Итак, реформа украинского среднего образования, затеянная при президенте П. Порошенко и премьере В. Гройсмане, вышла на финишную прямую при В. Зеленском и А. Гончаруке. 16 января Верховная рада приняла закон «О полном общем среднем образовании». В школах уже прошли родительские собрания, на которых учителя т.н. русских классов рассказали о постепенном сокращении обучения на русском языке, вплоть до его полной ликвидации в старших классах.
В принципе данную норму можно считать некоторым «послаблением» откровенно националистического, чтобы не сказать нацистского закона об образовании, согласно которому с 1 сентября 2020 года обучение на Украине должно быть только на государственном языке. Но это только в принципе. Новый закон о среднем образовании на самом деле идет еще дальше в попрании прав человека и предусматривает градацию граждан и их детей. Если проще, то их делят на четыре сорта. Запорожский журналист и бывший политзаключенный Павел Волков на своей странице в Facebook блестяще охарактеризовал эти новые законодательные украинские изыски: «коренное украинское население (нордическая раса, юберменш), коренное неукраинское – татары (нордическая, но не юберменш), некоренное, говорящее на языках ЕС (полунордическая), и русские (унтерменш)».
Рассмотрим вкратце, как теперь будут учиться украинские школьники. Для титульной нации ничего не изменится, а вот остальные подпадают под одну из трех категорий.
Первая – для неких «коренных народов Украины». В эту категорию, скажем сразу, русские не входят. Для свидомых законотворцев коренными являются крымские татары, т.к. они не имеют государства и лишены возможности жить в своей языковой среде. Если следовать этой странной логике, то к коренным народам Украины могут быть отнесены, скажем, североамериканские индейцы и австралийские аборигены. Тем не менее они смогут учиться на родном языке с 1 по 11 (12) класс наряду с изучением украинского языка.
Вторая – для нацменьшинств, которые относятся к языкам Евросоюза. Как известно, в ЕС 23 официальных языка, среди которых: болгарский, греческий, польский, венгерский и румынский. Дети из этой категории на Украине есть, но по численности с русскими (русскоязычными) их не сравнить. Они также смогут учиться на родном языке в начальной школе, а с 5 класса не менее 20% годового объема учебного времени должно преподаваться на украинском языке с постепенным увеличением, чтобы в 9 классе не менее 40% предметов преподавались на государственном языке. И в старшей школе уже не менее 60% годового объема учебного времени должно быть строго на украинском.
Самой жесткой является последняя модель, предусмотренная якобы для остальных национальных меньшинств. Но ведь понятно, что речь идет о русских и русскоговорящих. После начальной школы, т.е. с 5 класса не менее 80% учебного времени у них должно быть только на государственном языке. Таким образом, при пятидневке с 6 уроками ежедневно 20% обучения на русском языке будет означать всего лишь 6 уроков в неделю. По сути, это только русский язык и литература. Да и то в урезанном виде.
Учителя русскоязычных школ обязаны пройти курсы повышения квалификации, на которых их будут готовить к переходу на украинский язык обучения. По словам министра образования Анны Новосад, это делается для того, «чтобы они были готовы преподавать на государственном языке и подтянули свою терминологию». Но профсоюзы говорят о планах министерства уволить 70 тыс. учителей. В первую очередь это коснется пенсионеров и учителей русскоязычных классов.
Также для русскоязычного большинства в половине регионов Украины оставлено теоретическое право обучения на родном языке в частных школах. Подчеркнем, это право чисто теоретическое, и как оно будет действовать на практике, да и будет ли действовать вообще, неизвестно.
Следовательно, дети в лучшем случае смогут учиться на русском языке только в детсадах и начальных классах. Согласно закону № 0901, дети, не относящиеся к титульной нации, лишаются права на получение среднего образования на родном языке. И это та самая хваленая европейская демократия, за которую «стоял майдан»!
Данный закон уже получил соответствующую реакцию как внутри Украины, так и за ее пределами. Так, председатель партии «Оппозиционная платформа – За жизнь» Виктор Медведчук отмечает: «Власть в своем неприкрытом цинизме дошла до того, что делит украинских детей на сорта: украиноязычные, дети национальных меньшинств, говорящие на официальных языках ЕС, и дети, говорящие на других языках (в первую очередь, конечно, речь идет о русскоязычных детях)». При этом «Венецианская комиссия рекомендовала пересмотреть положения закона, предусматривающие “дифференцированное обращение с языками коренных народов, языками национальных меньшинств, которые являются официальными языками ЕС, и языками национальных меньшинств, которые не являются официальными языками ЕС”». Однако «новая» власть «Слуг народа» все же «приняла очередной националистический закон, нанесший очередной удар по правам русскоязычных граждан. Этот закон – очередной шаг, свидетельствующий о продолжении преступной политики дискриминации русского языка и русскоязычного населения, которую проводила прежняя власть и проводит действующая».
В. Медведчук подчеркивает, что закон «О полном общем среднем образовании» прямо нарушает ряд статей Конституции, предусматривающих право на свободное использование, развитие русского языка на Украине, на получение образования на родном языке, развитие языковой самобытности национальных меньшинств.
Закон еще не подписан президентом, но руководство школ уже активно проводит его в жизнь. Это явный признак того, что вопрос принудительной украинизации школ давно решен. А подпись президента остается, судя по всему, обычной формальностью.
Оценку закону № 0901 «О полном общем среднем образовании» оперативно дали в МИД РФ. В его комментарии от 18 января отмечается, что «официальный Киев продолжает идти по пути насильственной украинизации, ассимиляции неукраиноязычного населения в нарушение Конституции страны и обязательств в сфере защиты прав человека и национальных меньшинств». МИД РФ призвал правозащитные институты ООН, ОБСЕ и Совета Европы дать адекватную оценку действиям украинских властей.
А в чем состоят рекомендации Венецианской комиссии, которые упорно игнорирует официальный Киев? В конце прошлого года этот орган, который делает экспертизу законодательства на предмет его соответствия нормам Евросоюза, опубликовал свои выводы по закону о тотальной украинизации. Венецианская комиссия заявила об «особом месте русского языка в Украине», а также призвала не делать разницы между языковыми правами меньшинств, имеющих корни в Евросоюзе и остальными, то есть в первую очередь русскими. Да и вообще, по мнению юристов ЕС, без закона, утверждающего языковые права нацменьшинств, новый закон является несбалансированным. Европейские эксперты настаивают на том, что новый закон нужно было принимать с участием представителей все тех же нацменьшинств.
Добавим к этому отсутствие на Украине закона о коренных народах – он еще только формируется, но, судя по закону о среднем образовании, основной критерий здесь – чисто политический, антироссийский. Коренными народами на Украине в предварительной версии считаются те, которые не имеют государства, которое защищало бы их права. Это какое-то «новое слово» в законотворчестве!
А как реагируют обычные граждане на повальную украинизацию? Не будет преувеличением сказать, что чем больше давят, тем сильнее сопротивление. Обычные люди, даже те, которые лет пять назад лояльно относились к украинскому языку, сегодня просто ненавидят госязык и его носителей. Чего удивляться на этом фоне активным жалобам свидомых носителей мовы, что в Одессе, например, им или демонстративно отвечают на русском, или сразу спрашивают: «Вы из Львова?» Похожая ситуация в других городах юго-востока, например в Харькове и Запорожье.
На этой почве участились столкновения с националистами. На днях группа радикалов националистов в Харькове напала на участников митинга в поддержку русского языка на Украине, организованного партией «Оппозиционная платформа – За жизнь». Митингующие требовали сохранить за жителями региона право на использование русского языка, а также не допустить вступления в силу закона «О полном общем среднем образовании».
24 января популярный на Украине пропагандист Дмитрий Гордон довольно неожиданно заявил в эфире своего видеоблога «Гордон по четвергам» о том, что «русский язык не является проблемой, русский язык не является языком оккупантов, русский язык – великий язык, русская культура – великая культура, и она принадлежит всему миру». Не поверите, Гордон заговорил о вине Украины в том, «что происходит с Крымом и Донбассом». Дальше – больше: «…украинская власть должна была вести себя все годы независимости по отношению к жителям Донбасса и Крыма совершенно иначе. И то, что ущемляли людей даже по языковому вопросу, в том плане, что навязывали им насильно украинский язык, это тоже вина украинской власти. Потому что не надо ничего навязывать, надо сделать, чтобы полюбили».
С чего это клинический русофоб сменил пластинку? Уловил серьезные перемены в настроениях аудитории? В любом случае его вариант «чтобы украинский полюбили» уже видится невозможным…