Молдова: коалиции предстоит действовать в условиях чрезвычайного положения - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 28.11.2024 |

Молдова: коалиции предстоит действовать в условиях чрезвычайного положения

В понедельник, 16 марта, парламент Молдовы получил новую официально оформленную коалицию большинства. Это произошло в результате подписания соглашения между самой крупной фракцией Партии социалистов и фракцией Демократической партии Молдовы, которая по результатам парламентских выборов занимала второе место по числу депутатских мандатов, но заметно уменьшилась после выхода из нее семи депутатов, близких к экс-олигарху В. Плахотнюку.

Впрочем, многие эксперты считают, что потеря этих семи депутатов, сформировавших парламентскую группу Pro Moldova, для фракции ДПМ является скорее позитивным моментом – ведь именно это и позволило демократам заключить коалиционное соглашение с социалистами и делегировать своих представителей в правительство РМ.

Коалиционное соглашение было подписано председателем Партии социалистов Зинаидой Гречаный, которая занимает должность спикера парламента, и председателем ДПМ и главой парламентской фракции Павлом Филипом.

«Мы договорились, ПСРМ и ДПМ подпишут соглашение о создании коалиции и формировании парламентского большинства», – заявила председатель ПСРМ З. Гречаный. Глава ДПМ П. Филип отметил, что ДПМ подписывает это соглашение со всей ответственностью. «Мы берем на себя ответственность за управление страной вместе с ПСРМ», – сказал он.

В результате заключенного соглашения по предложению демократов был произведен ряд изменений в составе правительства: на должность вице-премьера по реинтеграции была назначена Кристина Лесник, которая уже занимала ранее этот пост, на должность министра обороны был назначен Александр Пынзарь, министра образования – Игорь Шаров, главы МИД – Олег Цуля и министра экономики – Сергей Райлян.

Заключенное между членами коалиции соглашение базируется на том же списке условий, который в свое время фигурировал и в коалиционном соглашении между социалистами и блоком АКУМ, за исключением некоторых моментов. Так, например, еще в начале дискуссий, предшествовавших заключению коалиции, было четко обозначено, что посты спикера парламента и премьер-министра не являются предметом переговоров: и Зинаида Гречаный и Ион Кику останутся на своих должностях.

При этом в период, предшествовавший подписанию соглашения, объявлялось, что блок АКУМ также может присоединиться к этой коалиции. Однако это предложение осталось без ответа. Таким образом, партии ПДМ Майи Санду и ППДП Андрея Нэстасе предпочли перейти в открытую оппозицию, где вместе с ними оказались парламентская группа Pro Moldova, покинувшая ДПМ, и фракция партии «Шор», чей глава Илан Шор был лишен депутатской неприкосновенности в ходе расследования дела о банковском мошенничестве и в настоящее время скрывается.

Новая коалиция декларирует своими целями продолжение реформ в экономике и судебной системе, поддержку правительства И. Кику в реализации социальных и инфраструктурных проектов, начатых этим правительством. Фактически, пойдя на коалицию с социалистами, руководство Демократической партии пытается продемонстрировать, что это политформирование, которое еще совсем недавно служило инструментом власти для экс-олигарха Плахотнюка, стремится очиститься и разорвать со своим прошлым.

У многих в Молдове это вызывает большое сомнение, и руководству ДПМ придется приложить значительные усилия, чтобы партия перестала ассоциироваться с беглым олигархом. Тем не менее выход из Демократической партии персон, приближенных к Плахотнюку, и их оппозиция созданной коалиции будет способствовать этому процессу.

Пока можно констатировать, что до этого еще далеко. Об этом, в частности, свидетельствует та резкая критика, которой подверглась Партия социалистов после подписания соглашения о создании коалиции. Тем не менее обвинения в адрес социалистов во многом носят надуманный характер и в основном имеют конъюнктурную основу. Наиболее резкие обвинения выдвинуты политическими силами, которые позиционируют себя на левом фланге молдавской политики и по разным причинам хотели бы потеснить социалистов в этом политическом сегменте. При этом эти силы не принимают во внимание, что наиболее вероятной альтернативой созданию постоянного парламентского большинства стали бы внеочередные выборы. Подобное развитие событий никак не способствовало бы политической стабильности, не говоря уже о том, что на проведение внеочередных парламентских выборов в бюджете страны просто нет средств. Безусловно, внеочередные выборы можно было бы провести, но исключительно за счет урезания бюджетных расходов и в первую очередь социальных программ.

Создание парламентской коалиции оказалось весьма своевременным: уже на следующий день по инициативе правительства в Молдове было введено чрезвычайное положение до 15 мая в связи с распространением коронавируса COVID-19. В условиях предельной мобилизации государственных структур и необходимости экстренных экономических мер наличие в парламенте устойчивого большинства является неоспоримым позитивным фактором.

Насколько устойчива эта новая коалиция и не постигнет ли ее судьба предыдущей, которая просуществовала чуть больше трех месяцев?

Есть все основания полагать, что сотрудничество социалистов и демократов в парламенте будет более продолжительным, более продуманным и более конструктивным. Какие-то изменения могут возникнуть только после президентских выборов, намеченных на осень.

По мнению экспертов, основной причиной развала предыдущей коалиции социалистов и блока АКУМ стало политическое дилетантство представителей АКУМ, которые, попав во власть, проявили поразительную некомпетентность в вопросах государственного управления. Кроме того, среди представителей АКУМ в парламенте и правительстве оказались те, кто ярко проявил себя во время митингов протеста, но никогда не занимался решением государственных и хозяйственных вопросов на практике.

В нынешней парламентской коалиции и среди людей, выдвинутых ею на различные должности, присутствуют те, кто уже не первый год непосредственно связан с решением различных проблем в политике, экономике и различных отраслях производства. Это дает основания надеяться на то, что взаимодействие представителей социалистов и демократов будет продуктивным и не будет связано с различными внутренними конфликтами.

Особенно это важно сейчас, в условиях существующего чрезвычайного положения. Одним из главных оснований для его введения стала вероятность возвращения в Молдову многочисленной молдавской диаспоры. Одна из самых крупных молдавских диаспор существует в Италии, где ситуация с коронавирусом является крайне острой.

На данный момент созданная коалиция способна обеспечить так необходимую для Молдовы стабильность.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2880
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика