Украина опровергла информацию о возможности прямых переговоров с представителями народных республик Донбасса. Позицию Киева разъяснил глава офиса президента Украины Андрей Ермак. При этом он признал необходимость согласования ряда вопросов с представителями республик, как того требуют Минские соглашения, но добавил, что окончательное решение о создании консультативного совета с участием представителей ДНР и ЛНР примут на следующей встрече Трехсторонней контактной группы в Минске.
Напомню, речь идет о распространенном ранее сообщении о том, что представители Украины в ТКГ подписали договоренности, создающие консультативный совет по решению политических вопросов урегулирования конфликта. В этот совет якобы должны были войти по 10 представителей от Украины, ДНР и ЛНР, а также посредники от России, Германии и Франции с правом совещательного голоса.
На самом деле ничего такого тут нет. Сама по себе Трехсторонняя контактная группа состоит из представителей Украины, России и ОБСЕ, но в нее входят также полномочные представители республик, так что непосредственно стороны конфликта вполне себе обсуждают вопросы, причем не только военно-гуманитарные, но и политические.
Другой вопрос, что все их договоренности – филькина грамота. Вспомним, как Киев заявлял о том, что Кучма (представитель Украины в ТКГ) «формулу Штайнмайера» не подписывал, а всего лишь согласовывал. А даже если бы и подписал – по законам Украины он, мол, никто и звать никак, подпись его не стоит ничего.
Договариваться должны люди, имеющие реальные на то полномочия. Как минимум министры иностранных дел (со стороны республик в ТКГ работают именно они). А по-хорошему – главы государств. Но на это Киев, как известно, решиться не мог ни при П. Порошенко, ни при В. Зеленском, что в его окружении не раз подчеркивали.
Тем не менее любые разговоры о создании какого-либо органа, куда войдут представители «сепаратистов» (или «кремлевских марионеток», как их еще называют в Киеве), на Украине вызывают настоящие припадки, так что официальным лицам приходится успокаивать бьющихся в падучей «патриотов».
Вот и сейчас разговоры о создании некоего нового органа для выработки решений по политическому урегулированию конфликта, в рамках которого будет осуществляться диалог между республиками и Киевом, на Украине воспринимаются превратно. И неудивительно. Местные СМИ поспешили сообщить о том, что представители Украины в ТКГ подписали договоренности, согласно которым Киев начнет прямые переговоры с «сепаратистами». Многие это восприняли как то, что Зеленский уже готовится к встрече с Д. Пушилиным и Л. Пасечником, и возроптали.
Успокаивать буйных пришлось не только А. Ермаку, но и вице-премьеру по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Алексею Резникову. «Такого не было на ТКГ», – заявил он, отвечая на вопросы назойливых журналистов, правда ли, что в Минске договорились о создании нового органа, в котором будет зафиксирована субъектность неподконтрольных Киеву территорий Донбасса. Он подчеркнул, что были приняты другие решения, «не связанные с субъективизацией кого-то или чего-то».
Не знаю, устроили ли объяснения Резникова и Ермака украинских «буйных», но до этого они и впрямь весьма буйно реагировали на поступающую информацию о ходе переговоров. Днем ранее националисты из «Нацкорпуса» (политическое крыло «Азова») сорвали презентацию национальной платформы примирения и единства в Донбассе. Сначала они вступили в словесную перепалку с советником секретаря СНБО Украины по реинтеграции Донбасса Сергеем Сивохо, который с трибуны рассказывал о том, что людям по обе стороны границы в Донбассе необходимо больше общаться и иметь общие активности в регионе. Радикалы оскорбляли Сивохо, называли «предателем» и «клоуном», обвиняли в сепаратизме. Мероприятие пришлось прервать, а когда Сивохо попытался покинуть зал, его обступили и начали толкать, свалили на пол, параллельно толкали его беременную пресс-секретаря.
В итоге Сивохо увела охрана, а радикалы принялись рассказывать собравшимся о том, как правильно «установить мир» в Донбассе: заблокировать регион, отключить ему воду и электроэнергию.
Полиция предсказуемо прибыла уже после того, как они ушли. Правда, правоохранители позже сообщили, что кого-то якобы задержали, но это опровергли сами представители «Нацкорпуса». Шеф Сивохо секретарь Совета нацбезопасности и обороны Алексей Данилов осудил нападение на своего советника, однако фактически открестился от того, что тот говорил, подчеркнув, что Сивохо – всего лишь внештатный советник, не уполномоченный представлять позицию СНБО.
Надо отметить, что новость о нападении на чиновника в украинской повестке дня (да и не только в украинской) полностью затмила всю повестку переговоров по Донбассу с участием главы офиса президента Украины Андрея Ермака и заместителя главы администрации российского президента Дмитрия Козака, в ходе которых и были достигнуты договоренности о создании новой диалоговой площадки.
Между тем сам смысл существования этого совета вызывает массу вопросов. Та информация, что у нас есть об этом новом органе, создает впечатление того, что он фактически будет подменять работу ТКГ. Последняя, надо сказать, в общем справляется с решением конкретных военных и гуманитарных вопросов, но вот с решением политических – никак. Возможно, консультативный совет благодаря участию в нем Германии и Франции мог бы обладать большей легитимностью и правомочностью решать именно политические вопросы.
Это, с одной стороны. А с другой – решать их в конечном итоге должны напрямую Киев, Донецк и Луганск, причем в лице тех, кто реально принимает решения. А Киев садиться за стол переговоров с властями республик для решения именно политических вопросов отказывается категорически.
К тому же украинская сторона постоянно пытается протолкнуть переписывание Минских соглашений, что неприемлемо уже для Донбасса и России. Замкнутый круг. Можно создавать сколько угодно новых органов, приглашать туда кого угодно, однако до тех пор, пока не сняты вышеуказанные противоречия, все это будет бесполезно.
Возможно, у кого-то появились надежды после смены главы президентской администрации и правительства на Украине, что Зеленский хочет ускорить процесс и что Ермак с Козаком смогут реально договориться. Но инцидент с Сивохо показал всю хрупкость таких надежд.
«Некоторым мир не нужен. Они хотят войны. Потому что война – это бизнес и большие деньги. Они сорвали презентацию, но не остановят наше движение к миру. Мы продолжаем нашу работу и наш диалог. Спасибо всем, кто пришёл сегодня! Журналистам, нашим единомышленникам и партнерам! Мир нам», – прокомментировал инцидент сам С. Сивохо.
Однако было бы наивно недооценивать тех, кому мир не нужен. Тем более что речь не о паре десятков уличных радикалов, которых давно можно было бы уже посадить, разогнать, нейтрализовать. Но за этими людьми стоят серьезные силы, которые буквально зажимают власть в тиски, когда нужно что-то продемонстрировать или вполне конкретно протолкнуть интерес заказчика.
Националистическая улица на Украине – серьезный фактор, который используют в своих интересах различные политические силы. Выходящие на улицу – это пешки, но без них игра невозможна. И хотя эта сила далеко не монолитна, несмотря на кажущуюся общность взглядов, игнорировать ее не может никто.
Даже если у тебя есть внушительная армия карманных радикалов, нельзя забывать, что такая же есть и у твоего оппонента. И эти силы используются, когда надо, по любому вопросу внутренней и внешней повестки дня (далеко не только по Донбассу, отношениям с Россией и прочим близким националистам темам), будь то выборы или принятие таких важных для страны решений, как отмена моратория на продажу земли. Да, даже когда речь идет об «отжатии» собственности у одного олигарха в пользу другого, в ход идет именно националистическая «пехота».
По следам нападения азовцев на Сивохо я обнаружил версию, обсуждаемую украинскими экспертами, согласно которой министр внутренних дел А. Аваков намеренно «подставил» своих боевиков «на ровном месте», стремясь спровоцировать Зеленского попытаться их зачистить. То ли для того, чтобы продемонстрировать Зеленскому и его окружению, что они не владеют ситуацией, а он, Аваков, владеет (второй раз ему министерский портфель выдали уже даже не авансом). То ли для того, чтобы, наоборот, самому отмыться от соответствующего имиджа, получить карт-бланш на расправу над конкурирующими группировками, находящимися под СБУ.
Все это, безусловно, предположения. Но очевидно одно: в украинских элитах как не было единства ни по одному ключевому вопросу развития страны, так и нет и различные группы власти готовы отставать свою позицию руками отморозков, прошедших войну и готовых убивать. Таким образом, рассматривать Украину как договороспособного партнера, да и вообще как полноценное государство не приходится.
Но все же по одному вопросу единство есть – по вопросу Донбасса: с ним по-прежнему не готовы разговаривать. Кто-то из принципа, кто-то из страха перед националистической улицей, кто-то по прямому указанию начальства с Запада, которому выгодно продолжение хаоса. И даже если кто-то захочет попробовать, ему потом долго придется объяснять, что его не так поняли. И хорошо, если журналистам, а не националистам.
Если президент спокойно смотрит на то, как представителя его команды, озвучивающего вроде как его собственный курс, буквально избивают в прямом эфире и немедленно не реагирует, он либо с этим согласен, либо – что скорее всего – не способен влиять на ситуацию. И едва ли будет способен в будущем.
Это хуже для Донбасса или для самой Украины? Вопрос – риторический.
______________________________
Фото: https://regnum.ru/news/polit/2884401.html