Грузия: заглядывая в 2020-й - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 19.11.2024 |

Грузия: заглядывая в 2020-й

2020 год для Грузии может выдаться, пожалуй, одним из самых напряженных за последние 10 лет с точки зрения не только внутриполитической ситуации, но и внешнеполитических вызовов. Намеченные на конец октября парламентские выборы будут по всем параметрам знаковыми, учитывая комплекс предшествовавших, а также грядущих событий. Эти выборы станут площадкой для конкуренции ценностных и мировоззренческих систем противоборствующих общественно-политических сил, жестким противостоянием элит, преследующих порой несовместимые друг с другом политические, финансово-экономические и личностные интересы. Они могут вылиться в невиданное противостояние старшего и молодого поколений с их конфликтующими культурно-ментальными установками. И разумеется, на этих выборах будет негласно присутствовать противостояние геополитических интересов Запада и России, борющихся за обретение или сохранение влияния на постсоветском пространстве.

Естественно, главным вопросом 2020 года станет вопрос власти. Останется ли правящая партия «Грузинская мечта» (ГМ) у власти на третий срок или ей придется уйти в оппозицию? Станет ли возможным формирование коалиционного правительства или страну ждут новые досрочные выборы и затяжной кризис? Как поведут себя крупные международные игроки? Пожалуй, прав известный американский политолог Рональд Суни, который в своей аналитической статье «Пешка крупных держав – соперничество Запада и Востока за Кавказ» в издании Journal of Eurasian Studies подчеркнул, что это соперничество приобретает все более ожесточенный и нарастающий характер.

Кризис или мирный исход?

Хотя до парламентских выборов - 2020 осталось около девяти месяцев, страна уже давно живет в предвыборном режиме. Уникальность ситуации в том, что еще неизвестно, по какой системе пройдут выборы. По пропорциональной, как того требует оппозиция, или по пропорционально-мажоритарной, как прописано в переходных положениях действующей конституции, предусматривающей переход на пропорциональную систему в 2024 году. Несколько раундов диалога между оппозицией и правящей партией при посредничестве послов США и Евросоюза к взаимоприемлемому соглашению пока не привели.

ГМ пошла на небольшой компромисс, предложив сократить число мажоритариев с 73 до 50 и увеличив число депутатов, избираемых по пропорциональной системе с 77 до 100. Оппозиция, объединяющая в своих рядах до 20 партий различного калибра, это предложение отвергает и настаивает на адаптированной к грузинским реалиям т. н. германской модели. ГМ утверждает, что предложенный оппозицией вариант требует поправок к конституции, для принятия которых ресурса в парламентском большинстве у нее нет. Оппозиция же уверена, что достаточно внести изменения в Избирательный кодекс. Если правящей партии и оппозиции не удастся прийти к компромиссу в ближайшие месяцы, то времени для изменения избирательной системы просто не останется.

С начала февраля оппозиция анонсировала возобновление акций протеста, которые пошли на спад и были приостановлены в связи с новогодними праздниками. Однако если акции протеста с требованием перехода на пропорциональную систему не получат должной поддержки общества, то оппозиции придется либо свернуть их и переключиться на подготовку к выборам, либо продолжить в урезанном масштабе, дабы сохранить лицо перед своими избирателями и зарубежными партнерами.

Основная системная и имеющая представительство в парламенте оппозиция в лице «Единого национального движения» (ЕНД) и «Европейской Грузии» (ЕГ) очень боится потерять поддержку не только оставшегося электората, но и Запада. А это может произойти, если там придут к заключению, что эти партии теряют социальную базу и, соответственно, более не могут служить эффективными проводниками их интересов. Отметим, что оппозиция, которая, согласно последним (в ноябре-декабре 2019 г.) опросам общественного мнения, не может похвастаться сколько-нибудь значимой поддержкой населения, активно ищет поддержку на Западе, мобилизуя все свои связи и финансовые средства для задействования лоббистов. Можно сказать, что в некоторой степени они преуспели в этом на фоне пассивности ГМ. Судя по всему, в 2020 году все крупные политические игроки будут стремиться найти поддержку внешних сил и не только на Западе.

Начиная с 2012 года, грузинская политическая арена стала фактически двухполюсной: она была поделена между ГМ и ЕНД, а после раздела ЕНД и появления ЕГ доминантным игроком стала политическая троица – ГМ, ЕНД и ЕГ. У каждой из этих партий имеются солидные финансы, контролируемые телекомпании и другие СМИ. Естественно, для ГМ удобно иметь в оппонентах серьезно дискредитированные ЕНД и ЕГ, над которыми дамокловым мечом висят компроматы, пылящиеся на полках прокуратуры. Для ЕНД и ЕГ, конечно, удобно выступать в роли главной оппозиционной силы, прежде всего в глазах Запада. Это семилетнее «политическое сосуществование» закончилось в 2019 году известными июньскими событиями и неудавшейся попыткой «бархатной революции».

Конфликт с властями из-за прошлых сомнительных финансовых операций и глубоководного порта Анаклия вынудил совладельца одного из крупнейших банков Грузии и финансовой группы TBC Мамуку Хазарадзе податься в политику. Он основал новое политическое движение «Лело» (в русском переводе «поприще») и имеет претензию предстать в качестве альтернативной «третьей силы». Запрос на такую силу, если верить опросам, все возрастает и колеблется в пределах 40-50%.

Не исключено, что за оставшееся до выборов время занять нишу «третьей силы» попытаются популистские лидеры и движения с национал-патриотической повесткой. Исследования общественного мнения показывают, что в регионах, где особенно сильны традиционно-консервативные и ортодоксальные настроения, такие лидеры могли бы рассчитывать на серьезный электоральный успех.

Поскольку российская тема вновь приобрела повышенную актуальность и остроту на фоне июньских событий, то, скорее всего, она красной линией будет проходить через предвыборные баталии. Некоторые аналитики полагают, что выборы-2020 будут характеризоваться противостоянием условно прозападной и условно пророссийской повесток. Хотя оценка кажется преувеличенной, поскольку на фоне проблем между Россией и Грузией ни одна серьезная политическая сила, исходя из политического инстинкта самосохранения, не будет выступать с откровенно пророссийскими предвыборными посланиями. Но прозападные группы в Грузии причисляют к пророссийским даже те политические партии, в том числе ГМ, которые выступают за прагматичные и неконфронтационные отношения с РФ. Представляется, что этот «козырь» будет в полной мере задействован в предвыборной борьбе, чтобы ослабить ГМ. Оппозиция постарается извлечь максимальную выгоду от ухудшившихся в последние месяцы отношений между ГМ и странами НАТО из-за провала конституционных изменений.

Учитывая значение выборов-2020, можно ожидать, что развернется большая «война компроматов». Представители ГМ уже открыто напоминают о хранящихся в прокуратуре коррупционных делах на лидеров ЕНД и ЕГ, прозрачно намекая, что могут дать им ход. Видимо, и на этот раз парламентские выборы превратятся в конкуренцию денег, административных ресурсов, черного пиара и другого набора постсоветских методов и останется мало места для конкуренции программ и идеологических платформ.

Одна из главных опасностей выборов-2020 – невозможность формирования коалиционного правительства, последующий кризис власти, роспуск парламента президентом и неизбежные досрочные выборы. Такой сценарий вполне вероятен. ГМ уже заявляет, что ни при каких обстоятельствах не создаст коалицию с ЕНД и ЕГ, а также с «Альянсом патриотов» – парламентской партией, выступающей за активный диалог с Россией. В свою очередь, ЕНД и ЕГ клянутся, что не помогут ГМ создать коалицию и правительство, и призывают другие партии сделать то же самое. Таким образом, даже если выборы признают легитимными, еще неизвестно, сколько просуществует избранный парламент.

Внешние вызовы и интересы внешних игроков

Смена правительства в России и объявленные президентом Владимиром Путиным изменения могут затронуть и грузино-российские отношения. Уход в тень Дмитрия Медведева и Владислава Суркова, формально стоящих у истоков признания независимости Абхазии и Южной Осетии, наводит на предположение, что в российско-грузинских отношениях могут появиться какие-то подвижки. Первый раз со времени августовской войны российский МИД посчитал «чрезмерной» ответную реакцию властей Цхинвали на обустройство грузинского поста в Цнелиси у разграничительной линии, что произошло в сентябре прошлого года и едва не привело к силовым действиям. 

Москве, по вполне понятным причинам, небезразличен исход парламентских выборов в Грузии, занимающей стратегическое положение на южных рубежах России и являющейся стратегическим союзником НАТО в регионе. Победа антироссийских сил и даже их значительное представительство в парламенте, позволяющее влиять на ключевые внешнеполитические решения, – неблагоприятный для Москвы сценарий. Это понимают в здравомыслящих грузинских политических и общественных кругах, хорошо помнящих последствия войны 2008 года. Однако интерес к достаточному представительству в парламенте антироссийских сил в качестве сдержек и противовесов ГМ имеется у западных партнеров Грузии.

Естественно, Запад будет оказывать посильное влияние, дабы заполучить выгодную для себя политическую конфигурацию грузинской власти на последующие четыре года. В начале года в Тбилиси наконец прибыла новый посол США Келли Дегнан. На слушаниях в сенате она заявила, что главной проблемой для Грузии является Россия и США всячески поддержат Грузию для защиты ее территориальной целостности. Оппозиция видит в Дегнан своего рода соглядатая Запада для обеспечения свободных и демократичных парламентских выборов в Грузии и, естественно, ожидает, что посол будет благосклонна к ним.

Не без участия Запада в Грузии сформировалось неписаное правило: ни одна политическая партия не должна находиться у власти больше двух сроков. Этот посыл активно культивирует оппозиция, утверждая, что Запад не допустит третьего срока для ГМ. Однако у Грузии есть наглядный пример, когда Западу пришлось скрепя сердце смириться с твердым выбором грузинского избирателя. Это случилось в 2012 году, когда Запад был вынужден настоятельно рекомендовать М. Саакашвили передать власть и уйти в оппозицию, дабы избежать массового всплеска народного протеста.

Скорее всего, Запад попытается не допустить, чтобы в парламент попали партии, сравнительно лояльно относящиеся к России и выступающие за нормализацию грузино-российских отношений. Его цель – предотвращение такой конфигурации политических сил в парламенте, которая могла бы изменить прозападный внешнеполитический курс Грузии, и для этого у него имеются достаточные ресурсы. Отношения между ГМ и Вашингтоном заметно охладели после провала в прошлом году в парламенте конституционных поправок. Вероятность того, что доверительные отношения удастся восстановить, невелика, и, соответственно, уменьшается вероятность того, что США и ЕС примут данность, подразумевающую пребывание ГМ у власти на третий срок.

На выборах в Грузии могут отразиться и политические события в США, где в нынешнем году пройдут президентские выборы. Весь американский истеблишмент и политический класс будут сконцентрированы на предвыборных баталиях. Соответственно, в грузино-американских отношениях, скорее всего, наступит затишье.

Юбилейный 70-й саммит НАТО в Лондоне показал, что прорывных решений по членству Грузии в альянсе в обозримом будущем не ожидается. Если судить по заявлению генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга, в 2020 году будет в возрастающей степени воплощаться известный подход альянса – «Больше НАТО в Грузии и больше Грузии в НАТО». Это означает укрупнение масштабов учений НАТО в Грузии и наращивание двустороннего сотрудничества в военно-технической сфере.

Отношения Грузии с Европейским союзом, вероятно, не выйдут за рамки программы «Восточного партнерства» и соглашения об ассоциации, учитывая скептицизм ключевых членов ЕС к расширению блока, а также неясность результатов парламентских выборов.

Можно с уверенностью предположить, что в ожидании исхода парламентских выборов какие-либо значительные шаги навстречу Грузии со стороны Запада сделаны не будут. Также можно предположить, что Запад и международные организации на этот раз не спустят властям Грузии те нарушения, которые они зафиксировали во время президентских выборов 2018 г., но на них не отреагировали.

Экономика – с прицелом на выборы

Перспективы экономики на 2020 год пока выглядят пессимистичными. Международный валютный фонд понизил прогноз экономического роста страны в 2020 году с 4,8 до 4,3%. Хотя Европейский банк реконструкции и развития оставил прогноз экономического роста неизменным – 4,5%, но эксперты Galt&Taggart полагают, что экономический рост в текущем году может быть даже ниже (4%) заявленных МВФ и ЕБРР цифр. И одна из причин – парламентские выборы.

По данным Национальной статистической службы, к концу 2019 года общий уровень цен повысился на 7%. Такой инфляции в стране не наблюдалось с 2017 года. В нынешнем году могут возрасти цены на проезд в общественном транспорте, а также на газ и электричество. Если тенденция роста цен сохранится, это болезненно ударит по самим неимущим слоям, которые составляют довольно значительный сегмент электората.

Экономические трудности, соответственно, отразятся на настроениях избирателей. И если за оставшееся до выборов время положение хоть как-то не улучшится, позиции ГМ будут ослаблены. Однако вряд ли системная оппозиция в лице ЕНД и союзников сумеет заработать на этом много очков, так как степень ее неприемлемости для избирателей все еще очень высока. В 2020 году ожидается, что лидер ГМ миллиардер Бидзина Иванишвили, являющийся на данное время крупнейшим инвестором для Грузии, инвестирует в несколько крупных инфраструктурных проектов. Оздоровят ли эти инвестиции экономику или это будут лишь «предвыборные инвестиции», покажет время.

* * *

Парламентские выборы – 2020 будут явно протекать в конфликтогенной среде, на фоне резко повышенной политической температуры, высокой степени поляризации общества, нарастающих социально-экономических проблем и борьбы интересов международных игроков, заложником чего стала Грузия.

____________________________

Заал Анджапаридзе – политический аналитик, учредитель и руководитель НПО «Свободные граждане» (Грузия)

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
5180
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика