В госфонд Киргизии по борьбе с коронавирусом к 24 марта поступило 11 млн 300 тыс. сомов, но медики, работающие в зонах карантина, нередко по-прежнему покупают одноразовые медицинские халаты, маски и перчатки на свои собственные средства.
Как сообщила в интервью «Ритму Евразии» депутат Жогорку Кенеша КР Аида Исмаилова, такое положение признано ненормальным. Создается комиссия, которая будет заниматься распределением средств, а также наблюдательный совет по контролю работы комиссии. «Более подробную информацию о поступлениях денежных средствах и о том, как они будут расходоваться, Минфин пообещал разместить на своем сайте позже. Я вошла в наблюдательный совет комиссии, уверена, что распределение средств будет максимально прозрачным», – заверила парламентарий.
Накануне в фонд, созданный для борьбы с COVID-19, свою месячную зарплату, которая составляет 53 тыс. сомов, перечислил президент страны Сооронбай Жээнбеков. Ранее на счет фонда 3 млн сомов перевел экс-председатель политической партии «Республика – Ата-Журт» Омурбек Бабанов. 1 млн сомов в фонд направила компания, принадлежащая депутату ЖК КР Камчыбеку Жолдошбаеву. Две фармацевтические компании «Неман фарм» и «Лекарь» перевели в фонд соответственно 900 и 300 тысяч сомов.
Ряды жертвователей растут. Председатель общественного благотворительного фонда «Жашоо булагы» предприниматель Азат Исакунов на борьбу с коронавирусом пожертвовал 15 млн сомов, 10 из них были направлены на расчётный счет государственного фонда, а 5 млн меценат планирует потратить на средства индивидуальной защиты, защитные костюмы и еду для медработников, сотрудников милиции и МЧС, которые работают в обсервациях.
Бывший зампредседателя ГТС КР Раимбек Матраимов и благотворительный фонд «Исмаил Ата» закупили 500 тонн муки, 50 тонн растительного масла и 200 тысяч медицинских масок для малоимущих семей, проживающих в районах, где введен режим чрезвычайной ситуации. Кроме того, меценат закупил для страны 20 тысяч экспресс-тестов, выявляющих коронавирус в течение 15 минут. В ближайшие дни планируется доставить в республику из-за рубежа 10 аппаратов искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ), которые будут переданы на баланс Минздрава КР.
Посильную помощь в обеспечении едой заболевших, которые находятся на карантине, а также медиков, сотрудников милиции и министерства чрезвычайных ситуаций, которые в эти дни работают практически круглосуточно, не покидая своих постов, оказывает международный общественный фонд «Люди мира». Группа активистов-волонтеров во главе с председателем МОФ Алишером Ташматовым доставляет в обсервации горячие блюда, салаты и чистую воду.
Почему же при наличии такой крупной суммы в государственном фонде, постоянно пополняемой за счет пожертвований, медицинские работники, которые работают, как говорится, на передовой в борьбе с распространением коронавирусной инфекции, до сих пор вынуждены самостоятельно обеспечивать себя элементарными средствами защиты? По словам эксперта по вопросам государственного управления Шерадила Бактыгулова, причина такой ситуации кроется в бюрократических проволочках. Дело в том, что прежде чем собранные в государственном фонде средства будут израсходованы по назначению, распорядитель фонда Минфин должен выполнить ряд процедур, как того требует законодательство КР.
«Государственный фонд, хоть он и создан из частных пожертвований, это не кошелек, из которого можно сразу брать деньги и покупать все необходимое. Есть законодательные нормы и процедуры по закупке товаров и услуг, которые могут занять до четырех недель. Для начала необходимо провести аккумуляцию средств, потом подготовить спецификации, объявить тендер, провести оценку поставщиков, провести тендер, после этого через департамент закупок при Минфине произвести закупки. И только потом товары могут быть консолидированы и централизованно направлены медикам, правоохранительным структурам и т. д. Даже международные организации и представительства зарубежных структур, которые, возможно, более оперативны, связаны определенными процедурами», – рассказал в интервью «Ритму Евразии» Шерадил Бактыгулов.
Говоря о меценатах, перечисливших средства в государственный фонд по борьбе с коронавирусом, эксперт отметил, что их помощь могла бы быть более эффективной, если бы они оказывали ее напрямую.
«Они пошли по самому простому пути – перечислил деньги, пропиарился и все, считай выполнил свой долг. На мой взгляд, нужно не просто давать деньги, нужно продумывать логистику оказания помощи. И дело даже не в том, что, если закупать необходимое через систему госзакупок, остается риск, что те же средства защиты будут закуплены с превышением их стоимости. Дело в самом подходе – важно своевременно оказать поддержку, которая нужна именно здесь и сейчас. У нас этот вопрос хромает, и не только у нас, примерно также обстоят дела и в Казахстане, и в России, и в США, и во многих других странах. Просто в силу того, что у нас страна маленькая и небогатая, у нас эти недоработки сразу видны, но самое главное, они могут сказаться на снижении эффективности в борьбе с коронавирусом», – подчеркнул эксперт.
По его мнению, для оперативного решения таких вопросов нужно поощрять частные инициативы, т. к. частники, не связанные государственными процедурами и нормативами, могут быстрее оказывать помощь медикам, сотрудникам правоохранительных структур и т. д.
«Я считаю, что необходимо аккумулировать средства не только на государственных счетах, необходимо привлекать и частные структуры, которые могут, как обычный покупатель, прийти, купить и отправить, все необходимое, кому нужно. Здесь мне кажется удачным пример Китая. Несмотря на то, что у них несколько иная система и более жесткая дисциплина, им удалось синхронизировать эти процессы, призвав на помощь частные фонды и волонтеров, более того, где надо было, они даже игнорировали законодательные процедуры, в том числе и касающиеся закупок», – сообщил собеседник редакции.
Он также обратил внимание, что в Китае благотворительные организации оказывали помощь лицам из группы риска, заболевшим, а также непосредственно специалистам, которые были направлены на борьбу с коронавирусом, прежде всего медикам и их семьям. «Медицинские работники, находясь круглосуточно в зоне карантина, не могли выходить на базар или в магазин, чтобы обеспечить свои семьи продуктами, защитными и гигиеническими средствами, поэтому волонтеры разносили товары первой необходимости по домам врачей, медицинских сестер и другого персонала. Причем делалось это регулярно, т. к. медики по несколько недель не бывали дома. Более того, в Китае бизнесмены, которые, может быть, даже победнее наших олигархов, покупали дома, автомобили врачам, оплачивали их детям учебу в вузах и т. д. Это давало хорошую мотивацию медикам. И это, мне кажется, тот пример, на который стоит обратить внимание», – подытожил Ш. Бактыгулов.
Депутат ЖК КР Аида Исмаилова также подчеркнула, что обеспечение всем необходимым медицинских работников и сотрудников правоохранительных органов, которые контактируют с населением, должно стать первоочередной задачей как государства, так и благотворительных и волонтерских организаций. «Эти люди входят в группу повышенного риска заражения, т. к. работают непосредственно с инфицированными гражданами и людьми, которые могут быть переносчиками болезни, а отсутствие поддержки в таких условиях негативно влияет на их эмоциональное состояние, снижает стимул, что, соответственно, негативно сказывается и на их работоспособности», – подчеркнула она.
И с депутатом невозможно не согласиться.