C распадом СССР номинальные государственные границы бывших советских республик Центральной Азии обратились в важнейший атрибут государственного суверенитета новых, образовавшихся на их месте стран. Но при этом значительные участки границы между ними оставались несогласованными, из-за чего регулярно происходили, да и сейчас периодически случаются пограничные инциденты.
На границе Узбекистана и Казахстана, протяженность которой составляет более 2200 километров, были участки различной степени сложности. Наиболее спорными являлись те, изменения на которых проходили по договоренности между местными органами власти (обмены земельными участками под сельхозугодья, возведение хозяйственных построек, расширение районов санитарно-курортного лечения и т. д.) или в силу каких-либо географических процессов (изменение рельефа местности, русел рек). Решения по этим участкам в 1990-х годах не были санкционированы и закреплены высшими органами законодательной власти новых независимых государств в установленном порядке. Был и еще один блок проблем – объекты совместного пользования, которые пересекали линию государственной границы (железнодорожные магистрали, автомобильные дороги и т. д.).
Эти и другие проблемы и стали предметом обсуждения Узбекистаном и Казахстаном на переговорах по установлению межгосударственной границы. В основу решения вопроса по определению линии её прохождения были положены общепринятые международные принципы, включая принцип uti possidetis, который выражается в сохранении границ как есть в процессе правопреемства и предполагает, что имеющиеся проблемы решаются в дальнейшем через механизм мирного межгосударственного согласования, т. е. путем делимитации и демаркации границ.
Делимитация границы – определение положения и прохождения государственной границы по соглашению между сопредельными государствами, зафиксированное в договоре и графически изображенное на прилагаемых к договору картах.
Демаркация границы – установление линии государственной границы на местности путем сооружения пограничных знаков на основании документов о делимитации государственной границы.
Процедура делимитации государственной границы между Узбекистаном и Казахстаном была осуществлена в два этапа. В феврале 2000 года в Ташкенте прошел первый раунд переговоров правительственных делегаций двух стран по согласованию линии прохождения совместной границы. В ходе переговоров было достигнуто взаимопонимание относительно правовых основ юридического оформления границы. Базовыми документами явились официальные акты органов высшей законодательной власти бывшего СССР, Казахской ССР и Узбекской ССР, в которых содержится описание линии прохождения административной границы между республиками. В ходе второго раунда переговоров (Астана, 17–21 мая 2000 года) было доработано и утверждено положение об организации и порядке ведения переговоров по делимитации государственной границы между РУз и РК.
На первом этапе была осуществлена делимитация 96% общей протяжённости границы. Соответствующий договор был подписан 16 ноября 2001 года в Астане. Но оставались вопросы по некоторым участкам границы, занимающим примерно 4% от общей протяжённости. В результате дальнейших контактов через год были завершены межгосударственные переговоры о прохождении линии границы на этих участках, а именно в районах населённых пунктов Багыс и Туркестанец, Арнасайской плотины и др. В сентябре 2002 года в Астане президенты Казахстана и Узбекистана подписали договор «Об отдельных участках казахстанско-узбекской границы». Однако соглашение о делимитации от 2002 г. не регламентировало судьбу всех приграничных населённых пунктов, а лишь решило вопрос о принадлежности некоторых спорных земель.
В начале 2003 года правительства обеих стран по обоюдному соглашению произвели дополнительные уточнения линии прохождения госграницы. В результате к Узбекистану отошёл участок земель, прилегающий к селениям Багыс и Туркестанец и расположенный к северо-востоку от Ташкента, а Казахстану были переданы посёлок Багыс и земли перешейка между Чардаринским водохранилищем и озером Арнасай. Таким образом, казахстанский «анклав» получил непосредственную транспортную связь с остальной территорией РК.
В том же году начался и процесс демаркации, поскольку из-за отсутствия маркировки границы периодически возникали пограничные инциденты, связанные главным образом с нарушением жителями приграничных районов правил её пересечения. И, как результат, были случаи стрельбы по мирным жителям, пасущих скот на границе, которые подчас приводили даже к летальным исходам.
В мае 2004 года в 17 километрах от Ташкента между таможенными и пограничными пунктами пропуска Гишткуприк (Узбекистан) и Жибек-жолы (Казахстан) были торжественно установлены два символических пограничных столба: один с гербом Узбекистана, другой с гербом Казахстана. Стороны объявили об отсутствии каких-либо взаимных территориальных претензий.
Однако в последующем вопрос о демаркации государственной границы между странами был в некоторой степени искусственно «приторможен» бывшим президентом Узбекистана Исламом Каримовым, поскольку все годы независимости отмечалась скрытая и не признаваемая на официальном уровне, при этом реально существовавшая конкуренция за влияние в регионе между лидерами двух крупнейших по численности населения и экономическому потенциалу центральноазиатских государств.
Лишь с приходом к власти нового лидера страны Шавката Мирзиёева вопрос о демаркации границы стал решаться более динамично. Официальный Ташкент, внемля жизненному правилу, что ближайшие соседи лучше дальних родственников, кардинально пересмотрел свою региональную политику в Центральной Азии, придав новый импульс развитию отношений с соседними странами по всем направлениям. А Казахстан в этом списке занимает особую роль.
В начале 2019 года правительственная делегация из Казахстана, прибывшая в Ташкент, провела переговоры со своими узбекскими коллегами по вопросу продолжения демаркации границы и активизации полевых демаркационных работ. Эксперты обеих стран тогда отметили, что данные переговоры были самыми плодотворными за последние годы.
Во второй половине февраля этого года внешнеполитическое ведомство РУз распространило заявление о том, что представители Узбекистана и Казахстана уже приступили к подготовке проектов итоговых документов по демаркации государственной границы между двумя странами. На состоявшемся в Алматы очередном заседании совместной комиссии был утвержден план мероприятий на 2020 год по демаркации узбекско-казахстанской государственной границы на одном из участков между Навоийской областью Узбекистана и Кызыл-Ординской и Туркестанской областями Казахстана. А чуть ранее заместитель министра иностранных дел РУз Ильхом Неъматов сообщал, что договор о демаркации узбекско-казахстанской границы может быть подписан уже в первой половине текущего года.
Хотелось бы надеяться, что проявляемая обеими странами воля к добрососедству, взаимные уступки в деле урегулирования спорных пограничных вопросов создадут прецедент для завершения аналогичных процессов делимитации и демаркации границ и между другими центральноазиатскими государствами.