В Литве Витаутас Ландсбергис и другие политики создали «общественное движение» против Белорусской АЭС и собирают подписи в Европарламент, чтобы ЕС надавил на Минск. Кроме того, Вильнюс анонсировал создание «коалиции» против БелАЭС, состоящей из Литвы, Латвии и Эстонии. Он продолжает вести такую деятельность даже несмотря на то, что в целом западный блок пытается демонстрировать «потепление» по отношению к Белоруссии и её президенту.
Завалим Брюссель кляузами!
Первые дни нового года принесли новость – в Литве создано движение «мирного сопротивления» Белорусской АЭС, строящейся российскими предприятиями по заказу Минска. Меморандум о его учреждении подписали свыше 200 литовских политических и общественных деятелей. По словам первого лидера постсоветской Литвы В. Ландсбергиса, данное движение может потребовать переместить «опасный объект» в другое место. «Я считаю, что Литва испытывает потери уже сейчас. И ей придётся вкладывать значительные средства в защиту людей и самооборону», – сказал Ландсбергис. Он – один из главных идейных отцов нового движения, требующий удушить строящуюся в белорусском Островце атомную электростанцию ещё с 2016 года, называя её не иначе как «гильотиной» и «гибелью» для Литвы.
Ранее В. Ландсбергис призвал «противиться стройке белорусского ядерного монстра» и даже сетовал, что, мол, литовцы измельчали, раз у них не хватает духа пойти в атаку на стройплощадку БелАЭС. «Если бы дух был иным, то мы пошли бы в Островец. Но сейчас мы ждем судьбы, думая, что все хорошо», – печалился «отец литовской независимости».
Вместо «похода на Островец» литовские борцы с АЭС решили завалить Брюссель кляузами. «Мы хотим, чтобы ЕС прислушался к нашей позиции, принял нашу позицию как свою, запретив закупку электроэнергии у этой небезопасной атомной станции», – заявил парламентарий Жигимантас Павилёнис (член партии «Союз отечества – Христианские демократы Литвы», «духовным отцом» которой считается Ландсбергис). Движение начало сбор подписей под петицией для Европарламента и официального Минска. Авторы обращения призывают власти Белоруссии не выдавать разрешение на эксплуатацию БелАЭС, не запускать первый энергоблок и перенести строительство остальных трех блоков в другое место.
Сбор подписей будет продолжаться до 20 апреля – годовщины аварии на Чернобыльской АЭС (26 апреля 1986 года). Ничего нового в этой инициативе нет: в Литве уже пытались собирать подписи под подобными петициями и ранее.
Литовцы стараются доказать, что находящаяся в 50 километрах от Вильнюса Островецкая АЭС представляет угрозу для всего региона и агитируют не покупать с неё электричество. Ещё в декабре 2015-го тогдашний министр энергетики Рокас Масюлис предложил, чтобы Вильнюс, Рига и Таллин договорились относительно налоговой системы, которая предотвратила бы импорт электроэнергии из Островца в Прибалтику. А уже в начале 2016-го он обратился к своим коллегам из Латвии, Эстонии, Финляндии и Польши с просьбой не покупать электроэнергию «у третьих стран, которые строят небезопасные АЭС». Премьер-министр Саулюс Сквернялис по этому поводу отметил, что «необязательно запрещать импорт энергии в масштабах ЕС – достаточно, чтобы электричество не попало через несколько стран-посредников».
В апреле 2017 года Сейм Литвы большинством голосов принял закон о запрете на приобретение электроэнергии с «небезопасных станций», под коими в первую очередь понималась БелАЭС. В марте 2019-го премьер Сквернялис, заявивший на тот момент о своих президентских амбициях, высказал компромиссный, по его словам, «план-хулиган». Он предложил перестроить уже готовую на 90% АЭС в газовую электростанцию, для которой Литва, по словам премьера, могла бы поставлять голубое топливо со своего терминала в Клайпеде. Вильнюс очень гордится своим терминалом, газ для которого доставляется морем – в Литве уверяют, что этот объект помог им достичь «энергетической независимости» от России.
По мнению Сквернялиса, Белоруссия, отказавшись от АЭС, тоже могла бы снизить степень своей зависимости от восточного соседа. В Минске, впрочем, отнеслись к «плану-хулигану», как к заведомо несерьёзному. Ведь для того чтобы «конвертировать» атомную электростанцию в газовую, нужно было бы фактически снести её (президент А. Лукашенко оценил стоимость затрат на АЭС без малого в 7 млрд долларов) и потом выстроить заново. «Проект строительства Белорусской АЭС находится на завершающем этапе. Превращение её в электростанцию, работающую на природном газе, является нецелесообразным технически и экономически», – деликатно ответил Сквернялису белорусский премьер-министр.
Удар в спину от «лучшего друга»
Как большой свой успех восприняли в Вильнюсе итоги состоявшегося в феврале в Женеве промежуточного совещания сторон «Конвенции Эспоо» (Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте). Стороны конвенции пришли к выводу, что «в документации по оценке воздействия БелАЭС на окружающую среду упоминаются альтернативные места размещения атомной электростанции и критерии выбора площадки, но не приводится достаточной информации в поддержку и обоснование выбора Островецкой площадки». В МИД Белоруссии заявили, что сильно разочарованы выводом сторон «Конвенции Эспоо», которые приняли «антибелорусское решение» в угоду Литве.
Между тем эксперты Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), посетившие в июле АЭС в Островце, пришли к выводу, что Минск вполне добросовестно стремится обеспечить безопасность станции. Они отметили «надёжную» систему аварийного оповещения населения при радиологических и других авариях, присутствие на БелАЭС защитных сооружений и укрытий для работников, наличие на блочном пункте управления интегральной панели, специально спроектированной для контроля и управления передвижным оборудованием во время аварийных ситуаций. Эксперты МАГАТЭ предложили и несколько своих рекомендаций.
Но Литва продолжает уговаривать соседей заранее отказаться от закупки островецкой электроэнергии. Первой поддержала бойкот БелАЭС Польша, она намеревается развивать собственную атомную энергетику. В мае этого года министр энергетики Польши Кшиштоф Тхужевский сообщил о подготовке к строительству АЭС в регионе польского Поморья. Позиция же соседей Литвы по региону Балтии сначала казалась куда более неоднозначной. Так, в августе 2019-го вице-канцлер по вопросам энергетики эстонского министерства экономики и коммуникаций Тимо Татар заявил, что не исключает, что на рынок его страны попадет электричество, произведённое на БелАЭС. А 14 августа Вильнюс обескуражило заявление Риги о том, что как только Литва введёт блокаду на импорт энергии из Белоруссии, Латвия будет закупать электричество из этой страны через собственную границу.
Спикер литовского парламента Викторас Пранцкетис помчался в Ригу и там получил от латвийского премьер-министра Кришьяниса Кариньша обнадеживающее обещание, что возникло «недоразумение» и на самом деле Латвия закупать энергию у белорусов не станет. Но осадочек остался: глава литовского оператора электросетей Litgrid Дайвис Вирбицкас пригрозил, что, если Латвия проявит непостоянство в этом вопросе, Вильнюс подаст на нее жалобу в Еврокомиссию. Кроме того, в октябре С. Сквернялис обратился с просьбой к Вашингтону: в ходе встречи с американским министром энергетики Риком Перри он высказал пожелание, чтобы США включились в кампанию давления на Минск из-за АЭС. «Министр Перри обещал поддержку», – заявил Сквернялис по окончании беседы.
Увы, впоследствии выяснилось, что на самом деле реальное содержание переговоров Перри со Сквернялисом оказалось не таким радужным для Вильнюса, как это постарались представить в Литве. «Есть МАГАТЭ, роль которого состоит в том, чтобы ядерные объекты соответствовали международным стандартам. Поэтому я бы рекомендовал литовским лидерам обратить на это внимание», – сказал Р. Перри на полях конференции трансатлантического энергетического сотрудничества в Вильнюсе. Он посоветовал принимающей стороне взаимодействовать по БелАЭС напрямую с Минском. «В переводе с дипломатического языка на простой это значит: атомная станция, о которой вы мне тут все уши прожужжали, – не наша проблема, разбирайтесь с ней сами, а Америку в чужие дела не впутывайте. Где же в этом поддержка блокирования поставок энергии БелАЭС? Поздравляем вас, господа, соврамши. Но это была только присказка. Сказка оказалась впереди. Вскоре после отповеди Перри Вашингтон прямо поддержал строительство Белорусской АЭС и даже выразил готовность поучаствовать в этом проекте», – пишет политолог Александр Носович.
Сдать назад не способны
Действительно, заместитель министра энергетики США Рита Бараноул заявила литовцам: «США призывают Литву и Беларусь продолжать общение и сохранять прозрачность. Я бы сказала, что реакторы, схожие с установленными на БелАЭС, безопасно работают в мире. В будущем топливо отчасти могли бы поставлять и американские компании. Это уже делается на некоторых электростанциях в мире». Носович иронизирует: «Какая компания конструирует атомные реакторы, та и поставляет для них ядерное топливо – это закон для атомной энергетики. Если бы было иначе, то и Игналинскую АЭС (оставшуюся в Литве в наследство от СССР и закрытую по настоянию Евросоюза. – Р.Б.) можно было бы не закрывать, а перевести с топлива "Росатома" на Westinghouse. А так несовместимость типа топлива и типа реактора точно вызовет тот самый "второй Чернобыль", который снится в кошмарах литовским политикам. Впрочем, это детали. Важна не глупость предложения замминистра энергетики США, важен сам факт этого предложения. США посылают однозначный сигнал: они считают реакторы Белорусской АЭС безопасными и сами готовы сотрудничать с атомной станцией под Островцом. Такое политическое послание – даже не пощечина литовским властям, а прямое и демонстративное предательство Соединенными Штатами Литвы».
Вильнюс из последних сил выбивается, чтобы организовать в регионе бойкот белорусской электроэнергии. На настоящий момент он, похоже, всё же «дожал» своих прибалтийских соседей. В феврале было объявлено, что страны Балтии таки подпишут декларацию об отказе от закупок электроэнергии, которая будет производиться на Белорусской АЭС – об этом премьер-министры Латвии, Литвы и Эстонии договорились на встрече в Таллине. С. Сквернялис также выразил надежду на выработку механизма контроля над электроэнергией из стран, не являющихся членами Евросоюза. По его словам, «вместе с Латвией, Эстонией и Еврокомиссией будут найдены решения по должному контролю электроэнергии, поступающей в наши сети из третьих стран».
При этом нужно понимать, что Вильнюс со своей позицией по отношению к БелАЭС оказался в несколько ложном положении. После того как Россия и Белоруссия не сошлись в ценах на энергоносители, в США и НАТО, надеясь углубить разногласия между Москвой и Минском, активизировали контакты с президентом А. Лукашенко. Более того, в январе Минск приобрёл 80 тыс. тонн норвежской нефти – с доставкой через литовскую Клайпеду. Новый посол США в Литве Роберт Гилкрист предлагает белорусам в будущем наладить через Клайпеду доставку американского газа. Президент Гитанас Науседа хвалится, что, дескать, Вильнюс помог Александру Лукашенко вести диалог по энергоносителям с российским коллегой Владимиром Путиным «на равных».
В этих условиях Литве, которую в Минске всё же воспринимают как часть западного блока, следовало бы умерить свое давление по вопросу АЭС, чтобы чрезмерно не раздражать Бацьку. Но сдать назад Вильнюс уже не способен – слишком много ресурсов он вложил в борьбу с Белоруссией на энергетическом фронте.