Торг уместен: в ЕАЭС приступают к устранению барьеров - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 23.10.2024 |

Торг уместен: в ЕАЭС приступают к устранению барьеров

С подачи Минска и Нур-Султана в Евразийском экономическом союзе приступили к устранению барьеров, препятствующих свободной торговле и созданию общего рынка. Предстоит проделать большой объем работы, которая в свою очередь повисит КПД интеграции.

На днях в Алматы состоялось очередное заседание Евразийского межправительственного совета ЕАЭС. Мероприятие проходит на регулярной основе в государствах Союза. Особенностью очередного заседания стало участие в нем нового премьер-министра РФ Михаила Мишустина. Его назначение на этот пост состоялось 16 января, а служебная командировка в Алматы оказалась дебютной зарубежной поездкой. «Символично, что первый визит в качестве главы правительства мы совершаем в Казахстан», – отметил глава российского правительства.

В Казахстане визиту М. Мишустина уделили особое внимание. Кроме премьер-министра РК Аскара Мамина, российский гость встретился с главой государства Касым-Жомартом Токаевым и первым президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Такая плеяда политических тяжеловесов недвусмысленно говорила о том, что в Нур-Султане придают особую ценность отношениям с Российской Федерацией. Как подчеркнул Н. Назарбаев в ходе встречи с М. Мишустиным, он всегда стремился укрепить отношения с северным соседом. «Я очень хочу, чтобы так оставалось всегда», – сообщил первый президент страны.

Для Казахстана Россия остаётся большой страной во всех смыслах. Прежде всего она является крупным экономическим партнёром. За 11 месяцев 2019 года товарооборот с ней составил 17,2 млрд долларов. Сегодня в РК работает свыше 10 тыс. предприятий с участием российского капитала, или 37,4% от общей численности компаний с иностранным участием. Но Россия – не только крупный партнёр Казахстана. На неё приходится порядка 90% внутренней торговли в ЕАЭС. Поэтому с правительственными переменами в Российской Федерации в интеграционном блоке связывают динамичные сдвиги.

Возможно, по этой причине на встрече в Алматы не стали откладывать сложные вопросы в долгий ящик, а сразу перешли к их обсуждению. Переговоры с М. Мишустиным казахстанский премьер-министр А. Мамин начал с реестра согласованных препятствий. По его словам, прежде в нем было 60 пунктов, а сегодня – 68. Таким образом, барьеров на пути к свободному рынку в ЕАЭС оказалось больше. «Ранее казахстанской стороной были инициированы поправки для устранения барьеров, позволяющие регламентировать процесс рассмотрения до трёх месяцев, – сказал премьер-министр РК. – Вместе с тем до настоящего времени продвижения в данном вопросе нет».

Это не первый тревожный сигнал из Нур-Султана. В декабре 2019 года на заседании Высшего Евразийского экономического совета в Санкт-Петербурге казахстанская сторона также подняла вопрос о торговых барьерах. Как отметила вице-министр торговли и интеграции РК Жанель Кушукова: «Несмотря на то, что мы двигаемся к свободному внутреннему рынку, страны (ЕАЭС. – Ред.) стремятся защитить своих производителей и ставят препятствия развитию торговли». Подобная ситуация вредит не только конкретно Казахстану, но и перспективам создания огромного общего рынка на евразийских просторах.

По заседанию Межправительственного совета в Алматы было заметно, что внутри ЕАЭС растёт напряжение из-за барьеров в торговле. Справедливости ради следует сказать, что раньше Казахстана об их устранении заговорила Белоруссия. В 2020 году пост председателя ЕАЭС перешёл к Минску, что даёт ему право формировать евразийскую повестку дня. По словам премьер-министра РБ Сергея Румаса, годовой план работы подготовлен и определены приоритеты. Среди основных целей председательства – «полное устранение барьеров, сокращение ограничений и изъятий на рынках ЕАЭС», а также противодействие появлению новых препятствий в торговле.

Так же как и премьер-министр РК А. Мамин, С. Румас обратил внимание на увеличение количества барьеров в ЕАЭС. Но эту тенденцию он связывает не столько с политикой протекционизма, которой придерживается ряд стран интеграционного союза, а с более тщательной, чем ранее, деятельностью Евразийской экономической комиссии. По его словам, ЕЭК «глубже погружается в работу национальных экономик и выявляет новые барьеры и ограничения, препятствующие внутренней торговле (стран ЕАЭС. – Ред.)».

Таким образом, алматинская встреча премьер-министров показала, что в внутри ЕАЭС складывается «антибарьерный» блок, который образовали Казахстан и Белоруссия. Обе страны придерживаются одинаковой позиции, но мотивы у них разные. У Минска экспортно ориентированная экономика. Она чувствительна к разного рода преградам в торговле, которые сдерживают рост её ВВП. В свою очередь, Нур-Султан столкнулся с другой проблемой. В торговле с государствами ЕАЭС у РК образовался сильный дефицит. В 2018 году товарооборот составил 19,1 млрд долларов. Из этой суммы 13,2 млрд пришлись на импорт продукции из ЕАЭС, а 5,9 млрд – на экспорт. Разница почти в два раза. В результате Казахстан торгует в убыток себе.

Российский премьер-министр поддержал партнёров по ЕАЭС. «Первая задача, – отметил М. Мишустин на заседании, – это устранить препятствия во внутренней торговле и развивать конкурентные условия для бизнеса». Работа предстоит архисложная. Поэтому он заранее просил коллег придерживаться консенсуса в принятии решений и проявлять гибкость на переговорах.

В Алматы никто не питал иллюзий относительно мгновенной кипучей деятельности в этом вопросе. Знать бы заранее, как поступить с имеющимися барьерами в торговле. Рассматривались разные варианты, в том числе радикальный: взять всё и отменить! «Это сложный вопрос, – сказал С. Румас, – и там есть разные ограничения по весу, срокам, влиянию на экономику. Вместе с тем по этому пути надо двигаться».

2020 год обещает стать сложным, а возможно, и переломным в судьбе ЕАЭС. Многое зависит от того, смогут ли страны найти общий язык и сократить препятствия на пути к свободной торговле. В случае положительного ответа динамика интеграционных процессов в ЕАЭС ускорится. Только для этого требуется политическая воля, т. к. придётся пойти на непопулярные среди населения меры. Ведь, с одной стороны, государства ЕАЭС видят преимущества в устранении торговых барьеров, а с другой – опасаются, что это ударит по местным товаропроизводителям.

Пока решительно и оптимистично настроены Казахстан и Белоруссия, которые активно продвигают в ЕАЭС идею устранения торговых барьеров. «Уверен, что создание полноценного союза, свободного от изъятий и ограничений во взаимной торговле товарами и услугами, обладающего мощным промышленным, агропромышленным, экспортным и инвестиционным потенциалом, – это именно тот результат, которого ожидают сегодня от ЕАЭС граждане наших государств», – отметил на алматинской встрече С. Румас.

Кстати говоря, Минск и Нур-Султан объединяет не только схожая позиция по торговым барьерам в ЕАЭС. Накануне заседания Межправительственного совета в Алматы Белоруссия снова подняла вопрос поставок нефти из Казахстана для своих НПЗ. В последний раз об этом громко говорили в конце 2019 года и даже готовились заключить контракт. Как отметил бывший министр энергетики РК Канат Бозумбаев, «можно сказать, что (договор. – Ред.) на 100 процентов согласован». Минск рассчитывал получить 3,5 млн тонн нефти.

Были ожидания, что на межправительственной площадке в Алматы премьер-министры двух стран обсудят поставки нефти. Такие настроения усиливал белорусский президент Александр Лукашенко, который 29 января подписал указ, наделявший правительство правом вести переговоры о покупке энергоносителей за рубежом. Однако встреча двух премьеров прошла без сюрпризов. Они не поднимали нефтяную тему, а акцентировали разговор на торговле, инвестициях и кооперации в сфере производства.

       

Не было смысла обсуждать сделку по нефти. Как сказал в январе А. Лукашенко, «возможно, Казахстан сможет поставить нам нефть, если Россия согласится с этим». Между двумя странами нет общей границы, поэтому поставки энергоресурсов требуют доступа к инфраструктуре РФ. Ранее С. Румас сообщил, что в скором времени думает провести в Москве переговоры, где намерен «пройтись по всем без исключения вопросам, которые стоят на повестке дня во взаимоотношениях с Российской Федерацией».

Участники встречи в Алматы говорили не только о перспективах торговли в ЕАЭС, цифровизации экономик и углублении интеграции. Михаил Мишустин и президент Касым-Жомарт Токаев также обсудили предстоящий в наступившем году Форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана и перспективы трансграничных рек – Урала и Иртыша. Об их судьбе говорили в 2019 году на аналогичном мероприятии в Омске. Проблема рек закрепляется в повестке дня российско-казахстанских отношений.

Кроме этого К.-Ж. Токаев принял приглашение приехать в Москву на День Победы, сказав, что «это наш общий праздник».

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
4727
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика