе от мирской жизни и пострижении в монахи. 16 апреля 1957 года в тбилисской церкви имени Александра Невского с благословения Католикоса-Патриарха Грузии Мелхиседека III епископ Зенон совершил обряд пострига, посвятив тогда еще студента духовной семинарии Ираклия Шиолашвили в монахи, и дал ему имя Илия в честь святого пророка Илии. А 10 мая 1959 года на основании письменного обращения Мелхиседека III Патриархом Московским и Всея Руси Алексием I Илия был рукоположен во иеромонаха.
В 1960 году будущий патриарх Грузии окончил Московскую (Загорскую) духовную академию и получил степень кандидата богословия за труд «История афонского Иверского монастыря», который написал на основании как российских, так и грузинских источников. Как позднее вспоминал сам Илия Второй, по окончании академии ему предлагали остаться там же, но он твердо решил продолжить службу на родине и обратился к тогдашнему католикосу-патриарху Грузии Ефрему II с заявлением такого содержания: «Ваше святейшество! Сообщаю, что в 1960 году я окончил Московскую духовную академию. Прошу дать мне службу, направить туда, куда вы сочтете нужным». И продвижение по лестнице церковной иерархии начал с должности клирика Батумского кафедрального собора.
Спустя 17 лет, 9 ноября 1977 года, когда скончался католикос-патриарх Грузии Давид V, решением Святого Синода митрополит Сухумский и Абхазский Илия (Шиолашвили), который был возведен в этот сан в 1969 году, был назначен патриаршим местоблюстителем, а 23 декабря был избран Католикосом-Патриархом Всея Грузии. Церемония интронизации нового патриарха состоялась 25 декабря 1977 года.
Годы патриаршества Илии Второго связывают с началом возрождения и развитием православия в Грузии. Под его покровительством и с его благословения по всей стране реабилитировались и восстанавливались старые храмы и строились новые церкви, велась активная общественная деятельность и проводились встречи с различными слоями населения.
В своих воспоминаниях о первых годах патриаршества Илия Второй пишет: «Хочу вспомнить об отношениях между церковью и интеллигенцией, которая испытывала такое же давление и преследовалась так же, как и духовные лица. Несмотря на это, можно сказать, что наша интеллигенция спасла душу грузинского человека. Поэтому нашей целью была тесная связь между церковью и интеллигенцией. Государство пыталось не допустить этого сближения. Интеллигенция всегда стремилась к духовному, но ей недоставало опыта. Помню, мы пригласили в патриархию наших выдающихся историков для подготовки академического издания истории грузинской церкви, разработали план и распределили темы, но, когда они представили разработанные ими части, я понял, что издавать их нельзя, так как эта история была написана нецерковными людьми».
Тем не менее, как пишет патриарх, стремление к сближению не прекращалось, в патриархии продолжались встречи с учеными, а те рассказывали об этих встречах и обсуждавшихся на них вопросах своим студентам на лекциях. Спустя годы патриарх выразил им благодарность за оказанную в те сложные годы поддержку.
Церковь в Грузии сегодня отделена от государства, о чем гласит статья 9 Конституции: «Государство признает исключительную роль Грузинской православной церкви в истории Грузии и вместе с тем провозглашает полную свободу религиозных убеждений и вероисповедания, независимость церкви от государства». Во многом благодаря усилиям Илии Второго в октябре 2002 года, в период правления Эдуарда Шеварднадзе, между грузинским государством и Грузинской православной церковью было заключено конституционное соглашение, которое регулирует их взаимоотношения. Документ вызвал возмущение части грузинской общественности и представителей религиозных меньшинств, но даже ярые оппоненты Э. Шеварднадзе после отстранения его от власти отменять этот документ и вносить в него изменения не стали.
Патриарха Илию Второго на протяжении всей его деятельности часто осуждали за поддержку конкретной, находящейся у власти политической силы. Но, по мнению верующих, патриарх в сложные для страны моменты всегда выступал в роли посредника между конфликтующими и противоборствующими сторонами и пытался найти пути к примирению и решению спорных проблем. Илия Второй старался не переходить в плоскость политики и в отношениях с духовными властями России, но в публичных выступлениях и комментариях всегда подчеркивал, что абхазы и осетины являются братьями грузинского народа, а Абхазия и Южная Осетия – исконными территориями Грузии.
Илия Второй за время своего патриаршества внедрил в стране немало сегодня уже достаточно распространенных традиций. Одна из них – массовое крещение. Несколько лет назад патриарх пообещал, что лично станет крестным каждого третьего и последующего ребенка в семьях православных прихожан. На эту инициативу патриарха натолкнула сложившаяся в стране тяжелая демографическая ситуация и резкий спад рождаемости. Первое массовое крещение младенцев состоялось 19 января 2008 года. С тех пор патриарх окрестил уже несколько десятков тысяч детей.
Еще одна традиция, которую строго соблюдают в семьях православных христиан, связана с праздником Рождества Христова. По инициативе патриарха в канун Рождества, за несколько минут до наступления 7 января, каждая семья зажигает и ставит на окно свечу. Как сказал патриарх, этими свечами верующие освещают Пресвятой Богородице и младенцу Иисусу Христу путь в дома и сердца христиан.
В этом году Илие Второму исполнилось 87 лет. В патриархии уже занял свое место его местоблюститель. Но православные прихожане, для которых он остается самым авторитетным и уважаемым человеком в стране, продолжают молиться о его здоровье и долголетии и тревожатся при каждой информации об ухудшении состояния патриарха. Очередным поводом для беспокойства стало недавнее посещение патриархом клиники «Медина» в Батуми. Позднее патриархия успокоила население: Илия Второй, находясь в Аджарии, решил пройти в этой клинике плановое обследование, которое он не проходил с 2018 года. Позднее местные СМИ добавили, что причиной обращения патриарха в клинику стала боль в пояснице, а «Медину» он выбрал по совету родных и близких как одну из лучших клиник в Батуми.
Прихожане Грузинской православной церкви каждое воскресенье вслушиваются в новые проповеди патриарха, а с недавнего времени живут в ожидании предсказанного им недалекого «второго пришествия». Вполне возможно, что в условиях «политически взрывоопасной» Грузии это будет событие местного, локального значения, которое выразится в «очередной смене власти», но не исключено, что предчувствие патриарха могло иметь и более глобальные корни.
_______________________________
Фото: https://sputnik-georgia.ru/society/20200123/247556541/Katolikos-Patriarkha-Iliyu-II-vypisali-iz-kliniki.html