В чём причина провалов иностранных инвестиций в Кыргызстан? - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 25.11.2024 |

В чём причина провалов иностранных инвестиций в Кыргызстан?

В середине февраля после протестов местных жителей в Кыргызстане закрылся ещё один проект китайской компании, которая планировала за 280 млн долларов построить торгово-логистический центр. Это не первая и, видимо, не последняя неудача иностранного инвестора.

Впервые о создании торгово-логистического центра в Ат-Башинском районе Нарынской области заговорили в 2017 году, когда нашлись китайские партнёры для этого проекта. Планировалось создать торговую, логистическую и индустриальную зону, в которых бы работало 13 тысяч сотрудников. В прошлом году премьер-министр КР Мухаммедкалый Абылгазиев и посол Китая в КР Ду Дэвень лично заложили капсулу под будущий фундамент стройки.

Однако с начала нынешнего года местные жители стали регулярно протестовать против стройки. В итоге основной инвестор – китайская компания One Lead One Trading Limited заявила о невозможности работать в такой обстановке. «К сожалению, в Ат-Башинском районе среди его жителей сложилось негативное отношение к проекту, что выражается в прошедших протестных акциях. Мы полагаем, что нельзя работать над долгосрочным крупным проектом в ситуации, когда часть местного населения выступает против строительства логистического центра, и поэтому вынуждены принять решение о закрытии», – пояснили в компании.

Видимо, китайцы хорошо помнили предыдущий неудачный опыт, когда уже начавшие работать предприятия вынуждены были прекратить свою деятельность. Всего лишь полгода назад в той же Нарынской области местные жители устроили протесты против китайской компании, разрабатывающей месторождение золота, и силовым путём её просто выгнали.

С подобными инцидентами сталкиваются не только китайские компании, но поскольку они являются основными инвесторами в реальный сектор экономики страны, то часто именно они оказываются в конфликте с местным населением. Также инвесторы жалуются на коррумпированность госструктур и трудности с получением необходимых разрешений.

Центральные власти в Бишкеке охотно зазывают в страну иностранный капитал, суля выгоды и всяческую поддержку. Но зачастую во время инцидентов помощи от них не бывает, власти просто не рискуют связываться с недовольной толпой, чтобы не растерять свой рейтинг. В итоге Кыргызстан страдает от нехватки не только инвестиций и технологий, необходимых для развития экономики.

Неблагоприятная среда для инвестиций

Что мешает иностранным инвесторам охотно вкладываться в Кыргызстан и каковы перспективы экономики страны?

Своим мнением с «Ритмом Евразии» поделилась экономист из Бишкека Нургуль Акимова.

– Нургуль Мамасадыковна, в чём особенность китайских инвестиций, почему бизнес КНР стал нередко отказываться работать в Кыргызстане?

– Каждый раз, когда инвестор вынужден досрочно завершить проект, он несёт колоссальные убытки. Природа инверсионного проекта такова, что на первых этапах инвестор максимально вкладывается в создание инфраструктуры и производственные мощности.

Китайские проекты – это в основном инвестиции, включающие в себя инженерную деятельность. Значит, у них в структуре освоения инвестиций есть конструкторские решения, технологические решения, решения по организации производственных и обслуживающих процессов. Все эти управленческие действия, согласно законодательству КР, подлежат согласованию в уполномоченном государственном органе. Об эффективности взаимодействия бизнес-структуры и госорганов красноречиво характеризует рейтинг Doing Business, в котором в этом году Кыргызстан занял 80-е место, а в 2019 году мы были на 70-м месте.

– Какие в целом риски для себя видят иностранные компании?

– Для реализации многих проектов необходимо произвести большие единовременные траты. Инвесторы обращают внимание на потенциальные риски введения бизнеса в следующем контексте: они оценивают их как высокие, средние или низкие.

Например, самым низким риском может быть приобретение и установка очистных сооружений, соблюдение экологических стандартов. У них вероятность неудачи крайне низка, поэтому такие факторы относят к нулевым рискам.

Пример инвестиций с высоким риском – это возможность устойчиво вести проект на выбранной локации. Поскольку в случае срыва производственного процесса компания понесет не только прямые финансовые убытки, но и конкуренты могут занять его нишу на рынке. В итоге инвестор окажется в большом убытке.

– Сворачивание проекта китайского логистического центра в Нарынской области сильно ударит по инвестиционной привлекательности КР?

– Разумеется. Любой проект, который вызвал резонанс в результате того, что инверсионное решение не было реализовано, – это сигнал для отечественного и иностранного инвестора. Никто не хочет потратить время и ресурсы без перспектив успеха.

Мы должны учесть, что инвестору приходится на каждом этапе проводить капиталоемкую и трудоемкую работу. Прежде всего, речь идет о следующих этапах проработки:

1. Прединвестиционный (оценивает интерес потребителей к продукту, планирует объем продаж, прогнозирует спрос, определяет поставщика ресурсов, проводит расчеты экономической эффективности и т. д.);

2. Инвестиционный (покупка новых зданий и сооружений, монтаж и установка оборудования);

3. Эксплуатационный (производство и реализация продукта);

4. Ликвидационный (распродажа активов).

Сложности с реализацией в Кыргызстане любого из вышеперечисленных этапов может стать причиной ухода инвестора.

В мире много стран, где за инвестиции борются и создают благоприятные условия. По данным доклада UNCTAD, страны Африки и Латинской Америки улучшают свои позиции по привлечению прямых иностранных инвестиций. Также держатели капитала, если не находят интересные проекты, чаще всего вкладываются в стабильный рынок ценных бумаг.

Поэтому отказ инвестировать в нашу страну не означает, что инвестор отказывается от проекта, он просто реализует его в другом месте. Обычно среди стран Центральной Азии для этих целей выбирают Казахстан и Узбекистан. Для Кыргызстана это, конечно же, упущенные возможности.

– Сейчас в Китае бушует эпидемия коронавируса, это как-то отразится на росте ВВП Кыргызстана?

– Эпидемии неизбежны, и, на мой взгляд, такие события положительно влияют на экономику стран, где развит фондовый рынок. Негативный фон позволяет сбавить темп надувания финансовых пузырей.

Кыргызстан – маленькая страна с небольшим объемом экономики, а Китай для нас был и остается основным поставщиком товаров народного потребления и комплектующих продукции для производства. Поставщики же продовольствия, в основном из стран ЕАЭС, удовлетворяют продуктовые потребности кыргызстанцев. Почувствовать дефицит потребительских товаров можно будет лишь тогда, если кыргызско-китайскую границу долго не будут открывать.

Пока сложно подсчитать убытки, так как еще не прошел месяц и мы не видели статистику. Очевидно, будут убытки и недополученные средства, поскольку определенная группа предпринимателей работает именно на перевозках, в торговле и других смежных подсекторах. Будет также упущенная выгода по таможенным платежам и налоговым сборам. Однако в данном случае безопасность важнее экономики.

– Может ли КР запросить у ЕАЭС финансовую помощь для конкретных инфраструктурных проектов? Какие проекты вы могли бы посоветовать?

– Кыргызстану нужны проекты с высоким уровнем доходности. Бедность в стране растет, доходы населения скудные и неустойчивые. Экономика подвержена внешним влияниям, и производственные мощности могли стать опорой стабильного развития.

Прежде всего, интересны проекты в секторе переработки и производства высокотехнологичных товаров. Как для промышленных целей, так и товаров, воспроизводящих экономические блага, например IT-продуктов. С ними необходимо выходить на международные рынки, в страны, где покупательская способность значительно выше, необходимо бороться за свою долю рынка и зарабатывать на этом.

  Не конкурентное законодательство

Другой экономист из Кыргызстана президент ассоциации «Горный кластер» Михаил Халитов полагает, что для развития экономики страны необходимо изменить законодательную базу страны.

– Михаил Гилфанович, по вашему мнению, в чём основная причина проблемы привлечения иностранных инвестиций в КР?

– Прежде всего – не конкурентное законодательство. Инвестиции в Кыргызстане – сугубо политическая категория. Экономики в инвестициях, о которых вы говорите или о которых делают заявления политики/чиновники, практически нет. Принцип привлечения в КР заключается в том, чтобы чиновнику самому найти инвестора, причем без разницы, в какой именно, главное, чтобы через него, или же заниматься сепарацией поступивших предложений со стороны частного сектора, что-то оставлять для личного участия или «понравившиеся» проекты передавать наверх по инстанции.

То есть государство не выступает инициаторам важных экономических проектов для развития экономики, отраслей и территории, потому что перед исполнителями не ставится такая задача. Стоит одна задача – «привлечь инвестора», а это каждый понимает, как хочет. В стране не ведется межотраслевой баланс, межрегиональный баланс, никто не в состоянии описать структуру экономики, никто не может определить потребности в капитале отраслей и территорий, отсутствует экономический учет, как таковой.

В общем, его величество случай правит бал. Если повезло, появился мешок с деньгами, то быстро берут в оборот, пиарятся, ленточку могут перерезать, а дальше участия государства не будет. Есть еще множество проблем, связанных с управленческими рисками. Например, разница между налоговым и бухгалтерским учетом, которая давно должна была быть урегулирована на законодательном уровне. Но это невыгодно дольщикам и пильщикам, сидящим на государственных должностях.

Или еще одна проблема, когда президент привлекает инвестиции в страну, а в регионах местные царьки и князьки из надзорных, судебных и прочих силовых структур кошмарят бизнес. И тут речь не о коррупции, которой у нас последнее время только и занимаются, я говорю о совершенно запутанном, сложном, неконкурентном законодательстве  в Кыргызстане по сравнению с тем же Узбекистаном.

– По вашему мнению, китайский логистический центр в Нарынской области был бы выгоден КР?

– Кыргызстану нужно больше заботиться не о спекулятивном бизнесе и не о проектах, которые развивают не нашу экономику. Опыт стран, которые совершили большой скачок в развитии, говорит о том, что страну можно развить, сосредоточившись на собственном сельском хозяйстве, собственной промышленности и грамотном управлении финансовым сектором.

Как это делается, описано в книге Джо Стадвелла «Азиатская модель управления». Так вот, проект логистического центра в Нарыне как раз нужен больше китайской промышленности. Для Кыргызстана было бы выгодней обратить внимание на собственный производительный бизнес. А сейчас получилось так, что погоня за инвестициями подменила развитие собственной экономики.

– Оправданны ли были опасения жителей Нарына насчёт логистического центра?

– Любой проект в Кыргызстане является сугубо отраслевым. Планирование инвестиций идет от отраслевиков из министерств или ведомств, т.е. сверху вниз. Интересы территории учитываются шаблонными или неадекватными оценками в количестве рабочих мест для местных жителей, то есть никак. Население при таком подходе исключено из планирования, а его вовлеченность в будущем оказывается по факту мизерным.

Поэтому правительство и президент терпят фиаско в таких проектах, как логистический центр в Нарыне. Пока у нас не будет внедрен территориально-отраслевой принцип управления, так и будет все неустойчиво.

По закону в Кыргызстане социально-экономическим развитием территорий занимаются органы местного самоуправления. Отсюда – и требования населения. Все же видят, как ведется развитие Иссык-Кульского района одноименной области. Пансионаты – как в Европе, а за пределами, в селах и городах нескончаемые проблемы с водой, вывозом мусора, дорогами, энергией и прочей инфраструктурой. Разрыв в развитости отрасли и территории колоссальный.

– Недавно ввели новый институт бизнес-омбудсмена, он поможет решить эти проблемы?

– Есть такая поговорка в народе: «Зачем козе баян?» У государства есть инструменты, грамотно играя на которых можно добиться в целом конкурентной юрисдикции по сравнению со многим странами в мире. Инвестиции идут туда, где все знают и играют свою партию, а дирижёр умело отдает команды на вступление тех или иных музыкантов. Вот представьте себе, что в оркестре есть плохие музыканты и неумелый дирижёр, а тут в коллектив впихнули ещё одного музыканта. Как вы думаете, оркестр зазвучит лучше? Нет! Вот так и с бизнес-омбудсменом.

В общем, выбрали сложный, долгий путь для улучшения инвестклимата, который может и не дать никакого результата. Ну а если и начнет давать что-то полезное, то это растянется на многие годы. Для того чтобы сделать в стране конкурентную юрисдикцию, нужно действовать совсем другими методами, которые все упрощают и ускоряют.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2857
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика