Госсекретарь США Майк Помпео на пресс-конференции 2 февраля в столице Казахстана заявил, что республике лучше развивать сотрудничество с американскими, а не с иными иностранными компаниями. Это заявление, сделанное в ходе многодневного турне главы Госдпепа по странам СНГ, прозвучало отнюдь не случайно.
На первый взгляд, слова М. Помпео выглядят обыкновенным лоббированием интересов крупного американского бизнеса. «Мы полностью поддерживаем свободу выбора Казахстана в том, с какими странами он хочет вступать в деловые отношения, - отметил он, - но я уверен, что партнерство с американскими компаниями обеспечит самый лучший результат для любого государства». В качестве примера глава Госдепа привел соглашение о сотрудничестве с компанией Tyson Foods, которое поддержит рост аграрного сектора, а также Chevron и ExxonMobil, планирующих продолжать инвестиции в нефтегазовый сектор. Среди выгод от сотрудничества с американскими компаниями он отметил возможности трудоустройства для граждан Казахстана, увеличение экспорта и укрепление связей с другими странами региона.
В плане наращивания инвестиций в РК американцам действительно есть чем похвастаться. В последние годы США активно увеличивают свое экономическое присутствие в этой ключевой с геополитической точки зрения стране региона, имеющей огромные по протяженности границы с Россией и Китаем. За 2018 г. валовый приток прямых иностранных инвестиций из США в Казахстан достиг 5,3 млрд. долл., увеличившись почти в полтора раза (на 44,7%). По объему инвестиций в казахстанскую экономику Штаты по итогам позапрошлого года заняли второе место, уступив лишь Нидерландам (7,4 млрд), и более чем вдвое опережая занявшую третье место Швейцарию (2,5 млрд). Расположившуюся на четвертом месте Россию (1,5 млрд) и следующий за ней Китай (1 млрд 476 млн) США опережают в 3,5 раза.
Рост американских инвестиций в Казахстан продолжился и в первом полугодии 2019 г., на протяжении которого они по сравнению с тем же периодом 2018 г. увеличились еще на 7% и достигли 3 млрд долл. Всего же за последние 10 лет США инвестировали в казахстанскую экономику более 28 млрд долл., а с момента обретения республикой независимости - 36 млрд. По объему накопленных инвестиций американцы заметно превосходят Китай, который, как заявил во время прошлогоднего визита в КНР президент Казахстана К. Токаев, за годы независимости вложил в республику около 20 млрд долл. прямых инвестиций. Причем если синофобские настроения в Казахстане не без активного содействия тех же США выражены очень ярко, то опасений по поводу американского присутствия почему-то не заметно.
По темпам прироста инвестиций США в 2018 г. вообще заняли первое место, опередив Нидерланды, Россию, Китай и уступая лишь расположившемуся на последнем месте среди десятки лидеров Люксембургу. Столь значительные показатели говорят о том, что усиление экономического присутствия Штатов в Казахстане является целенаправленной стратегией, рассчитанной на длительную перспективу. За последние годы на казахстанском рынке начали работать такие американские компании, как Primus Power (производство электробатарей и аккумуляторов), Spancrete (производство сборных железобетонных изделий и оборудования), Uber, Starbucks, McDonalds и Netflix (производство и поставка фильмов, телесериалов и телепрограмм). Всего же на конец сентября 2019 г. в Казахстане работали 382 компании с участием американского капитала, в числе которых 28 крупных, 19 средних и 335 малых.
Усилия Вашингтона по развитию сотрудничества с Казахстаном заметно активизировались с начала 2018 г., когда в Госдепартаменте начали обсуждать возможности возрождения изобретенного администрацией Б. Обамы дипломатического формата С5+1. Одновременно Вашингтон сконцентрировал усилия на развитии отношений с двумя ключевыми странами региона – Узбекистаном и Казахстаном. Инвестиции являлись лишь инструментом, позволяющим ему достигать своих военно-политических целей в регионе, который особого экономического интереса для них не представляет. Примечательно, что в феврале 2018 г. глава Центрального командования вооруженных сил США Дж. Вотел на слушаниях в конгрессе заявил, что влияние России в Центральной Азии создает для Штатов проблемы, которые мешают им достичь своих целей в плане снабжения военной группировки США в Афганистане.
И Казахстан, и Узбекистан в этой ситуации были крайне важны, так как только через их территорию можно снабжать американский военный контингент. Чтобы сделать Казахстан более сговорчивым, США даже провели финансово-политическую спецоперацию. В конце 2017 г. в бельгийском филиале одного из американских банков по требованию суда были арестованы 22 млрд долл., принадлежавшие Национальному фонду Казахстана. Главным условием их возврата, судя по всему, стало подписание соглашения о транзите американских военных грузов в Афганистан. По итогам состоявшегося в январе 2018 г. визита Н. Назарбаева в Вашингтон арест с казахстанских счетов был снят. Одновременно Вашингтон и Астана подписали протокол к соглашению по транзиту американских грузов через территорию Казахстана, который предусматривал их доставку через порты Актау, Курык и железнодорожную сеть.
Кроме того, в ходе январского визита в здании Торговой палаты США был организован круглый стол с участием руководителей крупнейших американских компаний. По итогам переговоров было подписано 27 документов на общую сумму 6,87 млрд долл., включая 6 инвестиционных соглашений на 685,5 млн долл. Их участниками с американской стороны выступили компании Chevron, W.R. Grace, Amity Technology, DTN, Pfizer, Baron Services. Помимо этого, были заключены 12 внешнеторговых договоров на сумму 2,64 млрд, 5 соглашений по трансферту технологий и развитию инфраструктуры, а также 4 соглашения о привлечении американских финансовых институтов к реализации инвестиционных проектов в Казахстане. Так, Агентство по зарубежным инвестициям при правительстве США (OPIC) выразило готовность профинансировать на территории Казахстана проекты в объеме 500 млн долл.
В октябре 2018 г. министр торговли США Уилбур Росс провел переговоры с тогдашним президентом Казахстана Н. Назарбаевым, обсудив с ним развитие экономических связей между двумя странами. В поездке У. Росса сопровождали представители 16 американских компаний. В ходе этого визита, как отмечает forbes.kz, были подписаны соглашения с компаниями Valmont (ирригация), Sierra Nevada Corporation (авиастроение), Honeywell, DTN и MasterCard (цифровые технологии). Одновременно в Нью-Йорке на базе влиятельного Совета по международным отношениям состоялась презентация инвестиционного потенциала Казахстана. Ранее генеральный консул США в Алма-Ате Эрик Майер также заявил о планах сосредоточить свое внимание на «вопросах, связанных с экономическим ростом» и консультировать американские компании о возможностях ведения бизнеса в Казахстане.
Очевидно, что в увеличении притока американских инвестиций крайне заинтересован и сам Казахстан. Несмотря на членство в ЕАЭС, ОДКБ, ШОС и многочисленные соглашения о сотрудничестве с КНР, а также активное развитие торгово-экономических связей с Россией и Китаем, в Нур-Султане предпочитают выдерживать по отношению к ним определенную дистанцию, охотно используя при этом в качестве противовеса американцев. При этом сотрудничество с США рассматривается казахстанскими властями как способ модернизации экономики. Примечательным на этом фоне выглядит заявление главы казахстанского МИД Мухтара Тлеуберди о том, что «США рассматриваются Казахстаном как источник инвестиций, новых технологий и знаний, а также стандартов мирового уровня».
Следует, однако, учитывать, что инвестиции являются хоть и важным, но не единственным показателем торгово-экономического сотрудничества. Другим ключевым индикатором служит объем торговли. Если по сумме инвестиций Россия от США значительно отстает, то по объему торговли с Казахстаном, напротив, многократно их опережает. По данным за 2018 г. объем двухсторонней торговли между Казахстаном и США составил 2,1 млрд долл., а с Россией – 18,2 млрд долл. Причем даже неполная статистика за 2019 г. свидетельствует, что рост объемов российско-казахстанской торговли продолжился.