История Грузии изобилует примерами поиска и получения местными политическими игроками поддержки внешних сил для достижения внутриполитических целей. Это стало уже неотъемлемой частью её политической культуры, несмотря на то что не всегда эта внешняя поддержка совпадала с чаяниями грузинского общества. Впервые за всю историю парламентских выборов в Грузии, с момента формального признания ее независимости международным сообществом в 1992 г., западным партнерам пришлось выступать в роли посредников между правящей партией «Грузинская мечта» (ГМ) и объединенной оппозицией для достижения консенсуса о системе проведения выборов. Впервые за новейшую историю Грузии соглашение между властью и оппозицией о проведении парламентских выборов (встреча состоялась 8 марта. – Ред.) было подписано не где-нибудь, а в здании посольства США при посредничестве западных партнеров.
Соглашение предусматривает распределение пропорциональных и мажоритарных мандатов в парламенте в соотношении 120/30 при проходном барьере в 1%, а также 40%-ном пороге для формирования партии парламентского большинства и, соответственно, правительства.
Можно сказать, что это соглашение в значительной степени – результат и той интенсивной и ресурсозатратной кампании, которую вели в Европе и США ведущие оппозиционные партии – «Единое национальное движение» (ЕНД) и «Европейская Грузия» (ЕГ), представляющие бывшую правящую партию, пришедшую к власти в 2003 г. путем «революции роз», что для многих на Западе все еще ассоциируется с наиболее успешным и устойчивым западным проектом на постсоветском пространстве. Соответственно, и люди, стоявшие у ее истоков, считаются адептами прозападного курса. Именно сильная внешняя поддержка во многом помогла ЕНД и ЕГ сохраниться на политической карте страны в качестве главной оппозиционной силы после поражения на выборах 2012 года.
Задействовав в полной мере годами отлаженные связи в западных кругах и ресурсы их подпитки, включая официально нанятые лоббистские фирмы, ЕНД и ЕГ, а также симпатизирующие им представители гражданского сектора добились промежуточного, но значимого успеха, принудив правящую партию «Грузинская мечта» к уступкам. Секретом Полишинеля является то, что именно эти оппозиционные партии приложили руку к тому, что вот уже три месяца на правящую партию одно за другим обрушиваются выдержанные в резких тонах открытые письма от сенаторов и конгрессменов США, депутатов Европейского парламента, подкрепленные критическими заявлениями от евроатлантических структур. Практически схожие по содержанию письма упрекают ГМ в отходе от демократии, ослаблении правления, преследовании политических оппонентов с помощью контролируемого правосудия и в других неприемлемых для Запада деяниях.
Влиятельные политики и институты США и ЕС единогласно и упорно призывали ГМ к скорейшему достижению консенсуса с оппозицией по избирательной системе. Звучали и недвусмысленные предупреждения о карательных мерах в отношении лидеров ГМ в случае отсутствия прогресса по вопросам системы выборов и освобождения арестованных и осужденных членов оппозиции, которых на Западе объявили политзаключенными, несмотря на совершенно конкретные и доказанные обвинения в казнокрадстве, попытке силового захвата парламента и нападении на сотрудников правоохранительных органов во время памятных июньских событий 2019 года.
В феврале Парламентский комитет ассоциации Евросоюз–Грузия, который оценивает прогресс Грузии в выполнении соглашения об ассоциации с ЕС совместно с ситуацией в стране, впервые с 2014 года не смог принять декларацию о Грузии. Поправки, внесенные в текст грузинской оппозицией, были поддержаны членами Европарламента, но отклонены представителями ГМ. Представители оппозиции не скрывали, что провал резолюции – это их победа и политический, и репутационный урон для ГМ. Оппозиция и связанные с ней общественные группы, пытаясь развить эту тактическую победу, активно насаждают в грузинском обществе мысль, что Запад отвернулся от ГМ и ей осталось только передать власть путем выборов.
Оппозиция решила прибегнуть к помощи своих американских и европейских друзей после ряда безуспешных попыток мобилизовать достаточное количество граждан на уличные протесты, дабы подтолкнуть власти к уступкам по избирательной системе. Провал митингов показал, что оппозиция не пользуется достаточной поддержкой грузинского общества даже на фоне серьезных ошибок ГМ и прогрессирующего падения доверия к государственным институтам. Примечательно, что ни ГМ, ни оппозиция и не попытались узнать, какой избирательной системе отдает предпочтение грузинский избиратель. Предложения провести хотя бы плебисцит по этому вопросу не получили поддержки.
Судя по реакции Запада, оппозиция явно преуспела в создании в определенных кругах Европы и США нужного для себя восприятия происходящих в Грузии процессов. Этому в немалой степени способствовала сама ГМ, которая явно запоздала и проявила недопустимую пассивность в налаживании и поддержании контактов с влиятельными западными кругами. Естественно, это сыграло на руку оппозиции. Действуя вдогонку событиям и стремясь компенсировать потери на внешнем поприще, ГМ наняла две лоббистские фирмы в США, а её представители зачастили с визитами за океан. Пока что результаты этих усилий не видны, хотя они могут стать более зримыми по мере разворачивания предвыборной борьбы. Можно с уверенностью предположить, что наряду с попытками добиться поддержки местного электората, не меньшее, если не большее значение будет иметь исход конкуренции между правящей партией и оппозицией за поддержку Запада.
Стремясь как можно нагляднее позиционировать себя как ультразападную политическую силу, 20 оппозиционных партий 12 марта оформили меморандум о проведении судебной реформы в случае победы на выборах. Документ в числе прочих мер предусматривает назначение в верховные и апелляционные судебные инстанции на продолжительный срок судей из США и Великобритании и признание правовыми прецедентами решений Верховного суда США (по гражданским или административным спорам).
Церемонию подписания меморандума о проведении судебной реформы представители оппозиционных партий провели перед зданием Верховного суда в Тбилиси
Отношение граждан Грузии к попыткам политических сил искать поддержку извне неоднозначно, если судить по реакции в социальных сетях, количество пользователей которых в стране уже перевалило за 2 миллиона. Более консервативная часть считает, что Запад излишне вмешивается во внутренние дела Грузии. Подписание окончательного соглашения между ГМ и оппозицией в здании посольства США частью граждан воспринимается как ущемление суверенитета. Хотя другая часть рассматривает вовлеченность Запада как дружескую помощь на пользу местной демократии.
Соперничество геополитических интересов Запада и России на постсоветском пространстве стало для ведущих грузинских политических партий и их лидеров своеобразной «золотой жилой», предоставив шанс предложить себя в качестве наиболее надежных союзников. Борясь за политическую поддержку Запада, грузинские партии, декларирующие себя прозападными, стараются выставить оппонентов пророссийскими силами. Надо сказать, что в Грузии есть политические и общественные группы, правда, малочисленные и менее влиятельные, которые обращают свои взоры к России.
С одной стороны, вовлеченность Запада во внутриполитические процессы в Грузии помогает по крайней мере приблизить политическую культуру страны к западным стандартам, предотвратить конфликты и справиться с вызовами незрелой демократии. С другой стороны, она может вызвать у некоторых ведущих политических игроков Грузии искушение искать пути решения своих проблем за пределами страны, что вряд ли пойдет на пользу демократии.
Последние события показывают, что Запад решил действовать жестче, принудив власти к уступкам. Риск таких действий состоит в том, что общественность Грузии может воспринять их как скрытую поддержку Западом оппозиционных политических групп с целью «смены режима» в стране. А возвращения к власти экс-президента Саакашвили, ЕНД, ЕГ и их сателлитов не желает большинство грузинского общества, что может сплотить его вокруг ГМ. Несмотря на ряд претензий к правящей партии. Кроме того, это может создать и благодатную почву для роста антизападных и евроскептических настроений и насаждения в грузинском обществе синдрома «младшего брата». Учитывая полярность политических сил и интересов в Грузии, положение Запада в стране в некотором смысле можно сравнить с положением шахматного игрока, проводящего сеанс одновременной игры на нескольких досках, с той разницей, что на другой стороне доски сидят отнюдь не любители.
Подверженность грузинского политического истеблишмента внешним влияниям с Запада совершенно очевидна, и это не в последнюю очередь обусловлено возрастающей зависимостью от внешней помощи, начиная с экономики и кончая безопасностью, а также слабостью местных демократических институтов. Играет свою роль и все еще непреодоленное наследие посттоталитарной политической культуры.
Говорить о том, что можно в действительности назвать внешним влиянием и о степени его воздействия, крайне сложно, потому что часто это влияние представляет собой сложную комбинацию внутренних и внешних факторов. В случае Грузии привлечение внешнего влияния местными политическими игроками часто связано либо с подготовкой к смене власти, либо с достижением каких-то конкретных политических выгод.
_____________________________
Заал Анджапаридзе – политический аналитик, учредитель и руководитель НПО «Свободные граждане» (Грузия)