Путь патриарха Грузии: свеча в окне и предчувствие второго пришествия - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 18.11.2024 |

Путь патриарха Грузии: свеча в окне и предчувствие второго пришествия

В современной Грузии немного людей, пользующихся доверием, уважением и авторитетом у большей части населения страны. К числу таких немногих и популярных граждан относится, несмотря на всевозможные попытки его дискредитации, Католикос-Патриарх Всея Грузии Илия Второй. Он считается и одним из старейших среди православных патриархов мира, неизменно занимая патриарший престол с декабря 1977 года.

Его популярность долгие годы признавали и функционирующие в Грузии и занимающиеся исследованиями общественного мнения неправительственные организации из США – IRI и NDI, которые периодически и регулярно констатировали, что самым авторитетным публичным лицом в стране является именно патриарх. В рейтингах самых популярных лиц Илия Второй намного опережал в свое время экс-президента Михаила Саакашвили, а в первые годы правления «Грузинской мечты» занимал первое место, оставляя позади как учредителя этой партии олигарха Бидзину Иванишвили, так и членов приведенного им к власти правительства.

Правда, в последних рейтингах имя патриарха отдельно не упоминается, и в исследованиях, которые та же NDI проводила в Грузии в ноябре-декабре прошлого года, респондентам вопроса об отношении конкретно к Илие Второму не задавали, поэтому его в списки популярных лиц не внесли. Тем не менее социологи все же констатировали, что одним из институтов, доверие к которому у населения не падает, в отличие от всех структур государственной власти, является Грузинская православная церковь. И это несмотря на множество негативной информации, якобы просочившейся из недр патриархии Грузии и активно подхваченной ярыми оппонентами православной церкви – всевозможными так называемыми прозападными партиями и течениями, сторонниками европеизации Грузии.

К слову патриарха в Грузии прислушиваются давно, особенно внимательно следят за его традиционными воскресными проповедями, пытаясь расшифровать пророчества патриарха и найти в них истину для действий в условиях сложной и запутанной современности.

В одной из последних проповедей Илия Второй сообщил прихожанам о близости «второго пришествия». В тот день, 12 января, православная церковь отмечала день памяти святого пророка царя Давида, и патриарх напомнил одну из молитв Давида, в которой тот просил Бога о спокойствии. «Спокойствие – обязательное условие для того, чтобы Святой Дух сошел на человека. Нам не хватает спокойствия. Не хватает потому, что мы запутались в современной жизни. Мы очень много берем на себя, очень большие надежды возлагаем на науку, культуру, современные достижения. Мы должны помнить, что в действительности все – в руках Бога. Та быстрота, которой сегодня охвачен мир: в науке, культуре, строительстве, – эта быстрота свидетельствует о том, что Всевышний близок к нам, второе пришествие близко, и мы должны сделать все, чтобы подготовиться к нему», – сказал патриарх и добавил, что, возможно, до этого часа «осталось всего несколько дней».

Прихожане безоговорочно поверили патриарху, а его оппоненты попытались найти в «предсказании» политическую подоплеку, как ищут ее сегодня в каждом замечании каждой сколько-нибудь известной в Грузии личности. Но у Илии Второго все годы нахождения на патриаршем престоле неизменно была своя позиция, часто не совпадающая с позицией правившей в тот или иной период политической партии. И он был одним из немногих, кто мог сказать в адрес того или иного правителя неприятные для его слуха слова.

Католикосом-патриархом Грузии Илия Второй стал еще при советской власти, когда религия, вера и православие находились под негласным запретом. И сумел не только привлечь в церковь всех верующих и сочувствующих, но и переломить негативное отношение к церкви со стороны тогдашних властей.

В биографии Илии Второго, опубликованной на официальном сайте патриархии Грузии, его возведение на патриарший престол и последовавшие за ним события названы «чудом»: «У церкви в то время, можно сказать, прихожан не было. Даже на службе самого патриарха присутствовало всего несколько десятков человек. И вот случилось чудо: и великий храм Светицховети, и его двор заполнились лучшими представителями интеллигенции и молодежи. Такое проявление сочувствия к церкви было первым за все время коммунистического режима. Как видно, народ почувствовал, что в жизни Грузии начинался новый, очень важный этап. Все чувствовали, что в истории Грузинской православной апостольской церкви начиналась новая эра».

Будущий Католикос-Патриарх Всея Грузии, в миру известный как Ираклий Гудушаури-Шиолашвили, родился в российском городе Орджоникидзе (ныне Владикавказ) в семье Георгия Шиолашвили и Натальи (Нато) Кобаидзе и был четвертым ребенком в этой семье. Георгий Шиолашвили был родом из села Сно Казбегского района и потомком известной и уважаемой в Грузии семьи Гудушаури, родоначальником которой считался один из воинов дружины грузинского царя Вахтанга Горгасали – Гудуша из селения Сно. Его потомок Шиола Гудушаури, который жил в VII веке, владел ущельем Гудушаури, где были расположены Сно и еще несколько деревень. В честь Шиолы Гудушаури его потомки, среди которых был и отец нынешнего патриарха Грузии, носили фамилию Шиолашвили.

Семья Георгия Шиолашвили, согласно сведениям патриархии Грузии, переехала из Сно в Орджоникидзе вынужденно, в 1927 году, когда в селах Грузии начался «процесс коллективизации, и индивидуальное сельское хозяйство утратило всякий смысл». В этом городе в тот период проживала многочисленная грузинская диаспора, с которой была тесно связана семья Шиолашвили, известная в тот период как богобоязненная и верующая. Именно здесь у Георгия Шиолашвили и Нато Кобаидзе 4 января 1933 года и родился четвертый сын, которого в честь царя Ираклия Второго назвали Ираклием.

На путь служения Богу Илия Второй, в тот период Ираклий Гудушаури-Шиолашвили, встал сразу же после окончания русской средней школы в Орджоникидзе, где тогда еще проживала его семья. В 1952 году он поступил в Московскую духовную семинарию, а затем – в Московскую духовную академию. В период учебы в академии, согласно официальной биографии патриарха, он принял решение об отказе от мирской жизни и пострижении в монахи. 16 апреля 1957 года в тбилисской церкви имени Александра Невского с благословения Католикоса-Патриарха Грузии Мелхиседека III епископ Зенон совершил обряд пострига, посвятив тогда еще студента духовной семинарии Ираклия Шиолашвили в монахи, и дал ему имя Илия в честь святого пророка Илии. А 10 мая 1959 года на основании письменного обращения Мелхиседека III Патриархом Московским и Всея Руси Алексием I Илия был рукоположен во иеромонаха.

В 1960 году будущий патриарх Грузии окончил Московскую (Загорскую) духовную академию и получил степень кандидата богословия за труд «История афонского Иверского монастыря», который написал на основании как российских, так и грузинских источников. Как позднее вспоминал сам Илия Второй, по окончании академии ему предлагали остаться там же, но он твердо решил продолжить службу на родине и обратился к тогдашнему католикосу-патриарху Грузии Ефрему II с заявлением такого содержания: «Ваше святейшество! Сообщаю, что в 1960 году я окончил Московскую духовную академию. Прошу дать мне службу, направить туда, куда вы сочтете нужным». И продвижение по лестнице церковной иерархии начал с должности клирика Батумского кафедрального собора.

Спустя 17 лет, 9 ноября 1977 года, когда скончался католикос-патриарх Грузии Давид V, решением Святого Синода митрополит Сухумский и Абхазский Илия (Шиолашвили), который был возведен в этот сан в 1969 году, был назначен патриаршим местоблюстителем, а 23 декабря был избран Католикосом-Патриархом Всея Грузии. Церемония интронизации нового патриарха состоялась 25 декабря 1977 года.

Годы патриаршества Илии Второго связывают с началом возрождения и развитием православия в Грузии. Под его покровительством и с его благословения по всей стране реабилитировались и восстанавливались старые храмы и строились новые церкви, велась активная общественная деятельность и проводились встречи с различными слоями населения.

В своих воспоминаниях о первых годах патриаршества Илия Второй пишет: «Хочу вспомнить об отношениях между церковью и интеллигенцией, которая испытывала такое же давление и преследовалась так же, как и духовные лица. Несмотря на это, можно сказать, что наша интеллигенция спасла душу грузинского человека. Поэтому нашей целью была тесная связь между церковью и интеллигенцией. Государство пыталось не допустить этого сближения. Интеллигенция всегда стремилась к духовному, но ей недоставало опыта. Помню, мы пригласили в патриархию наших выдающихся историков для подготовки академического издания истории грузинской церкви, разработали план и распределили темы, но, когда они представили разработанные ими части, я понял, что издавать их нельзя, так как эта история была написана нецерковными людьми».

Тем не менее, как пишет патриарх, стремление к сближению не прекращалось, в патриархии продолжались встречи с учеными, а те рассказывали об этих встречах и обсуждавшихся на них вопросах своим студентам на лекциях. Спустя годы патриарх выразил им благодарность за оказанную в те сложные годы поддержку.

Церковь в Грузии сегодня отделена от государства, о чем гласит статья 9 Конституции: «Государство признает исключительную роль Грузинской православной церкви в истории Грузии и вместе с тем провозглашает полную свободу религиозных убеждений и вероисповедания, независимость церкви от государства». Во многом благодаря усилиям Илии Второго в октябре 2002 года, в период правления Эдуарда Шеварднадзе, между грузинским государством и Грузинской православной церковью было заключено конституционное соглашение, которое регулирует их взаимоотношения. Документ вызвал возмущение части грузинской общественности и представителей религиозных меньшинств, но даже ярые оппоненты Э. Шеварднадзе после отстранения его от власти отменять этот документ и вносить в него изменения не стали.

Патриарха Илию Второго на протяжении всей его деятельности часто осуждали за поддержку конкретной, находящейся у власти политической силы. Но, по мнению верующих, патриарх в сложные для страны моменты всегда выступал в роли посредника между конфликтующими и противоборствующими сторонами и пытался найти пути к примирению и решению спорных проблем. Илия Второй старался не переходить в плоскость политики и в отношениях с духовными властями России, но в публичных выступлениях и комментариях всегда подчеркивал, что абхазы и осетины являются братьями грузинского народа, а Абхазия и Южная Осетия – исконными территориями Грузии.

Илия Второй за время своего патриаршества внедрил в стране немало сегодня уже достаточно распространенных традиций. Одна из них – массовое крещение. Несколько лет назад патриарх пообещал, что лично станет крестным каждого третьего и последующего ребенка в семьях православных прихожан. На эту инициативу патриарха натолкнула сложившаяся в стране тяжелая демографическая ситуация и резкий спад рождаемости. Первое массовое крещение младенцев состоялось 19 января 2008 года. С тех пор патриарх окрестил уже несколько десятков тысяч детей.

Еще одна традиция, которую строго соблюдают в семьях православных христиан, связана с праздником Рождества Христова. По инициативе патриарха в канун Рождества, за несколько минут до наступления 7 января, каждая семья зажигает и ставит на окно свечу. Как сказал патриарх, этими свечами верующие освещают Пресвятой Богородице и младенцу Иисусу Христу путь в дома и сердца христиан.

В этом году Илие Второму исполнилось 87 лет. В патриархии уже занял свое место его местоблюститель. Но православные прихожане, для которых он остается самым авторитетным и уважаемым человеком в стране, продолжают молиться о его здоровье и долголетии и тревожатся при каждой информации об ухудшении состояния патриарха. Очередным поводом для беспокойства стало недавнее посещение патриархом клиники «Медина» в Батуми. Позднее патриархия успокоила население: Илия Второй, находясь в Аджарии, решил пройти в этой клинике плановое обследование, которое он не проходил с 2018 года. Позднее местные СМИ добавили, что причиной обращения патриарха в клинику стала боль в пояснице, а «Медину» он выбрал по совету родных и близких как одну из лучших клиник в Батуми.

Прихожане Грузинской православной церкви каждое воскресенье вслушиваются в новые проповеди патриарха, а с недавнего времени живут в ожидании предсказанного им недалекого «второго пришествия». Вполне возможно, что в условиях «политически взрывоопасной» Грузии это будет событие местного, локального значения, которое выразится в «очередной смене власти», но не исключено, что предчувствие патриарха могло иметь и более глобальные корни.

_______________________________

Фото: https://sputnik-georgia.ru/society/20200123/247556541/Katolikos-Patriarkha-Iliyu-II-vypisali-iz-kliniki.html

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
4480
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика