В Нур-Султане эксперты подвели итоги «интеграционной пятилетки» - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 23.10.2024 |

В Нур-Султане эксперты подвели итоги «интеграционной пятилетки»

В казахстанской столице 25 февраля состоялся круглый стол «ЕАЭС в новом десятилетии», где специалисты и журналисты подвели итоги «интеграционной пятилетки» и обсудили актуальные проблемы развития Союза. Например, каким «аршином» измерять успех ЕАЭС и можно ли его сравнивать с Евросоюзом?

Мнений звучало много, как относительно перспектив интеграции на постсоветском пространстве, так и о проделанной работе. При этом участники были едины во мнении, что их встреча в Нур-Султане является символичной, ведь идея создания ЕАЭС исходила от первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. «Выступая в МГУ в 1994 году, он впервые поднял тему интеграции. Тогда скептично восприняли идею, поскольку не было понимания. Но постепенно Евразийский союз стал реальностью», – отметил кадровый дипломат Булат Сарсенбаев.

Пять лет не такой большой срок, и тем не менее уже можно говорить о том, что результаты есть, считает заведующая кафедрой регионоведения Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева Айгерим Оспанова. Но есть и проблемы, которые предстоит ещё решить. Самый главный итог – ЕАЭС работает, другой вопрос, как повысить его конкурентоспособность. По словам спикера, сегодня ЕАЭС часто сравнивают с Евросоюзом, но проводить такие параллели не стоит, так как «время существования ЕС, предпосылки его возникновения отличаются от тех, что есть у Евразийского экономического союза».

А. Оспанова также сообщила о том, что интеграционные процессы коснулись и академической среды. В ЕНУ первыми внедрили программу по изучению ЕАЭС. «Это то, что нужно сейчас изучать, – считает спикер. – Потому что сейчас не хватает специалистов, которые бы знали, что такое евразийская интеграция, что нам нужно». По её словам, столичный вуз уже вносит свою лепту в этот процесс.

Участники дискуссии (слева направо): Айгерим Оспанова, Булат Сарсенбаев, Акбота Жолдасбекова и Дарья Чижова

Позицию коллеги поддержал эксперт из Кыргызстана Кубат Рахимов, обратив внимание на деятельность академий наук стран ЕАЭС, потенциал которых можно использовать в интеграционном процессе. Также он напомнил о том, что при Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) действовал Научно-экспертный совет. По определению он призван был стать консультативной площадкой, на которой специалисты разных сфер должны были обсуждать и анализировать протекающие социально-экономические тренды в ЕАЭС.

Эксперт также напомнил о Российско-Кыргызском фонде развития, на работу которого Минфин РФ выделил 500 млн долларов для реализации совместных проектов, и столько же средств предлагалось дополнительно привлечь. Правда, только 250 млн долларов из этой суммы было освоено. Эксперт предложил трансформировать Российско-Кыргызский фонд развития в Евразийский фонд. «Размер капитала фонда без труда можно вернуть к первоначальной сумме, т. е. один млрд долларов. Фонд мог бы заходить в крупные евразийские проекты в странах ЕАЭС», – отметил К. Рахимов.

Также эксперт предложил выйти в режим евразийской интеграции в сфере оборонно-промышленного комплекса. Тем более что страны ЕАЭС являются членами ОДКБ, которая занимается обеспечением коллективной безопасности. Только в данном случае спикер вел речь не об обороне, а о рынке вооружения. «В Кыргызстане мы тоже сохранили предприятия ОПК. В республике производят торпеды, интерес к которым проявляли соседи из южных стран», – заметил К. Рахимов. Он также напомнил, что в 2020 году Белоруссия, сама производитель большой линейки вооружений, является не только председателем в ЕАЭС, но и в ОДКБ, поэтому может способствовать кооперации в сфере ОПК.

В свою очередь, сопредседатель редакционного совета «Евразия. Эксперт» Петр Петровский отметил, что начиная с 2014 года экономический рост стран ЕАЭС замедлился. Впрочем, показатели торговли также не блистали. Но очевидно, что такая тенденция связана не с ситуацией в ЕАЭС, а с обвалом цен на энергоресурсы в мировой экономике. Первыми «нефтяную девальвацию» ощутили Россия и Казахстан, чья основная экспортная выручка приходится на энергоносители. Вторичный эффект почувствовали остальные страны ЕАЭС, для которых Казахстан и Россия представляют собой, с одной стороны, поставщиков  этих ресурсов, а с другой – место трудоустройства их граждан.

Эксперт также отметил, что в ЕАЭС «доля обрабатывающей промышленности уменьшается, а добывающей – растёт». Тенденцию можно констатировать как факт, а можно рассматривать как вызов для ЕАЭС, ответом на который могут стать только реформы, а именно – отказ от той социально-экономической модели, которая в 90-х годах ХХ века сложилась в наших странах. Сегодня она исчерпала свои возможности, о чём свидетельствуют умеренные темпы роста ВВП стран ЕАЭС. Не нефть и сырьё, а знания и инновации должны стать двигателем экономик государств интеграционного блока.

Но если отвлечься от текущих экономических тенденций в ЕАЭС и сосредоточиться на самой интеграции, то ситуация на евразийской площадке выглядит оптимистично. «Если сравнивать основные индикаторы развития интеграционных процессов, как институциональная интеграция, интеграция в ключевых секторах, интеграция на основных рынках, макроэкономическая конвергенция, то ЕАЭС занимает второе место после Евросоюза», – говорит Марина Лапенко, руководитель ИАЦ «Евразия-Поволжье».

Радужно выглядят позиции Евразийского экономического союза в глобальных рейтингах. «В 2018 году в Индексе глобальной конкурентоспособности ВЭФ страны ЕАЭС заняли 45 место из 140 экономик мира, – отметила М. Лапенко, – а по эффективности логистики государства ЕАЭС переместились сразу с 98 на 76 место». По словам спикера, была также проделана большая работа в ЕАЭС в части ликвидации препятствий на пути к свободной торговле. «Например, – заметила она, – с момента вступления в силу Таможенного союза было устранено 40 препятствий. В том числе 28 барьеров, 7 ограничений, 5 изъятий».

В свою очередь президент фонда «Мир Евразии» Эдуард Полетаев поднял тему перспектив расширения ЕАЭС, которая в последнее время часто обсуждается. По его словам, сам по себе этот процесс не является критерием благополучия Союза. «В Казахстане индикатором успешности рассматривается эффективность работы ЕАЭС и его структур», – сказал эксперт. Тем более что опыт Евросоюза показывает, что пополнение за счёт новых стран не всегда укрепляет интеграционные процессы.

По словам Э. Полетаева, каждая страна при вступлении в ЕАЭС руководствуется своими императивами. И чаще всего речь идёт о четырёх свободах при создании общего рынка. Но есть и нюансы. По словам эксперта, для Казахстана важно было ещё «получить доступ к транспортной инфраструктуре стран ЕАЭС». Кроме того, в Нур-Султане реалистично оценивали возможности. «Хотя запад Казахстана считается европейской частью Евразии, ЕАЭС не воспринимается как альтернатива вступления в Евросоюз. Мы не питали иллюзий. Тем более что опыт Турции, которая годами ждала вступления в ЕС, поучителен», – сказал Э. Полетаев. Нур-Султан продолжает выстраивать прагматичные отношения с крупными бизнес-игроками, с тем же Евросоюзом, но хорошо понимает, что свои правила в торговле может отстаивать в ЕАЭС.

Важность формирования общего информационного пространства на просторах ЕАЭС отметил директор ЦАИ «Евразийский монитор» Алибек Тажибаев. Далеко не все население хорошо себе представляет, что такое ЕАЭС и для чего он нужен. Об этом часто говорят результаты соцопросов, где респонденты путаются с задачами интеграционного блока. В результате отсутствие своевременной и достоверной информации нередко способствует формированию мифов вокруг ЕАЭС касательно его эффективности и жизнеспособности.

Недостаток информации наблюдается и в случае малого и среднего бизнеса (МСБ). Как говорит А. Тажибаев, «мы недооцениваем его роль в интеграционных процессах». В отличие от других субъектов предпринимательства, МСБ отличается гибкостью, находчивостью и оперативностью. Несомненно, все это является его конкурентоспособным преимуществом, но его голос зачастую остаётся не услышан. Хотя надо признать, что в последнее время МСБ стали уделять особое внимание в коридорах власти. Перспективы его развития, к примеру, обсуждали на форумах межрегионального сотрудничества России и Казахстана. 

Несомненно, ЕАЭС проделал большой путь за короткий отрезок времени. Было согласовано множество документов, упрощён порядок пересечений границы и т. д. Но главным остаются не бумаги и показатели роста ВВП стран ЕАЭС, а уровень и качество жизни простых граждан. «Важно говорить не о выгодах, а о возможностях для населения наших стран. В конечном итоге потребителем интеграции выступают простые люди», – резюмировала директор ИАЦ МГУ Дарья Чижова.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3228
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика