6 марта на официальном сайте президента России опубликован «Перечень поручений по вопросам реализации Концепции государственной миграционной политики на 2019–2025 годы». Реализация этих поручений фактически будет означать проведение крупнейшей после распада СССР миграционной реформы.
Изменение миграционного законодательства назрело давно. К настоящему времени эффект от миграционной реформы середины 2010-х годов, стимулом к которой стали крупнейшие за последние годы беспорядки на межэтнической почве в московском районе Бирюлево-Западном, оказался полностью исчерпанным. К экзаменам на знание русского языка, законодательства, истории и необходимости приобретать патенты на право ведения трудовой деятельности в РФ мигранты из стран СНГ с безвизовым режимом въезда в РФ довольно быстро приспособились. Не стали для них непреодолимым препятствием и ограничения по пребыванию в России без оформления документов в течение 90 дней на протяжении полугода.
Как следствие, приток мигрантов в Россию, главным образом из Средней Азии, за последнее время заметно увеличился. Если в 2018 г. на миграционный учет, по данным Главного управления МВД России по вопросам миграции, было поставлено 17 млн. 764 тыс. иностранцев, то в 2019 г. – уже 19 млн. 518 тыс. То есть за один год число мигрантов увеличилось сразу на 1,8 млн. человек, что сопоставимо с численностью населения одного-двух регионов Центрального федерального округа. Количество фактов постановки на миграционный учет граждан Узбекистана за прошлый год возросло с 4,5 до 4,8 млн., Таджикистана – с 2,3 до 2,8 млн., Киргизии – с 877 тыс. до 1 млн. 55 тыс. человек, Азербайджана – с 650 до 695 тыс. человек, а Украины, напротив, снизилось с 1 млн. 762 тыс. до 1 млн. 642 тыс. То есть в этнокультурном отношении иммиграция приобретала для России все более неблагоприятный характер.
Массовый приток мигрантов, следующих стратегии минимизации затрат (на жилье, продукты питания, потребительские товары и т. п.) и потому согласных на более низкую оплату труда, фактически ведет к постепенному вытеснению коренного населения из отдельных сегментов рынка труда, включая наиболее массовые (строительство, водители общественного транспорта и такси, торговля). Отношение населения к трудовой иммиграции на этом фоне за последнее время заметно ухудшилось. Если в июле 2017 г. на ограничении притока трудовых мигрантов, по данным общероссийских опросов Левада-центра, настаивало 58% населения, то через год – уже 67%, а в августе 2019 г. – 72%. Иначе говоря, за два года, совпавших по времени с заметным увеличением иммиграции, число ее противников выросло на четверть. Фактически прежние механизмы миграционной политики перестали работать.
Секретом эти проблемы ни для кого не являются. В «Предложениях по реформированию миграционных режимов и института гражданства», на основе которых и были разработаны поручения президента, констатируется, что трудовые мигранты часто стремятся обойти требования закона путем «ухода в тень», приобретения статуса временно или постоянно проживающих или же гражданства РФ. И напротив – люди, способные органично вписаться в общество, сталкиваются при оформлении гражданства с неоправданными сложностями. Существует возможность оформления иностранными гражданами национальных документов с новыми персональными данными, что позволяет им обходить запрет на въезд в РФ и действующие механизмы обеспечения безопасности – а это еще одна серьезная проблема. Несовершенным остается и информационно-аналитическое обеспечение миграционной политики, включая сбор сведений о потребностях предприятий в рабочей силе и ситуации на рынке труда.
С целью изменения сложившейся ситуации, в соответствии с президентскими поручениями, предлагается, прежде всего, изменить существующие миграционные статусы и порядок получения гражданства РФ. Основным статусом, позволяющим иностранцам постоянно проживать на территории России и в перспективе претендовать на гражданство, станет вид на жительство. От разрешения на временное проживание, которое сегодня необходимо для получения вида на жительство, предлагается отказаться. Нередко оно приобретается, чтобы избежать оформления документов для временной трудовой деятельности, а для тех, кто получает гражданство, лишь создает дополнительные сложности. Основными требованиями для получения вида на жительство будут являться регистрация в государственной информационной системе, проживание на территории России, соблюдение законодательства, отсутствие опасных заболеваний и, «как правило, знание русского языка». При этом срок действия вида на жительство ограничиваться не будет.
В отношении порядка приобретения гражданства РФ планируется установить три вида: общий, упрощенный и особый. Общий порядок применяется по отношению ко всем иностранцам и лицам без гражданства, которые не могут претендовать на особый или упрощенный порядок. Он предполагает выполнение ряда традиционных требований: знание русского языка, срок постоянного проживания в РФ, соблюдение законов и т. п. Для оценки претендентов на получение гражданства планируется ввести комиссии в субъектах РФ. Упрощенный порядок предполагает снятие ряда общих требований для граждан близких в социокультурном отношении стран по причине наличия «позитивных социальных связей» в РФ, уязвимого положения и т. п. По экономическим критериям (инвестиции, квалификация и т. п.) он применяться не будет. Особый порядок будет применяться в отношении отдельных категорий лиц, решение по которым требует «оценки неочевидных фактов» и комиссионного порядка рассмотрения. Если решения по предоставлению гражданства в общем и упрощенном порядке будет принимать МВД РФ, то в особом – глава государства.
Для долгосрочного пребывания на территории РФ (более 90 дней в году) с любыми целями без оформления гражданства и вида на жительство предполагается создать унифицированный миграционный режим, который будет применяться для граждан всех «безвизовых» стран, в том числе государств ЕАЭС (кроме Белоруссии). Условиями длительного пребывания в РФ будут являться: наличие аккаунта в государственной информсистеме, требующего предоставления биометрических данных, отсутствие опасных инфекционных заболеваний и получение единого электронного документа. При соблюдении этих условий можно будет находиться в РФ для ведения временной трудовой деятельности, получения образования, лечения и по другим причинам, перечень которых будет установлен законом. Впоследствии этот опыт планируется распространить и на страны, для въезда из которых необходима виза.
Самые большие изменения ожидает порядок трудоустройства мигрантов на территории РФ. Сейчас он фактически отдан на откуп работодателям, которые, как и любой бизнес, заинтересованы в снижении издержек, а значит, и зарплат.
По новым правилам предприятия и индивидуальные предприниматели должны зарегистрироваться в той же государственной информсистеме и разместить в ней данные о потребностях в иностранной рабочей силе. После этого службы занятости субъектов РФ должны подобрать на эти вакансии претендентов из числа граждан РФ, и если через некоторое время их не найдется, то работодатели смогут нанимать иностранцев, имеющих необходимые документы. Последние будут разделены на три категории: 1) граждане стран ЕАЭС, уплачивающие налоги наравне с гражданами РФ; 2) граждане стран СНГ, обязанные приобретать патент; 3) самозанятые иностранные граждане, для которых будет разработан особый налоговый режим.
Эффективность новой миграционной политики во многом будет зависеть от того, каким образом она будет реализована на практике. Потенциально биометрический контроль на пограничных пунктах пропуска и внутри РФ при трудоустройстве мигрантов позволяет взять миграцию под полный контроль. Но как именно будут работать механизмы регулирования рынка труда, пока неясно. В «предложениях» есть пункт о том, что данные информационной системы будут использоваться для установления количественных и качественных ограничений на привлечение мигрантов по странам, территориям, видам деятельности, профессиям (специальностям), работодателям. Но эти ограничения не распространяются на граждан государств ЕАЭС. И если в ЕАЭС войдут Узбекистан и Таджикистан, генерирующие 3/4 всей трудовой иммиграции из Средней Азии, ограничения их не затронут. Кроме того, работодатели могут размещать в базе данных вакансии с заведомо заниженной зарплатой, которые не устроят местное население, что также позволит обойти защитные механизмы.
В целом унификация миграционного режима для иностранцев и усиление контроля за миграцией, включая введение фактического аналога электронной визы для стран СНГ, выглядят полностью обоснованными мерами. Но механизм защиты рынка труда явно нуждается в дополнительной проработке. Его приоритетом должно стать не трудоустройство иностранцев, а предоставление рабочих мест коренному населению, проблемы которого большинство работодателей сегодня абсолютно не волнуют.