Совещание у Лукашенко: белорусская экономическая модель остается прежней - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 23.10.2024 |

Совещание у Лукашенко: белорусская экономическая модель остается прежней

Прошедшее 17 марта совещание у Александра Лукашенко об итогах социально-экономического развития Белоруссии за 2019 год и оценке результатов пятилетки оставило после себя весьма неоднозначное ощущение. С одной стороны, на протяжении последних месяцев белорусский лидер и правительство были заняты поиском сырья для белорусских НПЗ, не обращая внимания на проблемы в других отраслях экономки. При этом на совещании было заявлено, что «в государстве слишком много внимания уделяют тому, по какой цене будут покупать нефть и в каких объемах». Что-то логика хромает.

С другой стороны, президент неоднократно возвращался к мысли о необходимости «уметь гибко адаптироваться к объективным условиям, в которых живет окружающий нас мир, и уметь работать со всеми», однако по итогам встречи стало очевидно, что руководство Белоруссии, несмотря на ситуацию с коронавирусом и падением нефтяных котировок, по-прежнему не планирует проводить меры, способные обновить существующую социально-экономическую модель республики.

Стоит заметить, что нынешняя риторика белорусского лидера не отличалась паническими нотами, а критика правительства и государственных структур оставалась довольно спокойной. Заявив о неудовлетворительной работе Совета министров и Национального банка Белоруссии, А. Лукашенко не принял пока в отношении их руководства никаких решительных мер. Хотя предъявленные претензии к правительству Сергея Румаса с точки зрения белорусской модели развития вполне могли стать решающими.

При всех положительных моментах, на которые указывали во время своих докладов чиновники, в целом стало очевидно, что экономика РБ за прошедшие годы так и не смогла адаптироваться к изменчивости мирового рынка. По официальной статистике, за последний год был обеспечен рост реальных доходов населения, достигнут относительно низкий уровень инфляции (4,7%), на 30% наращены золотовалютные резервы (около $9,4 млрд на начало года), а также незначительно снижен внешний долг республики. Однако все это не дало толчка к развитию экономики, а планы по увеличению ВВП на 4,2% были провалены – данный показатель прирос только на 1,2%.

Согласно заявлению премьер-министра, действия правительства были правильными, что позволило стране сформировать «оптимальное внешнеторговое сальдо с очередным рекордом по экспорту услуг», создать финансовую подушку безопасности, «сохранить важнейшие макроэкономические пропорции и обеспечить сбалансированное развитие», а также создать в республике «стабильную ситуацию в экономической и денежно-кредитной сферах». Однако все эти громкие заявления, предназначенные для прессы, на деле разбиваются о реальное положение дел в экономике, о чем заявил и А. Лукашенко.

Как он заметил, за прошедший год не были достигнуты четыре из семи важнейших показателей – прирост объема экспорта, приток иностранных инвестиций, рост производительности труда и увеличение ВВП. Президент Белоруссии, пожалуй, впервые за долгие годы заметил, что «экономика не достигла такой степени устойчивости, чтобы уверенно противостоять влиянию извне: политическим настроениям, внешним шокам и иного рода потрясениям». Ранее он был более оптимистичен.

И у нынешней позиции белорусского лидера сегодня есть вполне объяснимые причины. Во-первых, это прогнозируемая рецессия всей мировой экономики из-за ситуации с коронавирусом, что сильнейшим образом ударит по внешней торговле РБ. Во-вторых, нерешенность вопросов с поставками российской нефти и увеличение дополнительных расходов на приобретение альтернативного сырья. В-третьих, закрытие границ и неизбежное падение доходов от транзита, которые приносят Белоруссии сотни миллионов долларов ежегодно. В-четвертых, отсутствие иностранных инвестиций и внешнего финансирования белорусской экономики (и без того небольшие прямые иностранные инвестиции на чистой основе в 2019 году упали к 2018 году на 20,5% до $1,227 млрд). В-пятых, рост нагрузки на экономику из-за выплаты внешнего долга – по состоянию на 1 января 2020 года он вырос на 3,7% до $40,75 млрд в эквиваленте. Одновременно резко возросла и его просроченность – на начало года она составила $721 млн, что создает дополнительные риски не только внутри республики, но и внешних рынках заимствования.

Проблемы белорусской экономики можно перечислять достаточно долго. Однако, как считают эксперты, все они так или иначе сводятся к одному главному вопросу – существующей командно-административной модели управления. О том, что белорусские чиновники не предлагают ничего нового, заявил во время совещания и белорусский лидер. По его словам, «мер для ускоренного развития и достижения валового внутреннего продукта, как мы определялись, примерно в $100 млрд» он в «Программе социально-экономического развития Белоруссии до 2025 года» не увидел. «Может, кто-то увидел – скажите. Все, что предложено, следовало сделать еще пять лет назад. Но по данному вопросу мы проведем отдельное совещание. Это не тема сегодняшнего глубокого анализа», – добавил А. Лукашенко.

При этом, как отмечают аналитики, результаты совещания 17 марта показали, что на нем так и не было выработано никаких новых решений не только для наращивания темпов развития экономики, но и для недопущения разрастания нынешнего кризиса.

Показательным в данном случае является прозвучавшее на совещании требование «не допустить ухудшения ситуации в промышленности, падения объемов производства и роста складских запасов». При это вновь был сделан упор на рост ВВП в физических объемах. Хотя на сегодняшний момент запасы готовой продукции на складах промпредприятий уже составили 83,5% месячного объема производства, что почти на 20% больше, чем год назад. И, несмотря на это, до предприятий по-прежнему доводятся показатели по наращиванию производства, что вновь позволит правительству страны записать объемы произведённых товаров в статистку по ВВП. Но – не более.

Еще одним важным моментом можно считать решение администрации президента «задействовать потенциал строительной отрасли, которая способна быть локомотивом экономического роста». Белорусские власти уже неоднократно использовали строительство как один из механизмов выхода из кризиса. При этом при краткосрочных положительных результатах такого решения в последующем экономика страны каждый раз сталкивалась с тяжелейшими последствиями – гиперинфляцией, девальвацией белорусского рубля и новым кризисом. Однако, как видно сегодня, власти страны пока не смогли найти никакого иного решения, кроме как вновь простимулировать внутренний рынок за счет строительной отрасли.

Отсутствие новых идей проявилось и в очередном указании премьер-министру и вице-премьеру, каждому по своему направлению деятельности, «приложить максимум усилий, чтобы содействовать продажам отечественных товаров за пределами страны». При этом министрам, губернаторам и представителям местных органов власти было поручено «вплотную заняться вопросами импортозамещения». Руководство республики ставит подобные задачи перед чиновниками уже на протяжении десятка лет, однако заставить продаваться белорусскую продукцию командно-административными методами по-прежнему не удается. Более того, в Белоруссии продолжает расти импорт. По информации Национального банка, экспорт товаров и услуг в 2019 году снизился на 0,7% ($41,96 млрд), а импорт, наоборот, увеличился на 2,1% ($42,2 млрд). И, как считают аналитики, такая тенденция продолжится в будущем, несмотря на все требования президента.  

В целом следует признать, что на прошедшем 17 марта совещании А. Лукашенко не получил от подчиненных никаких вразумительных ответов на то, что необходимо делать в складывающейся сегодня ситуации. Чиновники, как и прежде, произносили заранее заготовленные фразы, стремились рассказать о своих достижениях и умеренно критиковали друг друга. Сам же белорусский лидер, похоже, находился в определенном замешательстве и во время общения с правительством, открытого для прессы, практически не отклонялся от написанной речи, что для него явно нехарактерно.

Неизвестно, о чем шел разговор на закрытой части совещания, однако, судя по всему, никаких прорывных решений на нем принято не было. Это означает, что нынешняя модель экономического развития Белоруссии продолжит свое существование в прежнем виде, а руководство республики вновь сосредоточится на развитии традиционных отраслей экономики. Только к чему это в конце концов приведет?

__________________________

Фото: http://president.gov.by

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3142
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика