2020 год для Грузии может выдаться, пожалуй, одним из самых напряженных за последние 10 лет с точки зрения не только внутриполитической ситуации, но и внешнеполитических вызовов. Намеченные на конец октября парламентские выборы будут по всем параметрам знаковыми, учитывая комплекс предшествовавших, а также грядущих событий. Эти выборы станут площадкой для конкуренции ценностных и мировоззренческих систем противоборствующих общественно-политических сил, жестким противостоянием элит, преследующих порой несовместимые друг с другом политические, финансово-экономические и личностные интересы. Они могут вылиться в невиданное противостояние старшего и молодого поколений с их конфликтующими культурно-ментальными установками. И разумеется, на этих выборах будет негласно присутствовать противостояние геополитических интересов Запада и России, борющихся за обретение или сохранение влияния на постсоветском пространстве.
Естественно, главным вопросом 2020 года станет вопрос власти. Останется ли правящая партия «Грузинская мечта» (ГМ) у власти на третий срок или ей придется уйти в оппозицию? Станет ли возможным формирование коалиционного правительства или страну ждут новые досрочные выборы и затяжной кризис? Как поведут себя крупные международные игроки? Пожалуй, прав известный американский политолог Рональд Суни, который в своей аналитической статье «Пешка крупных держав – соперничество Запада и Востока за Кавказ» в издании Journal of Eurasian Studies подчеркнул, что это соперничество приобретает все более ожесточенный и нарастающий характер.
Кризис или мирный исход?
Хотя до парламентских выборов - 2020 осталось около девяти месяцев, страна уже давно живет в предвыборном режиме. Уникальность ситуации в том, что еще неизвестно, по какой системе пройдут выборы. По пропорциональной, как того требует оппозиция, или по пропорционально-мажоритарной, как прописано в переходных положениях действующей конституции, предусматривающей переход на пропорциональную систему в 2024 году. Несколько раундов диалога между оппозицией и правящей партией при посредничестве послов США и Евросоюза к взаимоприемлемому соглашению пока не привели.
ГМ пошла на небольшой компромисс, предложив сократить число мажоритариев с 73 до 50 и увеличив число депутатов, избираемых по пропорциональной системе с 77 до 100. Оппозиция, объединяющая в своих рядах до 20 партий различного калибра, это предложение отвергает и настаивает на адаптированной к грузинским реалиям т. н. германской модели. ГМ утверждает, что предложенный оппозицией вариант требует поправок к конституции, для принятия которых ресурса в парламентском большинстве у нее нет. Оппозиция же уверена, что достаточно внести изменения в Избирательный кодекс. Если правящей партии и оппозиции не удастся прийти к компромиссу в ближайшие месяцы, то времени для изменения избирательной системы просто не останется.
С начала февраля оппозиция анонсировала возобновление акций протеста, которые пошли на спад и были приостановлены в связи с новогодними праздниками. Однако если акции протеста с требованием перехода на пропорциональную систему не получат должной поддержки общества, то оппозиции придется либо свернуть их и переключиться на подготовку к выборам, либо продолжить в урезанном масштабе, дабы сохранить лицо перед своими избирателями и зарубежными партнерами.
Основная системная и имеющая представительство в парламенте оппозиция в лице «Единого национального движения» (ЕНД) и «Европейской Грузии» (ЕГ) очень боится потерять поддержку не только оставшегося электората, но и Запада. А это может произойти, если там придут к заключению, что эти партии теряют социальную базу и, соответственно, более не могут служить эффективными проводниками их интересов. Отметим, что оппозиция, которая, согласно последним (в ноябре-декабре 2019 г.) опросам общественного мнения, не может похвастаться сколько-нибудь значимой поддержкой населения, активно ищет поддержку на Западе, мобилизуя все свои связи и финансовые средства для задействования лоббистов. Можно сказать, что в некоторой степени они преуспели в этом на фоне пассивности ГМ. Судя по всему, в 2020 году все крупные политические игроки будут стремиться найти поддержку внешних сил и не только на Западе.
Начиная с 2012 года, грузинская политическая арена стала фактически двухполюсной: она была поделена между ГМ и ЕНД, а после раздела ЕНД и появления ЕГ доминантным игроком стала политическая троица – ГМ, ЕНД и ЕГ. У каждой из этих партий имеются солидные финансы, контролируемые телекомпании и другие СМИ. Естественно, для ГМ удобно иметь в оппонентах серьезно дискредитированные ЕНД и ЕГ, над которыми дамокловым мечом висят компроматы, пылящиеся на полках прокуратуры. Для ЕНД и ЕГ, конечно, удобно выступать в роли главной оппозиционной силы, прежде всего в глазах Запада. Это семилетнее «политическое сосуществование» закончилось в 2019 году известными июньскими событиями и неудавшейся попыткой «бархатной революции».
Конфликт с властями из-за прошлых сомнительных финансовых операций и глубоководного порта Анаклия вынудил совладельца одного из крупнейших банков Грузии и финансовой группы TBC Мамуку Хазарадзе податься в политику. Он основал новое политическое движение «Лело» (в русском переводе «поприще») и имеет претензию предстать в качестве альтернативной «третьей силы». Запрос на такую силу, если верить опросам, все возрастает и колеблется в пределах 40-50%.
Не исключено, что за оставшееся до выборов время занять нишу «третьей силы» попытаются популистские лидеры и движения с национал-патриотической повесткой. Исследования общественного мнения показывают, что в регионах, где особенно сильны традиционно-консервативные и ортодоксальные настроения, такие лидеры могли бы рассчитывать на серьезный электоральный успех.
Поскольку российская тема вновь приобрела повышенную актуальность и остроту на фоне июньских событий, то, скорее всего, она красной линией будет проходить через предвыборные баталии. Некоторые аналитики полагают, что выборы-2020 будут характеризоваться противостоянием условно прозападной и условно пророссийской повесток. Хотя оценка кажется преувеличенной, поскольку на фоне проблем между Россией и Грузией ни одна серьезная политическая сила, исходя из политического инстинкта самосохранения, не будет выступать с откровенно пророссийскими предвыборными посланиями. Но прозападные группы в Грузии причисляют к пророссийским даже те политические партии, в том числе ГМ, которые выступают за прагматичные и неконфронтационные отношения с РФ. Представляется, что этот «козырь» будет в полной мере задействован в предвыборной борьбе, чтобы ослабить ГМ. Оппозиция постарается извлечь максимальную выгоду от ухудшившихся в последние месяцы отношений между ГМ и странами НАТО из-за провала конституционных изменений.
Учитывая значение выборов-2020, можно ожидать, что развернется большая «война компроматов». Представители ГМ уже открыто напоминают о хранящихся в прокуратуре коррупционных делах на лидеров ЕНД и ЕГ, прозрачно намекая, что могут дать им ход. Видимо, и на этот раз парламентские выборы превратятся в конкуренцию денег, административных ресурсов, черного пиара и другого набора постсоветских методов и останется мало места для конкуренции программ и идеологических платформ.
Одна из главных опасностей выборов-2020 – невозможность формирования коалиционного правительства, последующий кризис власти, роспуск парламента президентом и неизбежные досрочные выборы. Такой сценарий вполне вероятен. ГМ уже заявляет, что ни при каких обстоятельствах не создаст коалицию с ЕНД и ЕГ, а также с «Альянсом патриотов» – парламентской партией, выступающей за активный диалог с Россией. В свою очередь, ЕНД и ЕГ клянутся, что не помогут ГМ создать коалицию и правительство, и призывают другие партии сделать то же самое. Таким образом, даже если выборы признают легитимными, еще неизвестно, сколько просуществует избранный парламент.
Внешние вызовы и интересы внешних игроков
Смена правительства в России и объявленные президентом Владимиром Путиным изменения могут затронуть и грузино-российские отношения. Уход в тень Дмитрия Медведева и Владислава Суркова, формально стоящих у истоков признания независимости Абхазии и Южной Осетии, наводит на предположение, что в российско-грузинских отношениях могут появиться какие-то подвижки. Первый раз со времени августовской войны российский МИД посчитал «чрезмерной» ответную реакцию властей Цхинвали на обустройство грузинского поста в Цнелиси у разграничительной линии, что произошло в сентябре прошлого года и едва не привело к силовым действиям.
Москве, по вполне понятным причинам, небезразличен исход парламентских выборов в Грузии, занимающей стратегическое положение на южных рубежах России и являющейся стратегическим союзником НАТО в регионе. Победа антироссийских сил и даже их значительное представительство в парламенте, позволяющее влиять на ключевые внешнеполитические решения, – неблагоприятный для Москвы сценарий. Это понимают в здравомыслящих грузинских политических и общественных кругах, хорошо помнящих последствия войны 2008 года. Однако интерес к достаточному представительству в парламенте антироссийских сил в качестве сдержек и противовесов ГМ имеется у западных партнеров Грузии.
Естественно, Запад будет оказывать посильное влияние, дабы заполучить выгодную для себя политическую конфигурацию грузинской власти на последующие четыре года. В начале года в Тбилиси наконец прибыла новый посол США Келли Дегнан. На слушаниях в сенате она заявила, что главной проблемой для Грузии является Россия и США всячески поддержат Грузию для защиты ее территориальной целостности. Оппозиция видит в Дегнан своего рода соглядатая Запада для обеспечения свободных и демократичных парламентских выборов в Грузии и, естественно, ожидает, что посол будет благосклонна к ним.
Не без участия Запада в Грузии сформировалось неписаное правило: ни одна политическая партия не должна находиться у власти больше двух сроков. Этот посыл активно культивирует оппозиция, утверждая, что Запад не допустит третьего срока для ГМ. Однако у Грузии есть наглядный пример, когда Западу пришлось скрепя сердце смириться с твердым выбором грузинского избирателя. Это случилось в 2012 году, когда Запад был вынужден настоятельно рекомендовать М. Саакашвили передать власть и уйти в оппозицию, дабы избежать массового всплеска народного протеста.
Скорее всего, Запад попытается не допустить, чтобы в парламент попали партии, сравнительно лояльно относящиеся к России и выступающие за нормализацию грузино-российских отношений. Его цель – предотвращение такой конфигурации политических сил в парламенте, которая могла бы изменить прозападный внешнеполитический курс Грузии, и для этого у него имеются достаточные ресурсы. Отношения между ГМ и Вашингтоном заметно охладели после провала в прошлом году в парламенте конституционных поправок. Вероятность того, что доверительные отношения удастся восстановить, невелика, и, соответственно, уменьшается вероятность того, что США и ЕС примут данность, подразумевающую пребывание ГМ у власти на третий срок.
На выборах в Грузии могут отразиться и политические события в США, где в нынешнем году пройдут президентские выборы. Весь американский истеблишмент и политический класс будут сконцентрированы на предвыборных баталиях. Соответственно, в грузино-американских отношениях, скорее всего, наступит затишье.
Юбилейный 70-й саммит НАТО в Лондоне показал, что прорывных решений по членству Грузии в альянсе в обозримом будущем не ожидается. Если судить по заявлению генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга, в 2020 году будет в возрастающей степени воплощаться известный подход альянса – «Больше НАТО в Грузии и больше Грузии в НАТО». Это означает укрупнение масштабов учений НАТО в Грузии и наращивание двустороннего сотрудничества в военно-технической сфере.
Отношения Грузии с Европейским союзом, вероятно, не выйдут за рамки программы «Восточного партнерства» и соглашения об ассоциации, учитывая скептицизм ключевых членов ЕС к расширению блока, а также неясность результатов парламентских выборов.
Можно с уверенностью предположить, что в ожидании исхода парламентских выборов какие-либо значительные шаги навстречу Грузии со стороны Запада сделаны не будут. Также можно предположить, что Запад и международные организации на этот раз не спустят властям Грузии те нарушения, которые они зафиксировали во время президентских выборов 2018 г., но на них не отреагировали.
Экономика – с прицелом на выборы
Перспективы экономики на 2020 год пока выглядят пессимистичными. Международный валютный фонд понизил прогноз экономического роста страны в 2020 году с 4,8 до 4,3%. Хотя Европейский банк реконструкции и развития оставил прогноз экономического роста неизменным – 4,5%, но эксперты Galt&Taggart полагают, что экономический рост в текущем году может быть даже ниже (4%) заявленных МВФ и ЕБРР цифр. И одна из причин – парламентские выборы.
По данным Национальной статистической службы, к концу 2019 года общий уровень цен повысился на 7%. Такой инфляции в стране не наблюдалось с 2017 года. В нынешнем году могут возрасти цены на проезд в общественном транспорте, а также на газ и электричество. Если тенденция роста цен сохранится, это болезненно ударит по самим неимущим слоям, которые составляют довольно значительный сегмент электората.
Экономические трудности, соответственно, отразятся на настроениях избирателей. И если за оставшееся до выборов время положение хоть как-то не улучшится, позиции ГМ будут ослаблены. Однако вряд ли системная оппозиция в лице ЕНД и союзников сумеет заработать на этом много очков, так как степень ее неприемлемости для избирателей все еще очень высока. В 2020 году ожидается, что лидер ГМ миллиардер Бидзина Иванишвили, являющийся на данное время крупнейшим инвестором для Грузии, инвестирует в несколько крупных инфраструктурных проектов. Оздоровят ли эти инвестиции экономику или это будут лишь «предвыборные инвестиции», покажет время.
* * *
Парламентские выборы – 2020 будут явно протекать в конфликтогенной среде, на фоне резко повышенной политической температуры, высокой степени поляризации общества, нарастающих социально-экономических проблем и борьбы интересов международных игроков, заложником чего стала Грузия.
____________________________
Заал Анджапаридзе – политический аналитик, учредитель и руководитель НПО «Свободные граждане» (Грузия)