«Шагреневая кожа» портов Крыма необратима? - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 23.10.2024 |

«Шагреневая кожа» портов Крыма необратима?

С середины февраля в портах Крыма начались массовые увольнения: всего планируется уволить в ближайшие месяцы минимум 15 тыс. местных портовиков, трудоустроив их, как обещают власти, в других отраслях региона. При этом ожидается закрытие едва ли не всех грузовых местных портов.

Официальная причина – падение грузооборота ввиду западных санкций и, соответственно, нерентабельность крымских грузовых портов. Но, скорее всего, ситуация обусловлена «консервацией» проектов, во-первых, по максимальной адаптации портовой системы Крыма к современным внутри- и внешнеэкономическим условиям. Во-вторых, по её комплексному включению в транспортно-логистическую систему Юга России. Но, похоже, все негативные геополитические последствия прекращения грузовой работы крымских портов не учитываются.

«Ритм Евразии» не единожды рассматривал эту проблему. Её решение на федеральном и местном уровнях с 2017 г. почему-то видится лишь в перепрофилировании портов Крыма сугубо на перевозки туристов и на соревнования яхтсменов. С учетом этого фактора сложившуюся ситуацию вольно или невольно довели к настоящему времени, скажем так, до неизбежного закрытия грузовых портов. И это –вместо системной работы по повышению их конкурентоспособности в освоении новых морских и смешанных маршрутов.

Тем временем крымский Минтранс на днях заявил, что «оптимизация штатной численности ГУП «Крымские морские порты» (КМП) является путем выхода из кризисной ситуации и позволит обеспечить безубыточность предприятия без постоянного субсидирования из бюджета Республики Крым». Впрочем, резонно уточнить: неужели в санкционных условиях правомерно всерьёз говорить о прекращении госсубсидирования портов региона? Как раз об обратном свидетельствует портовая и в целом инфраструктурная политика подсанкционных в разные периоды других стран – КНР и Албании, КНДР и ЮАР, Ирана и Судана, Южной Родезии и Бирмы (Мьянмы), и не только...

Тем не менее то же ведомство поясняет: «В связи с введенными ЕС санкциями по отношению к Республике Крым, а также вводом в эксплуатацию транспортного перехода через Керченский пролив и, как следствие, переориентацией пути следования пассажирского и грузового транспорта на альтернативный маршрут движения, ГУП "Крымские морские порты" находится в тяжелом финансовом положении. Доходная часть предприятия значительно снизилась».

Из этого – простите – чиновничьего лепета выходит, что проектирование и ввод в действие Крымского моста не были увязаны, вопреки общемировой практике таких проектов, ни с планами инфраструктурного развития Крыма, ни с вопросами его комплексного включения в южнороссийскую транспортно-логистическую систему. Или мы ошибаемся?

Тем временем директор по правовым и имущественным вопросам КМП Денис Дворниченко в недавнем эфире Радио Крым сообщил, что «сокращение на этом предприятии не первое, но на этот раз есть «признаки массовости». Предположительно, сокращение коснется порядка 400 человек в одном городе. Также под это попадает Феодосийский торговый порт: там порядка 120 штатных единиц». А председатель профсоюза Керченского рыбного порта Валентина Козловская не исключает увольнения около 600 сотрудников, уточняя, что КМП по согласованию с Минтрансом Крыма приняло решение о прекращении деятельности Керченского рыбного порта и паромной переправы. Сокращения, по ее словам, также ожидаются в торговом порту Керчи и крымском отделении «Госгидрографии».

Характерно, что, по данным В. Козловской, керченские портовики уже дважды подавали заявки в администрацию Керчи на мирные акции 15 и 22 февраля против сокращений в КМП, но не получили на это разрешения.

Позвольте, но как же тогда с ранее объявленными проектами, во-первых, развития рыбопереработки в Керчи и ряде других районов крымского побережья, во-вторых, паромных переправ между Керчью/Феодосией и черноморскими портами Краснодарского края? Как же тогда с проектами, тоже заявленными ранее, по отладке регулярного морского/паромного сообщения Крыма с не участвующими в санкциях Абхазией, Ираном, Сирией, с рядом других стран Ближнего Востока? Разве планомерное осуществление этих проектов не помогло бы повысить конкурентоспособность крымских портов, равно как и крымской рыбной отрасли?

       

Между тем в регионе, как отмечает крымский экономист Евгения Горюнова, активно ныне работает только Керченский порт. На его долю приходится более 80% всего портового грузооборота Крыма. Остальные же его гавани терпят масштабные убытки: расходы по погрузке-разгрузке минимум вдвое превышают доходность этих работ.

Говоря в более широком контексте, экспортно-импортные операции, по данным морского мониторинга, ныне составляют 7% в грузообороте тех же портов. Но и такой показатель отнюдь не подтверждает, образно говоря, неминуемости грузового закрытия портов Крыма.

Но почему в столь настойчивых «прожектах» их закрытия игнорируется, например, и то, что экспорт зерна из Крыма, по данным регионального управления Россельхознадзора, за 2019 год вырос и составил 307 тыс. тонн? Разве это не весомая грузовая база, тем более с учетом дальнейшего роста крымского зерноэкспорта?

Если точнее, в структуре отгруженных на экспорт из Крыма 307 тыс. тонн зерна – 210 тыс. т пшеницы и 97 тыс. т ячменя. А в январе с. г. на экспорт уже отправлены 12 тыс. т ячменя. Наибольший объем крымских зерногрузов был направлен в страны Ближнего Востока, по ряду данных – в Сирию, Ливан, Египет, Ирак и Иран, которые не участвуют в антироссийских санкциях.

Наряду с упомянутыми проектами и экспортными трендами весомую базу для поддержания рентабельности портов Крыма могли бы составить сборы/тарифы за портовые операции. Но крымские порты нередко «перебарщивают» с этими расценками: еще в мае 2018 г. ФАС оштрафовала «Крымские морские порты» почти на 1 млн. рублей за завышенный на 40% расчет платы за швартование судов.

Еще один, притом долговременный вариант грузовой поддержки портов Крыма, как обоснованно считает Е. Горюнова, – их более активное (хотя бы регулярное) использование в торговле РФ с Сирией, Ираном, Абхазией, Сербией, т. е. с приоритетными партнерами РФ в Дунайско-Черноморском и Ближневосточном регионах. Заметим, что со второго полугодия 2014-го имеется немало документов о развитии морских и смешанных грузоперевозок на этих направлениях. Но реальный уровень их выполнения к настоящему времени – пока не более 50%.

Словом, едва ли целесообразно «выводить» порты Крыма из грузовой работы. Наоборот, надо думать, как обеспечить их соответствующими объемами грузов, особенно с учетом очевидных факторов геополитики и необходимостью более активного ввода Крыма в евразийское хозяйственное пространство.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
12846
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика