Теперь еще и сахарная война? «Чувствительный товар» в стыке между Белоруссией и РФ - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 23.10.2024 |

Теперь еще и сахарная война? «Чувствительный товар» в стыке между Белоруссией и РФ

В конце января белорусские СМИ сообщили о массовых задержаниях руководителей всех сахарных заводов республики. При этом правоохранительные органы несколько дней хранили молчание, а генеральный прокурор Александр Конюк лишь кратко отметил, что причиной арестов является большая внешняя дебиторская задолженность и некие мошеннические схемы, «которые заключаются между нашими руководителями предприятий и контрагентами, в основном российскими». Однако то, как происходила операция задержания, и то, что сегодня происходит в сахарной промышленности РБ, заставляют усомниться в правдивости данного заявления.

Стоит напомнить, что скандал с арестом директоров сахарных заводов изначально выглядел как сюжет триллера. 24 января самолет, летевший по маршруту Минск – Мюнхен, в небе над польским Вроцлавом получил из Минска требование вернуться в Белоруссию и был посажен в Гродно. Впоследствии оказалось, что это было сделано не по причине технической неисправности, а потому, что на его борту летел на отдых с семьей директор Городейского сахарного комбината Михаил Криштапович, которого сняли с рейса и увезли в неизвестном направлении. Позже выяснилось, что «улетел в отпуск» и директор Слуцкого сахарорафинадного завода Николай Прудник. Затем пропали директора Жабинковского и Скидельского предприятий Виктор Миронов и Дмитрий Егоров. Кроме того, в конце января исчез и руководитель «Белорусской сахарной компании» (БСК) Дмитрий Кириллов.

Стоит отметить, что личности руководителей белорусских предприятий, как показывает анализ событий, в данном случае не имели никакого значения, так как уровень их компетенции не повлиял на их судьбу. Так, если взглянуть на состояния четырех белорусских сахарных заводов, то окажется, что три из них – в Городее, Скиделе и Жабинке – уже не первый год показывают многомиллионные убытки и имеют огромные долги (около $350 млн на троих). И только Слуцкий сахарорафинадный комбинат за счет умения руководства остается прибыльным с относительно небольшим уровнем задолженности. Более того, некоторые руководители и вовсе ранее были отмечены государственными наградами, а правоохранители не имели к ним никаких претензий. Поэтому, как считают аналитики, реальной причиной нынешних задержаний являются совершенно иные проблемы, корни которых выходят за пределы Белоруссии.

Если взглянуть на историю, то окажется, что скандалы, связанные с производством и торговлей сахаром в стране, стали появляться еще на заре независимости. Из-за сезонности производства сахарной свеклы белорусские сахаропроизводители были вынуждены приспособиться работать с дешевым импортным сырьем – кубинским или бразильским тростником. В результате из-за открытости границ с Россией сахар из РБ стал заполонять российский рынок, что естественным образом вызвало недовольство Москвы, стремившейся развивать собственную сахарную отрасль. После многочисленных споров российская сторона в середине 2000-х годов потребовала от Минска платить ввозную таможенную пошлину, а затем согласовала схему, по которой тростниковый сахар продавался на внутреннем рынке Белоруссии, а весь свекловичный вывозился в Россию.

Позже оказалось, что и этот механизм не работает, так как белорусские экспортеры незаконно стали продавать в РФ и тростниковый сахар. В результате в 2004-2006 годах состоялось два расследования со стороны Минэкономразвития России, по итогам которых был ужесточен контроль за экспортом всего белорусского сахара – теперь его растаможивать можно было только на одном таможенном пункте. Это настолько потрясло сахарную промышленность Белоруссии, что стало началом кардинальных перемен в ее управлении. В частности, в 2006 году в Москве начала работу уже упомянутая «Белорусская сахарная компания» (ее гендиректором тогда и стал Дмитрий Кириллов), которая превратилась в единственного экспортёра от лица всех белорусских предприятий по производству сахара. Параллельно государство решило взять в свои руки все четыре завода, основными акционерами которых до этого были их руководители и работники, а также сельхозпредприятия и иностранные структуры. Комбинатам были предоставлены кредиты на проведение модернизации и увеличение мощностей, за что они были вынуждены расплатиться своими акциями. Последним под государственный контроль в 2016 году перешел Слуцкий сахарорафинадный комбинат.

Казалось бы, монополизация сахарной отрасли государством должна была не только решить проблему серых схем, но и помочь предприятиям выйти из кризиса. Однако, как показали последние годы, ситуация только ухудшилась. С одной стороны, стало очевидно, что такое количество сахарных заводов в Белоруссии не нужно, а внутреннее потребление республики может обеспечить один комбинат в Слуцке. С другой – работающие по принципу административного планирования белорусские предприятия оказались неконкурентоспособными на внешних рынках, в том числе и Евразийского экономического союза.

Известно, что сахар относится к группе так называемых чувствительных товаров, по которым страны-участницы ЕАЭС договорились принимать решения в рамках Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Формально, чтобы создать равные условия для конкуренции собственного свекловичного сахара с импортным тростниковым, в рамках объединения было решено установить импортные пошлины. Однако еще в 2010 году в странах Таможенного союза были созданы свободные экономические зоны, которые позволили местным компаниям сохранить некоторые льготы, в том числе возможность беспошлинно ввозить сахар-сырец на свою территорию.

Например, Казахстан, который закупает большую часть сахара в России, за счет существующих национальных льгот на более выгодных условиях покупает данный продукт у стран, не входящих в ЕАЭС, после чего без пошлин поставляет его на евразийский рынок, в том числе в составе кондитерских изделий и безалкогольных напитков. Схожая схема, как уже указывалось выше, работает и в Белоруссии. При этом стоит помнить, что производство сахара в странах ЕАЭС уже на протяжении нескольких лет превышает его потребление. При общей емкости рынка ЕАЭС в размере 5-5,5 млн тонн объем производства сахара только в России составляет около 6,3 млн тонн. Если к этой цифре прибавить приблизительно 600 тыс. тонн белорусского сахара, то возникает вопрос, что делать с образующимися ежегодно избытками.

В сложившейся ситуации позиция России, которая призывает страны ЕАЭС прекратить импортировать и перепродавать тростниковый сырец, ясна и понятна: перепроизводство сахара внутри страны толкает российские власти на сдерживание конкуренции со стороны партнеров по Союзу. Однако с таким положением вещей не готовы мириться ни в Казахстане, ни в Белоруссии, где также стремятся защитить собственные интересы.

       

При этом иной альтернативы, как наращивать объемы беспошлинного экспорта сахара на российский рынок, Минск пока не видит. Это связано с тем, что для продажи сахара за пределы ЕАЭС странам нужно платить пошлину: на Украину 50% от стоимости товара, а в Евросоюз – около 421 евро за тонну. Китайский рынок, на который в последнее время в Белоруссии стали делать ставку, также закрыт высокими пошлинами, а переговоры о получении квоты на беспошлинный ввоз пока не завершились успехом. Все это уже сказалось на производстве сахара в РБ, который является одним их основ экспорта перерабатывающей промышленности республики. По итогам 2018 года БСК, продав около 400 тыс. тонн продукции, вошла в десятку крупнейших белорусских экспортёров наряду с БелАЗом, БМЗ, МАЗом и продовольственными холдингами «Серволюкс» и «Савушкин продукт». При этом только за 11 месяцев 2019 года Белоруссия экспортировала 252,2 тыс. тонн сахара на $102,2 млн. И такое развитие событий, конечно, не могло оставаться незамеченным белорусскими властями.

Однако неудачи с экспортом сахара в Россию и страны за пределами ЕАЭС, как считают аналитики, не являются основными причинами начавшейся зачистки сахарной отрасли Белоруссии. Как указывалось выше, проблемы в данной сфере существовали всегда и решались менее радикальными мерами. Особенно если учитывать, что «мошеннические схемы», в которых сегодня и обвиняют директоров предприятий, так или иначе приносили прибыль и государству, и их разрушение вряд ли входит в планы властей. По всей видимости, причина происходящего лежит в несколько иной плоскости и связана она с политической повесткой дня белорусско-российских отношений.

Как ни прискорбно, но в Минске на фоне осложнившихся переговоров по вопросу интеграции в рамках Союзного государства стали рассматривать любые неподконтрольные властям инициативы, связанные с Россией, как проявление неблагонадежности к существующему режиму. Государство хочет быть уверенным, что все происходящее в отношениях с РФ находится под его полным контролем. Именно поэтому практически все последние громкие задержания местных чиновников и руководителей предприятий в той или иной степени были связанны с их самостоятельной деятельностью на российском направлении.

В таких условиях развязывание еще и «сахарной войны» как одной из составляющей нынешнего противостояния Минска и Москвы является лишь делом времени. Политическая составляющая данного вопроса уже перевесила ее экономическую часть, что неизбежно приведет к формированию новой реальности для всех участников рынка.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
5440
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика