Казахстан свяжет себя с соседями соглашениями по общим рекам - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 23.10.2024 |

Казахстан свяжет себя с соседями соглашениями по общим рекам

Казахстан активизировал переговоры со своими соседями по трансграничным рекам. Они фигурировали в повестке дня переговоров первых лиц России и Казахстана. Кроме того, ведётся дискуссия с Китаем по реке Иртыш, а в скором времени будет подписано специальное соглашение с Узбекистаном. Это позволит республике обеспечить доступ к 40% воды, которая попадает в страну по трансграничным рекам.

Не так давно стало известно о том, что Казахстан и Узбекистан готовы заключить соглашение о трансграничных реках. Об этом в минувшем феврале сообщил министр водного хозяйства Узбекистана Шавкат Хамраев. По его словам, в настоящее время «прорабатывается вопрос подписания межправительственного соглашения о совместном управлении и использовании трансграничных объектов». Он также сообщил о том, что имеется прогресс в переговорах. Созданная рабочая группа за два года приняла меры, благодаря которым обеспеченность водой населения и аграриев улучшилось.

Ожидается, что будущее соглашение прежде всего ориентировано на развитие сельскохозяйственного сектора. Как отметил узбекский министр: «Нами направлены все усилия на обеспечение водой орошаемых земель Казахстана в период вегетации через канал «Достык» из реки Сырдарья». О канале «Достык», что переводится как «Дружба», отдельный разговор. Он считается одним из старых в Центральной Азии, был построен еще в 1913 году. В ХХ веке его несколько раз реконструировали. Но актуальной проблемой в XXI столетии стала даже не модернизация, а наполняемость его водой.

Ещё в 2000-х годах сельчане сетовали на низкий уровень воды в канале «Достык». В 2001 году Казахстан получил по нему 164,9 млн кубометров воды, хотя согласно межправительственному соглашению приток должен был составить 250,3 млн кубометров. Показательно, что в тот период Казахстан вёл переговоры с Таджикистаном и Кыргызстаном, чтобы они больше отдавали воды. При этом Узбекистан оставался в стороне. В 2008 году подача воды в канал «Достык» сократилась с 38 кубометров в секунду до 20 кубометров, чего также было недостаточно для поливных работ. Даже в 2019 году воды оказалось на 10-18% меньше, чем требовалось.

По оценке специалистов, из-за хронического дефицита воды в канале «Достык» ежегодно не используется 12-14 тыс. гектаров орошаемых площадей. В результате одна проблема порождает другую. По заверению сельхозпроизводителей в южном регионе Казахстана порядка 107 тыс. гектаров обрабатываемой земли в большей и средней степени оказалась засоленной. Как следствие, показатели урожайности на таких полях сократились более чем в два раза. Если в будущем не удастся переломить тенденцию, то вполне возможно придётся говорить не только о нормальном водообеспечении региона, но и об экологии и продовольственной безопасности.

Нехватка поливной воды в последние годы стала, к сожалению, привычным явлением 

Канал «Достык» питает водой большое количество полей на юге Казахстана и является жизненно важным для густонаселённого региона. Поэтому выйти из критического положения планировалось за счёт строительства насосных станций. Они будут забирать талую воду из Шардаринского водохранилища и закачивать её в канал для поливных работ. Однако пока имеющиеся мощности не справляются с дефицитом воды. Поэтому остаётся вести переговоры с соседями. Тем более что 20% воды в канал поступает из прилежащих водоёмов Казахстана и Узбекистана. Остальная часть приходится на Таджикистан и Кыргызстан.

Сам факт подготовки к подписанию казахстанско-узбекского соглашения, во-первых, говорит о том, что уровень доверия в регионе крепнет. В период президентства Ислама Каримова Узбекистан неохотно обсуждал трансграничные проблемы, которые консервировали до «лучших времён». После смены власти в стране Ташкент стал придерживаться политики «открытых дверей» и готов обсуждать с соседями сложные вопросы. Во-вторых, республики Центральной Азии начинают потихоньку пересматривать отношение к воде. Причём наблюдается новый тренд. Прежде здесь фигурировали вопросы энергетики и сельского хозяйства, которые чувствительны к обеспеченности водой, сегодня к двум актуальным темам добавилась экология. Об этом говорят по обе стороны казахстанско-узбекской границы.

Эксперты считают, что страны Центральной Азии могут эффективно управлять водными ресурсами региона. Но для этого они должны вести скоординированную работу на договорной основе. Хотя цель ясна, но достичь её трудно. Соглашения о водопользовании в регионе подписывались ранее, но они не отличались стабильностью. Поскольку схема «киловатты на кубометры» оказывалась   неработоспособной. С одной стороны, Кыргызстан и Таджикистан предпочитали накапливать воду в хранилищах с тем, чтобы больше генерировать электричество, с другой стороны, Казахстан и Узбекистан не всегда соблюдали свои обязательства по выкупу электроэнергии у соседей. В итоге все страны оказывались у разбитого корыта.

Впрочем, эксперты полагают, что в ситуацию может вмешаться глобальное потепление и республикам Центральной Азии придётся договариваться между собой. Ещё в 2018 году президент Таджикистана Эмомали Рахмон заявил о том, что за последние десятилетия его страна потеряла «свыше 30% от общего объёма ледников». А значит, воды в регионе будет меньше. По негативным прогнозам, к середине века Памир и Алатау могут остаться без «снежных шапок». Одинаково пострадают как энергетики, так и сельчане. Поэтому рано или поздно странам Центральной Азии придётся договариваться по поводу воды, и лучше это делать сейчас. Тем более что сегодня в регионе изживается разобщённость.

Кроме глобального потепления, о себе даёт знать демографический рост в странах Центральной Азии. В настоящее время обеспеченность водой в регионе, где проживает порядка 70 млн человек, составляет 2,1 тыс. кубометров на человека в год, а к середине столетия этот показатель может снизиться до 1,5 тыс. кубометров. Рост численности населения также окажет давление на политические и социальные институты и будет побуждать руководство стран принимать срочные решение по рациональному потреблению воды.

       

Поэтому, не заглядывая в завтрашний день, уже сегодня в Центральной Азии часто говорят не только об общих правилах управления водными ресурсами, но и о современных технологиях, которые снизят потребление воды в сельском хозяйстве и в промышленности. Однако решение об их внедрении должно приниматься на страновом уровне, на уровне конечных потребителей.

Стоит отметить, что в последнее время Казахстан активизировал переговоры с соседями по использованию трансграничных рек. Проблема носит очевидный характер для республики, где порядка 40% воды поступает из соседних государств. Так, проблему трансграничных рек в конце 2019 года в Омске обсуждали президенты Российской Федерации и Казахстана – Владимир Путин и Касым-Жомарт Токаев. Тогда речь шла об Иртыше и Урале, которые пересекают границы двух государств, но в разных направлениях. Пока переговорный процесс находится на стартовом уровне. В данный момент было достигнуто устное соглашение приступить к разработке специального договора, который бы регулировал порядок водопользования двух рек.

Кроме России, сложные переговоры Казахстан ведёт с Китайской Народной Республикой. В декабре прошлого года стало известно о том, что обе страны согласовали 30% текста будущего соглашения о вододелении на трансграничных реках Или и Иртыше. В Министерстве экологии, геологии и природных ресурсов РК пояснили, что в данный момент «основной проблемой в вопросах водохозяйственного сотрудничества с КНР является отсутствие нормативно-правовой базы по делению водных ресурсов трансграничных рек». В настоящее время между странами действует соглашение о сотрудничестве в сфере использования и охраны трансграничных рек, которое было заключено в 2001 году. Но очевидно, что данный документ уже не отвечает экономическим интересам и потребностям в водных ресурсах обеих стран.

Возвращаясь к переговорам Нур-Султана с Ташкентом, отметим, что Узбекистан станет ещё одной страной, с которой Казахстан намерен заключить соглашение о трансграничных реках. Главная его задача – удовлетворить потребности сельхозпроизводителей в поливной воде и населения в питьевой воде. Но, кроме практических экономических задач, новый договор преследует и другие цели. Среди них – укрепление политического доверия в Центральной Азии и региональной безопасности, учитывая, что вода становится ценным ресурсом, за который в разных уголках мира вспыхивали конфликты. И конечно же, будущее соглашение по трансграничным рекам создаёт условия для устойчивого развития обширного региона.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
5144
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика